Божественный цвет

В омской галерее «Квадрат» проходит выставка «Сны цвета моря». Представленные на ней картины Натальи Прониной и Лидии Зарембы — шедевры цветовой гармонии.

288203 марта 2018

Наталья Пронина — гений цвета. Мы видим на ее картинах не буквальное прочтение визуального образа цветов, а изображение метафизической красоты, которую те в себе заключают.

Наталья Пронина

У ее цветов нет четких очертаний — они заполняют все пространство холста без остатка, вытесняя собой все остальные объекты материального мира. Она воспевает воплощенную в них абсолютную гармонию и делает это совершенным образом.

Наталья Пронина. «Прохлада летнего луга». Б., акв. 2016 год

Художник видит цветы взглядом крылатого существа, летящего над ними и воспринимающего их как краску, упавшую с Божественной кисти, но не достигшую поверхности земли, а волею Творца зависшую пятном в воздушном пространстве.

Наталья Пронина. «Безмятежность сада». 2017 год.

Она воссоздает ландшафт внутреннего сада, в котором «нет белого и черного, нет контрастов, всегда сумерки и запахи цветов, смесь дня и ночи». Ее образы ничего не выражают и ничего не обозначают. В них нет конкретности, зато есть легкость недосказанности с бесчисленными нюансами, полутонами и градациями.

Наталья Пронина. «Нежный олеандр». 2017 год.

Картины Натальи Прониной — это интуитивная живопись, которая становится возможной только на пределе творческой концентрации. Ее предназначение — замедлить внутреннее время до частоты, позволяющей воспринимать красоту, которая в другом, более динамичном состоянии остается неразличимой для глаз.

Наталья Пронина. «Повеяло свежестью». 2018 год.

На картинах Натальи Прониной это потоки света — они пронизывают полотно, и мы можем наблюдать его вибрации: свет солнца, свет луны заполняют собой пространство и превращают его в единое целое — в нем «грезы исчезают при свете дня, но тени остаются в его глубине».

Наталья Пронина. «Белый шиповник». 2012 год.

Такой мир не воспроизводит внешнюю реальность и не отражает ее. Он существует сам по себе. Входя в это пространство, не понимаешь, что с тобой происходит, ты ничего не ждешь и ни от кого не зависишь. В этот момент ты максимально близок к идеальному образу своего внутреннего «я». Ты оказываешься в символической сверхтекучей реальности, которая обволакивает тебя и напитывает экстрактом счастья.

* * *

Лидия Заремба упивается красотой женщины. Для того чтобы увидеть ее настоящей, она преодолевает внешнюю форму и обращается к ее внутреннему пластическому образу.

Лидия Заремба

У художницы сущность женщины выражается в цветовых отношениях, в которые та вступает с окружающим миром. Она отдается реальности, подхватывающей ее, как волна, и несущей дальше — в неизвестность.

Лидия Заремба. «Волна». 2017 год.

Картины написаны так, чтобы зритель думал, будто женщина заполняет собой пространство картины до тех пор, пока на нее смотрят. Она демонстрирует себя, но стоит отвести глаза, как она исчезнет, унесенная световой волной. Женщины находятся в непрерывном развитии, они необъяснимы и непредсказуемы. Они пребывают в состоянии непрерывного становления, подчиняют себе окружающий мир, меняющийся вместе с ними.

Лидия Заремба. «Жар». 2017 год.

Героини картин Лидии Зарембы обнажены, но лишь для того, чтобы мы лучше видели исходящий от них свет, который непрерывно движется в пространстве картины и наполняет собой всех, кто способен его видеть.

Лидия Заремба. «Где твои крылья». 2015 год.

1

Галерея «Квадрат» находится в том самом здании, где больше тридцати лет назад в Омске прошла первая выставка первого за пределами европейской части страны экспериментального художественного объединения — ЭХО. Художественно-графический факультет местного педагогического института (ныне университета) едва ли не с момента основания в начале шестидесятых и на протяжении всего советского периода был центром притяжения интеллектуалов — именно здесь они искали применение своему потенциалу. Вторая половина восьмидесятых стала временем, когда накопившаяся за десятилетия энергия прорвала идеологические препоны, и омская живопись и графика предстали во всем своем невероятном разнообразии. Это была высшая точка концентрации художественных талантов в Омске — на родине Михаила Врубеля, проведшего здесь первые три года жизни. «Сны цвета моря» — отзвук тех прекрасных лет, золотого перешейка между советской предопределенностью и непредсказуемостью нового времени.

Вячеслав Суриков,
редактор отдела культуры журнала «Эксперт».

Публикуется с разрешения редакции.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Лёля Тарасевич

— Психолог

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

79719 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

313301 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

314101 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6594101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх