Сотня кукол и две феечки костюмера Омского цирка

У Натальи Александрович некоторые проблемы со слухом, зато золотые руки. Она стесняется первого, и второго тоже – немного, поэтому в Омском цирке, где она трудится, долгое время не знали, насколько талантлива вчерашняя уборщица.

2511319 марта 2018
Сотня кукол и две феечки костюмера Омского цирка

- Волнуюсь, - признается Наталья, усаживаясь передо мной в мягкое кресло. Начинает вертеть в руках ключ от костюмерной – действительно, волнуется. Не первая беседа с журналистом, но привычным это занятие пока не стало: известность, пусть на местном уровне, пришла внезапно, дело приятное, но для нее хлопотное.

Наталья работает в омском цирке костюмером и делает кукол из папье-маше. Куклы – истинные симпатяги, у каждой – свой характер. Цирк, с тех пор как раскрылись таланты Натальи, коллекционирует ее работы: приемную и кабинет директора украшают Арлекин, Силачи, Фокусник, Велосипедист, Дрессировщик со львом, её куклы живут и в других кабинетах, и в цирковом фойе, где в июне планируют провести выставку её работ. Сейчас Наталья работает над Джигитом: жгучим небритым наездником в кепке.

1

- Рассказать о себе? Да я как все, - разводит руками Наталья. – А может, и не как все… Родилась в самолете, который летел в родной Павлодар. Мама отправилась на воздушном судне к своим родителям. Не стоило это делать на позднем сроке, наверное. С тех пор всё не как у людей.

Проблемы со слухом - результат вовсе не сложных родов, а уколов от воспаления легких, которым девочка Наташа заболела в раннем детстве. В результате – с пятого класса школа-интернат для слабослышащих детей. Училась хорошо, поступила в химико-механический техникум. Школу считает одним из лучших периодов в своей жизни. «Все удивлялись, как при таком слухе можно было чего-то достичь, особенно по математике и литературе, - вспоминает Наталья. – Говорю плохо, язык заплетается, но написать что угодно могу».

Получив «корочки» специалиста по технологии резины, Наталья 13 лет «отпахала» на сажевом заводе аппаратчицей. «Было тяжело, - признается героиня. – Еще и скрывала, что плохо слышу, очень стеснялась, не высовывалась. Это уже здесь, в цирке, меня разбаловали…».

Наталья уставала: тяжелый труд на заводе, маленькие дети дома. Ушла с работы и пять лет просидела дома, с ними, порой болеющими, требующими внимания и заботы. В тот период и увлеклась рукоделием.

- Заинтересовалась техникой папье-маше. Вот такой же столик у нас был, сядем вокруг втроем, с детьми – и начинаем творить. Сначала простое - фрукты, тарелочки, фигурки животных. Детям очень нравилось. Потом они повзрослели, их увлечения поменялись. А я, выходит, так и не повзрослела, - смеется Наталья. Она начала делать персонажей посложнее. Раньше в качестве каркаса под туловище использовала пластиковые бутылки, для кукольных рук – проволоку. Сейчас в ход идет пластилин, слепленную заготовку из которого потом вытаскивает из бумажной «оболочки». Несложную куклу может сделать за пару недель, если задумано что-то масштабное, детализированное, может заниматься работой полгода: «Оставлю на время, отойду в сторону, а когда возвращаюсь к ней, вижу, что нужно доделать».

Одной из первых кукол была Баба Яга на метле – «страшненькая, но милая, характерная, нос крючком, вся в бородавках, всё при ней!» Правда, даже фотографии любимицы у Натальи не осталось: с самого начала щедро дарила кукол знакомым и друзьям, которые восхищались ее творчеством. Дома кукол почти нет: «сапожник без сапог, - шутит Наталья. – Даже когда обещаю себе, что оставлю, всё равно кукла «уходит» и живет своей жизнью. Попросят – всегда дарю».

Спустя пять лет ее семья пополнила ряды обманутых дольщиков. Известная история: продажа квартиры, кредит на жилье в новостройке, скромная «однушка». Денег не хватало – и Наталья устроилась работать дворником. «Не сильно красиво выходит – женщина с лопатой, – до сих пор переживает кукольница по этому поводу. – Вставала пораньше, чтобы по темноте никто меня не видел. Похудела на этих «тренажерах», лопате да метле, на 30 килограммов».

Как-то мимо нее проходила старушка («феечка» - называет её героиня). Поглядела на Наталью да пожалела: «У нас место освободилось, пол мыть некому, приходи». Оказалось, пожилая женщина работала в цирке уборщицей. Так Наталья и попала в цирк.

С той поры прошло еще пять лет. Недавно Наталью повысили: с нового года она работает костюмером. «Это настоящее счастье, я долго не могла сдержать слез. Как в сказке, где фея-крестная решает за Золушку всю её дальнейшую судьбу. Для меня «феечкой номер два» стала Елена Филипповна Агафонова», - искренне говорит Наталья и, кажется, и сейчас вот-вот расплачется от радости, что теперь ее удел – не ведро и швабра, а ткани и аксессуары. «Когда из поломоек перевели в костюмеры, сын купил огромный букет. А дочь – она в свои 20 лет у меня критичная барышня – сказала: мама, давно пора было!»

В цирке долгое время не знали про её творческое хобби. Однажды принесла в коллектив своего Арлекина, показать-поделиться – так коллеги и прознали о куклах. «Как-то мы подарили от нашего коллектива Елене Филипповне Агафоновой, нашему директору, Белого Клоуна. Она поначалу не знала, что это моих рук дело, когда узнала – очень удивилась» Теперь куклы из цирковой серии живут и в ее кабинете, и в фойе. Некоторые уезжают в дальние края с гастролерами Омского государственного цирка. Так, например, эквилибрист и артист в пятом поколении Максим Минасов на свое 30-летие, которое отмечал здесь, в Омске, получил в подарок от цирка узнаваемого Наполеона Бонапарта: в своем номере «Император» он предстает перед зрителем в точь-в-точь такой же треуголке и алом мундире с золотыми эполетами.

Обычная офисная бумага, гуашь – вот основные незатейливые материалы для будущих кукол. Остальное – на откуп фантазии автора. «Мелочи никогда не покупаю, - делится секретом Наталья. – Знаете, что можно найти на полу, если внимательно смотреть под ноги? А сколько всего от костюмов на манеже после выступления остается? Девчонки раньше всё это сметали да выкидывали, а я каждую блестку поднимаю – и в копилочку. Как прознали о моем увлечении, начали собирать, отдавать. Теперь у меня множество коробочек – с перышками, пуговками, стразами. Идея пришла – и я под нее тут же нахожу нужную мелочь. Да, до сих пор не все понимают, почему я этим занимаюсь. Для души? Душа должна полы мыть, борщ варить и штаны стирать. Многие так говорят, люди ведь разные…»

Какими бы ни были – они её вдохновляют. И случайные прохожие, и зрители цирка, и артисты-гастролеры, и коллеги-мастера, за творчеством которых Наталья следит в интернете. О том, чтобы продавать своих кукол, Наталья не задумывается. «Деньги, конечно, всем нужны, но боюсь, начнется клепание и конвейер – быстрее-быстрее… Душа пропадет».

На вопрос о кукле своей мечты Наталья отвечает без раздумий: она очень любит Булгакова, хочет выполнить в своей технике всех героев «Мастера и Маргариты», в первую очередь, поэта Бездомного. Роман готова перечитывать бесконечно. «Учительница по литературе была хорошая, приучила к чтению, да и отец всегда был книголюбом».

Творческая натура Натальи находит выход не только в симпатичных фигурках. Она прекрасно шьет, а мебель у нее дома, как говорится, «ручной работы». Даже межкомнатные двери – произведения искусства. «Как это сделано?», - спрашиваю, рассматривая фотографии. – «Папье-маше! Старую дверь из ДСП обклеила, украсила, видите, теперь на ней надпись: «Счастье – это понимание простых вещей».

Неизбалованному человеку не так уж и много надо для счастья, тихого, спокойного, негромкого. Любимая работа и не менее любимое хобби, муж, дети, друзья, которые часто приходят в гости и вместе с семьей Александрович ждут, что все же рано или поздно произойдет «жилищное чудо», и Наталья с мужем и детьми переедут в просторную квартиру. С мужем она знакома со школы, больше тридцати лет. Он тоже плохо слышит, по той же причине, что и наша героиня. «Такое вот поколение… не повезло нам с медициной. Были бы нормальными», - говорит Наталья, смущенно поправляя шарф.

А мне кажется, она нормальнее многих, честное слово.

Кстати, если у вас есть ненужные вам, но симпатичные финтифлюшки, пустяковинки, барахлинки, штучки-дрючки и чепушинки (как сказал бы Рэй Бредбери) – приносите Наталье. Она будет рада!

Автор:Елена Ярмизина

Фото:из личного архива Натальи Александрович и Елены Агафоновой

Теги:циркхоббичастная жизнь


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

18.06.2018

Подходит ли Вижевитова на должность омбудсмена?

Уже проголосовало 32 человека

13.06.2018

Имеют ли право учителя подрабатывать моделями?

Уже проголосовало 149 человек



Другие новости







Блог-пост

Сергей Демченков

— Филолог

Елена Петрова

— омичка

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Дмитрий Вирже – Виктору Скуратову: «Недеяние – высшая форма деятельности»

В «Интервью по цепочке» художник, основатель галереи «Левая нога» рассказывает предпринимателю-кофеману, почему художественное образование – зло, зарабатывать искусством – преступно и как госзаказ может стать гумусом для творчества.

2485115 июня 2018

Стиль жизни

Мыслящие здраво. Лев Янеев

Здоровье

Мыслящие здраво. Лев Янеев

Семь весомых шагов на большую высоту: история 48-летнего омского банкира, который постройнел ради того, чтобы прыгнуть с парашютом – и не только. (ВИДЕО)

1130119 июня 2018
ПИСЬМО СЕБЕ. 17-летнему Сергею Демченкову...

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ. 17-летнему Сергею Демченкову...

...или публичный дар «близкому по крови незнакомцу» от завкафедрой русской и зарубежной литературы ОмГУ. 

223706 июня 2018
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Серёге Тимофееву...

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Серёге Тимофееву...

…или несколько советов вчерашнему школьнику от будущего сексолога, руководителя «Клиники для Двоих».

1655131 мая 2018
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летней Нателле Кисилевской...

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летней Нателле Кисилевской...

...из 2018 года от известной журналистки, красавицы, умницы и опытной кошелки. 

3239223 мая 2018

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Другие новости

Наверх