Сергей Шелест: «Главное достижение — при минимальном тарифе гарантируем качество омской воды»

Возглавив «ОмскВодоканал», Сергей Шелест взял курс на обновление инфраструктуры и автопарка. В интервью «ВОмске» — о достижениях и о том, что ещё предстоит сделать.

2210127 марта 2018
Сергей Шелест: «Главное достижение — при минимальном тарифе гарантируем качество омской воды»

- Сергей Николаевич, чего предприятие добилось в 2017-м, как прошел сложный для всех коммунальщиков зимний сезон?

- Безусловно, главное достижение прошлого года — это то, что нам удалось при минимальном тарифе на водоснабжение и водоотведение удержать стабильно высокое качество омской воды. Оно вновь подтверждено включением наших услуг в «100 лучших товаров России». В этом году мы удостоились диплома «Золотая сотня». А на торжественной церемонии награждения призёров юбилейного конкурса программы «100 лучших товаров России» в Москве предприятие получило приз «Экостар» за многолетние достижения в области качества, экологии, энергоресурсосбережения за услуги водоснабжения. В итоге Омск прочно входит в пятерку российских городов с самой чистой водой.

1

Из финансовых достижений — несмотря на все трудности, мы вышли на стабильный инвестиционный уровень: ежегодно в обновление и реконструкцию системы водоснабжения и водоотведения Омска мы вкладываем свыше полумиллиарда рублей. Также в прошедшем году нам удалось серьезно продвинуться в части приобретения новой спецтехники, средств малой механизации. Все это влияет на снижение аварийности, сокращение времени устранения повреждений, а главное — улучшение качества работ и повышение уровня комфорта для нашего персонала.

- Но этой зимой были заметные аварии, причем достаточно масштабные и по времени устранения...

- Зима была малоснежной, а чем меньше снега, тем больше промерзание грунта. Поэтому, вне зависимости от того, в каком состоянии находятся сети, порывы возможны из-за движения пластов грунта. А после аварии на ведомственных сетях Шинного завода внимание к любому повреждению было повышенным. Мы оказали помощь при устранении последствий повреждения на Шинном заводе, повреждения на наших сетях устраняли в нормативные сроки – не более 12 часов. Оперативное реагирование снижает потери ресурса. За последние 10 лет физические потери воды снизились вдвое. Число самих повреждений уменьшилось почти в три раза — с 645 в 2007-м до 226 в 2017-м.

- За счет чего происходит снижение аварийности и потерь?

- За счет уже упомянутых инвестиций. Работа по обновлению систем водоснабжения и водоотведения ведется в рамках инвестиционной и производственной программ предприятия. Ну и, конечно, за счет профессионализма и опыта коллектива.

- Коллеги из других предприятий ГК, видя вашу успешность, кадры не перетягивают?

- Перетягивают, конечно. И в Тюмени наши менеджеры работают, и в Воронеже, и в других городах. Но это нормальная система, ротация кадров. Тем более, что наше предприятие — самое крупное в группе компаний «Росводоканал».

- Вам самому заманчивые предложения, кроме как стать мэром Омска, не поступали?

- Предлагали возглавить «Краснодар Водоканал», но омские водоканальцы стали для меня большой семьей.

- Отказались от теплого климата и морского воздуха?

- Я считаю, что уже много сделал для того, чтобы остаться в Омске. Дом на пустыре построил, тут друзья, дети выросли. Отец здесь похоронен. Да и жизнь не такая длинная, чтобы все с нуля начинать...

- А что удалось построить, модернизировать омскому водоканалу? И откуда берутся средства на модернизацию?

- Сейчас предприятие реализует инвестиционную программу 2016-2019 годов. Основные источники её финансирования — это нетарифные источники, амортизационные отчисления и плата за подключение. Изначально в инвестпрограмме планировался источник в виде инвестиционной составляющей в тарифе. Но поскольку правительством РФ было введено ограничение в виде предельного платежа гражданина, этот источник из программы исключен. То есть все мероприятия, направленные на сохранение и улучшение городской системы водоснабжения и водоотведения, проходят в отсутствие финансового участия жителей. Омичи уже третий год ни рубля не инвестируют в водопроводно-канализационное хозяйство.

В части платы за подключение, к сожалению, идет спад. Но благодаря другим источникам мы уже несколько раз добавляли средства в инвестпрограмму, чтобы продолжать общесистемные мероприятия по модернизации и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения.

Один из ярких примеров: в декабре 2017 года мы закончили многолетний проект на Ленинских водоочистных сооружениях — завершили строительство второй очереди (первую ввели в строй еще в феврале 2015-го) сооружений повторного использования промывных вод. Торжественно запускали её врио губернатора Александр Бурков и гендиректор ГК «Росводоканал» Антон Михальков. Закончив этот важный, прежде всего, для экологии объект, мы исключили сброс загрязненных вод, которые образуются в результате технологического процесса при очистке речной воды. Этот проект стоимостью 582 миллиона рублей — яркий пример государственно-частного партнерства. Первая очередь, где использовалось федеральное софинансирование, обошлась в 218 миллионов рублей. Второй этап – стоимостью 364 млн рублей - реализовывался полностью за счет средств «ОмскВодоканала».

Сейчас мы движемся к завершению еще одного проекта – внедрению системы электролиза на сооружениях водоподготовки. Речь идет о процессе хлорирования воды, при котором будет использоваться не жидкий хлор, как сейчас, а продукт электролиза обычной соли. Стоимость проект порядка 130 миллионов рублей, на сегодня монтаж оборудования закончен, уже начинается процесс пусконаладки. Запуск этого объекта, предварительно запланированный на май текущего года, позволит избавиться от двух опасных объектов хлорного хозяйства, эксплуатируемых сегодня — склада хлора на Ленинских водоочистных сооружениях и склада хлора в Центральном округе.

- То есть предприятие и сэкономит, и на благо экологии сработает?

- Экономия, возможно, небольшая будет. Затраты на закупку сырья увеличатся, но сэкономим на эксплуатации режимных объектов, достаточно больших — с ж/д путями, на персонале и охране. Но проект реализуется не из-за выгоды, первостепенная задача — уйти от опасных объектов. Чем меньше их будет на территории города, тем спокойнее будет жить всем нам.

- В очистке сточных вод тоже используете инновации?

- На очистных сооружениях канализации заканчиваем монтаж приобретенного за 35 миллионов рублей декантера — агрегата, который отвечает за сгущение и обезвоживание осадка сточных вод. Один новый заменит два устаревших, он за час может обработать до 120 кубометров осадка.

Начиная с 2015 года, мы проводим санацию железобетонных коллекторов большого диаметра: полтора, два и два с половиной метра, построенных в 60-70-х годах прошлого века. Раньше никогда этого не делалось. Верхние своды коллекторов существенно разрушились под воздействием газовой коррозии. Все это в любой момент может обвалиться. Мы выбрали наиболее оптимальную технологию «труба в трубе». Для санации использовали специальные трубы – спиролайн - большого диаметра. В определенных точках разрабатывались котлованы, коллекторы прочищались, а далее проводили санацию, несмотря на поступление в коллектор сточных вод. Далее в старую трубу проталкивается и вкручивается новая труба. (Кстати, трубу берем местного производства — с «Полипластика»). Промежуток между старым коллектором и новой трубой бетонируется. При такой санации этим коллекторам гарантировано еще несколько десятилетий работы, поскольку новые трубы не подвержены ни газовой коррозии, ни каким-либо другим воздействиям. Да и сопротивление проходящим стокам меньше, а скорость потока – выше.

Огромные средства мы вкладываем в модернизацию наших насосных станций — и канализационных, и водопроводных. С 2005 до 2015 года эти станции находились на аутсорсинге в частной компании. Оборудование поддерживалось в рабочем состоянии, но никаких серьезных вложений в него не делалось. Сейчас мы скорректировали инвестиционную программу, добавив в нее 103 миллиона рублей. Цель – повысить их энергоэффективность, заменить старые насосные агрегаты на более экономичные и современные.

- В Вас все еще говорит энергетик...

- Мы занимаемся энергосбережением планомерно. По сравнению с тем же 2007 годом энергопотребление на объектах водоснабжения и водоотведения города уже снижено на треть.

- Выходит, что у вас, несмотря на снижение поступлений по нескольким источникам финансирования, все проекты реализуются в полном объеме и без задержек?

- Проблемные объекты у нас тоже есть. В этом году планируем возобновить строительство теплофикационного модуля.

- Это был ваш совместный проект с НПО «Мостовик»?

- Да, и, если бы не ситуация, в которой оказалось НПО «Мостовик», этот модуль уже, наверное, был бы построен.

Сейчас обезвоженные остатки сточных вод утилизируются в специальных илошламонакопителях. В теплофикационном модуле же их можно было бы сжигать. Дело в том, что эта технология еще неопробованная, нигде еще не внедрена, ни на одном водоканале — ни за границей, ни в России. Несмотря на это, мы планомерно идем вперед. На сегодня у нас есть проект, который прошел все государственные экспертизы, оформлены земельные участки, получены разрешения на строительство, прошли общественные слушания. Я считаю, надо двигаться. Этот проект достаточно важный и для экологии города. Возможно, этот модуль можно будет использовать и в других целях, например, для утилизации ТБО.

Стоимость строительства первой очереди в сегодняшних ценах — порядка 329 миллионов рублей. Это первоначальная цена, в процессе торгов, скорее всего, будет снижение. Да, риск действительно есть, поскольку пока существует только опытный образец этой экспериментальной установки в Новосибирске.

- В случае ввода модуля в эксплуатацию вы сможете избавиться от всех или какой-то части накопителей?

- Вопрос стоит несколько иначе. Осадок не будет складироваться, как сейчас, а будет утилизироваться.

- Кстати, долгое согласование всякого рода — не в данном конкретном случае, а вообще в Омской области — одна из тех вещей, которая, кажется, Вас заметно раздражает?

- Практически во всех остальных регионах России линейные объекты строятся уже без выдачи отдельных разрешений на строительство. Мы третий год предлагаем внедрить такой порядок и в Омской области. К сожалению, пока сдвинуть этот вопрос с места не можем, хотя из нескольких соседних регионов привозили действующие у них нормы, и не понимаем, почему такую практику невозможно применить в наших условиях.

- Как у вас складываются отношения с администрацией города?

- С мэрией Омска выстроены договорные отношения. Все используемое имущество находится в собственности города, мы его только арендуем. В декабре 2013 года Горсоветом было принято решение, что с 2014 года арендная плата вносится непосредственно в бюджет города, а не направляется на реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения, как было ранее. За эти годы более миллиарда рублей мы направили в городской бюджет. Как я уже говорил, население Омска третий год в составе тарифа не платит инвестиционной составляющей, то есть ни рубля не вкладывает в инвестиции и при этом получает качественную воду по одному из самых низких тарифов в Сибири и стране — 15 рублей 29 копеек за кубометр. Это реальные условия, в которых работает омский водоканал.

- Насколько исправно платят омичи по этим низким тарифам?

- Общая экономическая ситуация в стране, конечно, сказывается и на платежеспособности населения. Несмотря на то, что доля платежа за воду в общей сумме коммунальных платежей гражданина невелика, мы констатируем увеличение дебиторской задолженности. И в первую очередь, у населения. Собираемость платежей потребителей – физических лиц в прошлом году составила 95,1%, а у юридических лиц – 99,2%. Чтобы выйти на плановые показатели по сборам, мы проводим разъяснительную политику, разнообразные стимулирующие мероприятия: и пени списываем, и акции разрабатываем, например, «Кубометр в подарок». Делаем все, чтобы нашим абонентам было удобно рассчитываться. Показания приборов учета можно передавать 11-ю способами — и голосовым способом через автоответчик, позвонив оператору, и через смс, и в личном кабинете на сайте, и через терминалы.

- А как оплачивается вода в частном секторе, идущая через водоразборные колонки. Много их, кстати, еще в Омске осталось?

- В городе 898 водоразборных колонок. Летом в жару и машины на колонках моют, и огороды поливают. Мы же получаем потери воды, которую омичи фактически потребляют, но не оплачивают.

- Последний отголосок советского прошлого...

- Я бы не сказал, что это отголосок. Не все жители частного сектора готовы и хотят строить частные водопроводы. Хотите пользоваться водой с колонки – пожалуйста. Только надо понимать, что эту воду подняли с Иртыша, очистили, лабораторно проверили ее качество и по системе трубопроводов вам подали. Поэтому сейчас мы в поиске решения, как отпускать воду из колонки всем желающим на возмездной основе. Чтобы любой житель города мог набрать воды, направив, например, смс и заплатив символическую сумму.

- Обсуждая новость о возможном введении платы на колонках, в Сети сетовали, что прибыль предприятия все равно идет в зарубежные офшоры...

- Хочу развеять этот миф. Уже два года, как основной акционер «ОмскВодоканала» — это российская компания «РВК-Капитал». Предприятие работает с прибылью, эффективно. В водоканалы других городов, например, питерский, муниципалитетом вложены огромные средства. Недавно к нам приезжали коллеги из Калининграда. В их небольшое предприятие за пять лет вложено 6 миллиардов рублей бюджетных средств! Кубометр воды в Калининграде стоит 24 рубля, против 15 — в Омске. И при этом воду в Калининграде из крана, как в Омске, не пьют. В общем, результаты работы — и по качеству воды, и по надежности, и по аварийности — в омском водоканале на достойном уровне. Мы – ресурсоснабжающее предприятие – не только качественно делаем свою работу, но и пополняем городской бюджет. Назовите еще хоть одно предприятие коммунальной отрасли, которое так же работает.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

82919 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

316501 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

317801 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6623101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх