Пассажирские перевозки в сельских районах. Кому-то повезло больше

Полтавскому АТП Омской области удаётся не просто держаться на плаву, но и демонстрировать стабильность.

202505 апреля 2018
Пассажирские перевозки в сельских районах. Кому-то повезло больше

«ВОмске» продолжает публикацию материала, подготовленного корреспондентом журнала «Автомобильный транспорт» Владимиром Гранником, о ситуации в сфере сельских перевозок в Омской области.

В предыдущих частях, «Рынок не вырулил» и «Самое слабое звено» мы увидели общую ситуацию неудачной коммерциализации сельских пассажирских перевозок в Омской области и разобрали примеры Нижнеомского и Колосовского районов.

На общем удручающем фоне исключением смотрится пример Полтавки. Местное АТП сравнительно крепко стоит на ногах. Долги за 2017 год составили… 23 рубля. Блестящий результат на фоне остальных. А теперь — чуть подробнее о том, как предприятие во главе с директором Валерием Сырейщиковым справляется со своей транспортной работой.

Директор ООО «Полтавскавтотранс» Валерий Сырейщиков

В районе нет ни одной деревни, куда бы не доезжали автобусы АТП. Люди спокойны, знают, что автобус всегда придёт. Придёт как минимум четыре раза в неделю, а в некоторые поселения пять и шесть. Базовая маршрутная сеть составлена таким образом, что, кроме муниципальных маршрутов, которые покрывают все 40 деревень, есть межмуниципальные, которые тоже заходят в деревни… Вот такое приятное для деревенских пассажиров взаимодополнение разнокалиберных маршрутов.

Как Полтавскому АТП удаётся не просто держаться на плаву, но и демонстрировать стабильность?

— Валерий Иванович! Одни АТП в районах Омской области закрываются, другие едва дышат… А вот ваше предприятие очень даже в форме. И это, не скрою, удивительно.

— Верно, «Полтавскавтотранс» работает стабильно. Возможно, мы одни из немногих, которые пока держатся, и на неплохом уровне. У нас нет задолженности ни по зарплате, ни по налогам, ни по контрагентам.

— Хотелось бы понять, за счёт чего? Уверен, что это интересно не только мне.

— Когда я пришёл сюда директором и посмотрел доходы-расходы, то понял, что нужно предпринимать какие-то неординарные шаги. Подумав, принял решение раскрутить здесь коммерческий ремонт.

У нас договоры со школами нескольких районов на ремонт и техническое обслуживание автобусов. Мы уже подружились с ними — как минимум по 40 машин в год пригоняют с каждого района. Плюс предприниматели обращаются, фермеры. Ремонтируем и КамАЗы, и трактора. Это всё подспорье к пассажирским перевозкам. Кстати сказать, мы практически любую машину российскую можем сделать без вопросов. Специалисты у нас очень опытные, с огромным стажем работы.

1

Была острая проблема замены подвижного состава. Я быстро сообразил и по всей области стал покупать школьные автобусы, как бы отслужившие своё после 8-10 лет эксплуатации. Но это, как правило, хорошие машины, рамы отличные — жестянку перевариваем и наши автобусы как новые. Они способны ещё лет 10 ходить. И за три года мы заменили все 20 автобусов.

— Вы сказали, у вас работают ценные кадры. Наверно, их надо было как-то привлечь, а затем удержать.

— Конечно. Зарплата у слесарей небольшая. Порядка 12 тысяч — это ни о чём. Я им предложил: «Ребята, 50 процентов с коммерции я отдаю вам, а 50 идёт на предприятие. Они согласились с удовольствием».

— Это всё?

— Нет. Я ещё и фермерское хозяйство по производству зерна в Полтавке открыл. Это чисто моё предприятие. Но оно даёт возможность работникам АТП, тем же слесарям, участвовать в посевной, в уборке и дополнительно зарабатывать. Одним словом, те деньги, которые мы на коммерции выручаем, позволяют автопредприятию работать вот уже 7 лет без долгов.

***

Добавлю от себя: пожалуй, самый главный фактор успеха Полтавского автопредприятия — руководитель с колоссальным и многосторонним опытом. Председатель колхоза, Глава Полтавского района, директор районного отделения Сбербанка, успешный предприниматель. Это всё о нём, Валерии Ивановиче Сырейщикове. Именно уникальность опыта и приобретённых по жизни навыков позволили ему сотворить маленькое чудо — стабильно работающее автопредприятие районного масштаба.

По заслугам и признание. «Полтавскавтотранс» — лауреат Национального бизнес-рейтинга «Лидер России 2013», лауреат международной премии «Элита национальной экономики»-2014. Директор предприятия Валерий Сырейщиков в 2017 году стал лауреатом Главной общенациональной премии «Заслуженный предприниматель».

Один из лучших водителей Полтавского АТП Сергей Демченко

В разговоре с Валерием Ивановичем мы не могли не затронуть общую ситуацию с пассажирскими перевозками в Омской области. По его мнению, проблем у перевозчиков выше крыши и не все они носят объективный характер. Вот несколько соображений Сырейщикова.

О недостаточном объёме субсидий

— Мы сегодня получаем субсидии только по муниципальным маршрутам. По 13 маршрутам они составляют два с половиной миллиона в год. Это ни о чём. Нормативы по затратам на 1 км маршрутной сети не пересматривались 5 лет! Между тем цены на резину, горючее, запчасти на месте не стояли. И на этом тарифе, конечно, все просели. Русская Поляна, Павлоградка, Колосовка, Шербакуль, Азово закрылись. Тавричанка живёт очень сложно. Так не годится — как РЭК определил затратный тариф 25 руб 80 коп в 2014 году, так и осталось на 2018 год.

— А надо бы сколько?

— Надо бы 30. Как в Новосибирске, к примеру. Это позволяло бы ещё и новые автобусы покупать. А при сегодняшнем уровне возмещения выпадающих доходов предприятий о развитии районных АТП и речи быть не может, только о выживании.

Из-за того, что автопредприятиям недоплачивают, все внутрирайонные перевозки при коротком плече и малом количестве пассажиров убыточны. И если бы у нас в районе не было сегодня связки межмуниципальных и муниципальных маршрутов, на муниципальных мы давно провалились бы и ничто бы нам не помогло. Те районные АТП, которые провалились, не выжили главным образом по этой причине.

О нелегалах

— Вам они сильно мешают?

— Они всех душат. Нас тоже. И беспредел полный, сколько мы ни обращаемся. На сегодня у них по нашему району порядка 17 Газелей ходит. И все идут на город. Это незаконное предпринимательство. 800 тысяч в месяц они увозят — это наши недополученные доходы. Расчёты у меня точные, я ведь ко всему прочему и финансист, как вы знаете. Кроме того, они налоги не платят. А мы платим налогов 6 миллионов в год. Это для нас большие деньги. Условия совершенно неравные.

— Если бы у вас были все рычаги в руках, как бы вы боролись с нелегалами?

— Законными методами. 220-м законом.

— Но почему-то не получается.

— Эти хитрецы приспособились, маскируются под заказные перевозки. Но Путин же на Госсовета сказал: немедленно ввести лицензирование на все пассажирские перевозки. И самое главное: если ты не выиграл конкурс, если у тебя нет маршрутной карты и свидетельства, а ты появился с пассажирами — на всю катушку надо наказывать. В 220-м прописаны капитальные штрафы. Кто бы контролировал это всё как следует. Нашему УГАДН трудновато справляться, у него три сотрудника осталось. И это с прошлого года даже уже не Управление, а филиал от Новосибирска.

О нерегулируемых тарифах

— Все межмуниципальные маршруты в Омской области перевели на нерегулируемые тарифы. Даже те, что с коротким плечом. Они стали убыточными. Сейчас эту ошибку начали исправлять — короткие маршруты вновь переводятся на регулируемый тариф.

О дорогах

— У нас дороги что внутри района, что в город — не дороги, а направления. До Шербакуля, до Азово — просто ужасные. Зимой ещё терпимо, дедушка мороз прекрасный дорожный ремонтник. В остальное же время года хоть караул кричи. Кстати, наши затраты на ремонт убиваемой дорогами техники тоже никак не учитывается, а убытки ведь колоссальные. И это проблема, конечно же, не только нашего района.

— Тем не менее, ваше предприятие довольно успешно преодолевает многочисленные трудности.

— Хотелось бы не преодолевать трудности, не выкручиваться, не привлекать какие-то дополнительные ресурсы, как это делаю я, а спокойно выполнять работу по перевозке пассажиров. Тем более досадно, что трудности мы преодолеваем по большей части искусственные. И, к сожалению, тут присутствует элемент везения: кому-то повезло больше, кому-то меньше. Не должно быть такого!

Почему в Колосовке случилась тяжелейшая ситуация? Предприятие остановилось, почти все маршруты теперь в руках недобросовестных частников. Плохой директор? Ничего подобного. Знаю Бондаренко — грамотный, толковый руководитель, предприятие до последнего времени работало стабильно. Читал Открытое письмо и. о. директора этого АТП, оно с экономическими выкладками, и по всему выходит, что предприятие чуть ли не сознательно банкротили… не платя те же субсидии и так далее.

Продолжение следует.

Публикуется по тексту, предоставленному автором Владимиром Гранником, с разрешения редакции журнала «Автомобильный транспорт».


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Ксения Полежаева

— адвокат

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

65819 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

300701 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

301001 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6477101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх