Сергей Мизя: «Одним – 640 миллионов за халтуру, другим – тяжбы с заказчиком»

Директор компании «Коминформ» на примере гидроузла размышляет о том, как старая дружба наносит ущерб экологии и бюджету, сколько бы воды со времен её зарождения не утекло.

254311 апреля 2018
Сергей Мизя: «Одним – 640 миллионов за халтуру, другим – тяжбы с заказчиком»

— Небольшое отступление в сторону от Омска: Ульбинское водохранилище сбросило воду и затопило Семипалатинск. Вместо 500 кубометров в секунду — 1800, как говорится, «без объявления войны», не оповестив население ниже по течению. В результате в Казахстане началось подтопление жилых домов в Семипалатинске: вроде рано, но в силу погодных условий и плюсовой температуры сложилось именно так. Резко вскрылся Иртыш, пошли дожди — и уровень воды в водохранилище поднялся выше критической отметки. В этом случае все плотины требуют немедленного сброса воды — иначе угроза прорыва и затопления городов и сел ниже по течению реки, и последствия могут быть страшными.

Недавно на заседании Госсовета России Президент России Владимир Путин поднял давно назревшую проблему о протекционизме региональных властей: «Не нужен нам протекционизм на уровне субъектов федерации, ибо это монополизм».

Омский бывший лучший строитель Олег Шишов вместе с «духовным отцом» области, карагандинским каналокопателем Леонидом Полежаевым, вернувшимся на родину в смутные 90-е «в мятых штанах и драных сандалиях» (как он сам писал в автобиографической книге «Путь к себе») и неожиданно сделавшим блестящую карьеру, увлеклись глобальными для области строительными проектами. Характерно, что получив доступ к бюджетным ресурсам, оба распоряжались средствами как своими собственными. Это продолжалось 20 лет. Результат, один из многих, — совершенно непродуманное решение о строительстве гидроузла в том месте, где он начал строиться. Омичей, как всегда, никто особо и не спрашивал: «челядь она и есть челядь».

1

С одной стороны, возможно, с учетом изменения климата, водохранилище и нужно было бы строить, но уж точно не в черте миллионного города, чтобы туда стекала вся грязь и мусор с городских улиц — и потом эту же воду пить. Вопрос к экологам, ученым — насколько правильно строить водохранилище в том месте? Мне кажется это решение весьма сомнительное.

Эколог Костарев недавно написал, что с инженерной точки зрения схема строительства гидроузла была выбрана не совсем верной, потому что плотину можно было построить в два раза короче.

Не правильнее ли думать о том, где лучше всего с точки зрения гидрологии, геологии и других наук построить плотину? Разве не логичным кажется строить ее выше миллионного города, если мы говорим о том, что вода нужна городу с целью употребления в пищу, для бытовых нужд и так далее? Например, так поступили в Новосибирске.

Но сегодня нужно говорить не только и не столько об экологии и месте, а о качестве исполнения контрактных обязательств строителями. Любая самая замечательная идея может быть извращена и уничтожена исполнителями. В том числе это касается и глобальных строек, где тратятся огромные бюджетные деньги, и контроль за ними должен быть двойным, не меньше. Кажется, в правительстве России через 25 лет развития рыночной экономики пришли, наконец, к пониманию этой проблемы, и теперь все масштабные стройки стоимостью свыше полутора миллиардов рублей, помимо экономических обоснований, должны проходить отдельную проектную защиту в правительстве РФ на предмет обоснованности и целесообразности этих строек.

Вернемся в Омскую область. Фирма «Мостовик» как генподрядчик в свое время нанимала субподрядчиков, которые занимались стройкой, в частности, подводящего и отводящего канала, шлюзовых камер на острове для пропуска судов, а также регулирующей бетонной плотины. По окончании строительства, уже в 2013—2014 годах, по слухам, возникли проблемы с тем, что сама плотина, а точнее, ее фундамент, сделан с грубым нарушением норм и правил строительства гидротехнических сооружений. Есть угроза подмыва фундамента и разрушения плотины по аналогии с Загорской гидроаккумулирующей ГЭС.

Подводящий канал строило ООО «Бетонспецстрой», а отводящий — ООО «Прибой». Они должны были углубить и расширить русло протоки Иртыша, качественный песок, соответствующий строительным нормам, уложить в дамбы шлюзовых камер для пропуска судов, а супесь, мелкий песок, грунт, глину — в хранилище. И если по «разбору полетов» первая фирма выполнила весь объем работы и все проектные отметки были сделаны верно, то фирма «Прибой» в отводящем канале, грубо нарушая строительные нормы и правила, вырыла ямы ниже проектных отметок, до 9 метров глубиной, добывая крупномодульный песок. Цена его на «черном рынке», для справки, доходила до 500 рублей за кубометр. Весь он складировался отдельно, а в дамбу, видимо, укладывалось далеко не все то, чего требуют условия проекта. В том, что теневой рынок песка в Омске процветает, нет никакого секрета, как нет его и в том, кто является его участниками.

В результате дамбы шлюзового канала, которые обустраивала фирма «Прибой», текут и их, возможно, придется сносить. Они облицованы бетонными плитами, но даже после этого тихо сползают в ямы, вырытые в отводящем канале.

Мало того: ходили слухи, что начала проседать нижняя часть бьефа плотины. А как поведет себя гидротехническое сооружение после ввода в эксплуатацию, ведь постоянный уровень воды перед плотиной будет более трех, а в паводок — как минимум пять метров? Следовательно, можно предполагать и существенное увеличение фильтрации воды под основанием, и возможный размыв грунта под плотиной.

При наличии госзаказчика и чиновников-контролеров, ООО «Прибой», руководимое Виктором Филатовым, одноклассником и товарищем экс-губернатора Виктора Назарова, умудрилось получить за свою халтуру 640 млн рублей. При этом «Бетонспецстрой», которое приблизительно за такой же объем работ должно была получить 138 миллионов, так и не смогло получить всю оговоренную в контракте сумму — несмотря на многолетние тяжбы с заказчиком. Причины сложившейся ситуации, по моему мнению, кроются в том, что на производственных совещаниях Виктор Филатов, видимо, не без доли бахвальства частенько заявлял: «Не бойтесь, я осваиваю деньги по приказу губернатора». В реальной жизни звучало это немного не так, но литературный язык не позволяет цитировать дословно, да и вряд ли губернатор мог давать такие прямые указания. Получается, что кто-то работает, а кто-то, приблизившись к власти на разных основаниях, пусть и по старой памяти о школьной парте, нет.

Вторым действующим лицом в этом процессе, добыче нерудных материалов в Иртыше, был Виктор Агарков, тезка и двоюродный брат того же Назарова. Помимо проданного песка со стройки гидроузла они выше по Иртышу «смахнули» два острова. А песок в русле Иртыша запрещено добывать постановлением Правительства РФ с 70-х годов прошлого века. И никто его не отменял. При этом у нас есть действующее министерство охраны природы, Росприроднадзор и природоохранная прокуратура. Не верю, что они были не в курсе происходящего, ведь есть еще и полиция на транспорте.

Если обсуждать проблему с экологами, то главная проблема не в инженерных схемах — корень ее в том, что алчные исполнители наносят колоссальный ущерб не только бюджету области и страны, но и экологии.

И все же не все так безнадежно: Олег Илюшин и Рита Фомина уже отбывают свои сроки, Виктор Агарков активно готовится присоединиться к ним, правда, пока по другому уголовному делу. Виктор Филатов, как обычно, занят рутинной работой перед началом сезона добычи песка. Своевременная и правильная перемена «крыши» в России для ведения теневого бизнеса — это все.

Неоконченная стройка — проблема для любого инвестора, а в этом случае для бюджетов области и страны. Это головная боль для врио губернатора Буркова и серьезная практическая задача для его заместителя Игоря Бондарева. Фактически эта проблема появилась из-за местечкового протекционизма экс-губернатора Полежаева и его окружения, и абсолютно правильно президент России Владимир Путин ставит задачу по скорейшему ее разрешению.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Ксения Полежаева

— адвокат


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

78519 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

312001 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

313001 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6583101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх