Станислав Иванченко: «Фраза #Я_остаюсь звучит упаднически и обречённо»

Известный рекламист рассказал «ВОмске», почему его знаменитая «брендолапа» осталась невостребованной, и оценил действия нынешних пиарщиков от власти.

360017 апреля 2018
Станислав Иванченко: «Фраза #Я_остаюсь звучит упаднически и обречённо»

— Станислав, сейчас омские власти, стараясь решить проблему оттока населения, начали активно пиарить тему «Я остаюсь»: под таким тегом выпускаются календари, проводятся молодежные мероприятия с участием врио губернатора... Как ты, как профессионал, можешь оценить эффективность этих действий? Лично я считаю, что результат от них будет, скорее, противоположный.

— Согласен с тобой, такой подход гиперболизирует проблему и уж точно не мотивирует жить в Омске. Фраза «Я остаюсь» звучит упаднически и обречённо. Пытался, пытался покинуть Омск, задолбался — и в результате остался, смирился с этим печальным фактом. Это похоже на известный анекдот «Так слона не продашь». У меня такое ощущение, что эта печальная фраза закономерно ставит точку в специально подогреваемом пиар–шоу по созданию негативной повестки для политических игр, где эта тема используется для борьбы за власть именно в областном центре. Манипуляция похожа на мнимые снижения цен на распродаже, сначала специально поднимают, потом опускают, дуря людям голову. По законам жанра должен появиться спаситель или группа таковых, которые остановят исход омичей. И всё это будет лишь в информационном поле.

1

На самом деле трудовая миграция — закономерный процесс. Уезжают из Владивостока и благоустроенных курортных городов Кавминвод, активные стремятся к новым возможностям. В центры высокой экономической активности едут со всей страны, за самореализацией и максимальным доходом. Молодёжь хочет зарабатывать, поэтому едет на север, где не очень комфортно, но выше зарплаты: когда ещё, как не в молодости, пока есть силы и здоровье.

Главное для молодых — это перспектива. Поэтому для реального решения этой задачи нужно не давить на жалость, как иногда делают родители, не отпускающие от себя своих детей, а создавать эти возможности и привлекать инвестиции извне.

#Я_остаюсь не привлекающий лозунг развития, а скорее приговор, нацеленный на удержание, тут напрашивается картинка с высоким забором и сторожевыми вышками. В общем, с острога начали историю города, им и хотят закончить, вот и вся «движуха» вокруг крепости. Тогда образ Достоевского в кандалах с тегом #Я_остаюсь очень подходит: и хотел бы свалить, но кандалы, забор, стража мешают.

На самом деле Омск не такой, как его хотят представить. Многие успешные омские бренды транслируют на всю страну конкурентные преимущества омской земли: «Пять озёр» — уникальную сибирскую природу, «Сибирская корона» — «имперскость» самого европейского города Сибири, «Авангард. Омские ястребы» — благородство и бойцовский характер омичей. И таких брендов десятки. Можно много перечислить сильных сторон и историй успеха омичей, но власть пока не использует синергетический эффект собирательного образа щедрой омской земли и её жителей для изменения экономической и политической ситуации, для улучшения качества жизни. Вместо серьёзной работы — дискредитирующие саму идею пиар-проекты, уровня захолустной деревни. И так уже последние пять лет идет безрезультатная имитация бурной деятельности, с привлечением «активистов» и «общественности». Было бы желание и политическая воля — всё давно бы уже поменялось в лучшую сторону. Опыт и знания есть, просто не востребованы, как и потенциал многих уехавших омичей.

На одной из презентаций «Брендолапы»

— На одном из последних молодежных мероприятий была поднята и тема необходимости бренда Омска, на которую Александр Бурков, похоже, отреагировал положительно. В связи с этим в соцсетях вспомнили про твою знаменитую «брендолапу», дескать, а почему дорогостоящий проект в итоге никак не используется? Как ты можешь все это прокомментировать? Нужен ли, по-твоему, Омской области сейчас новый бренд? Почему не используется программа, на которой работала твоя команда?

— Не только моя команда, над стратегией и программой развития бренда Омской области, которая называлась «Сто идей, как сделать Омскую область лучше» работала самая большая и титулованная за всю историю подобных проектов в России группа специалистов под руководством профессора МГУ Александра Чумикова. Я имел честь работать над этим проектом в составе этой команды.

Бюджет проекта, согласно выигранному москвичами тендеру, составлял около 10 млн, но Александр Николаевич пригласил к работе и проигравшую тендер команду, и многих желающих поучаствовать в работе над проектом омичей. Для понимания цифр: косвенно или явно на создание определённого имиджа территории Омской области из регионального бюджета ежегодно тратятся сотни миллионов рублей, и это, не считая миллиардных бюджетов министерств, которые тоже влияют на имидж региона, так что деньги, выделенные на проект, — малая доля того, что тратится постоянно и не вызывает большого интереса у населения и СМИ.

Почему эта программа не была внедрена, вопрос к владельцу этого актива, правительству Омской области. У меня есть личное мнение по этому поводу. Программа была принята в 2011 году, в ней были прописаны 100 шагов реализации и показатели эффективности реализации этих мероприятий, мы специально их заложили в проект, чтобы он не был филькиной грамотой, чтобы была ответственность у исполнителей проекта. Средства на реализацию, естественно, закладывались, начиная с 2012 года. Но тут выборы, в том числе и президентские, потом смена областной и городской власти, потом отрицание всего, что делалось при прежнем губернаторе, потом не стало денег хватать на основные нужды... На самом деле проект, который в 2011 году стал лауреатом Седьмого международного конкурса «Имидж-директория» в Москве в номинации «Практический имидж-проект года», а в июне 2012 года на Первом международном фестивале географического маркетинга и брендинга в Минске занял первое место в основной номинации «Бренд страны, региона», пал жертвой межклановых войн, как и многие другие полезные начинания в Омске.

К сожалению, никто не хочет работать на перспективу и для обычных жителей региона, каждый клан думает только о своём кармане и как бы не дать дышать конкурентам, так и сформировалась сегодняшняя ситуация и имидж Омска. Но есть ещё очень важный негативный внутренний фактор, отталкивающий от территории и жителей, и бизнес, и инвесторов, – это непрофессионализм в этой теме. Даже в вашем вопросе звучит путаница, многие путают бренд региона и бренд города. Я так понял речь на форуме шла о бренде города Омска, а не Омской области, по крайней мере и. о. губернатора Александр Бурков говорил о городе. Город — продукт рукотворный, его люди создали, а Омская область — территория прежде всего природная, с точки зрения позиционирования и набора уникальностей, это два разных субъекта. Люди, которые часто выступают в Омске на тему территориального брендинга, не понимают, о чём говорят. Встаёт очередной дизайнер без опыта создания территориальных брендов и что-то говорит, главное — презентоваться. С этим-то как раз у бренда Омской области всё было в порядке: где его презентовали, везде занимали только первые места, даже на международных выставках: в Кёльне в декабре 2011 года, в Нюрберге в апреле и в Харбине в июне 2012 года, соответствующие награды находятся в агентстве по развитию. Директор кёльнской выставки Гвидо Хенчке назвал омский стенд «обогащением выставки», в Харбине омичи получили диплом за лучший дизайн стенда, а представители Русского Дома в Берлине, отметив профессионализм омичей в организации экспозиции и продвижении региона, предложили Омской области завершить год России в Германии. Главное — что презентуешь, насколько этот продукт уникален и актуален. В Омске умели делать и бренды, и презентации международного уровня, не надо ломать хорошо работающее старое, ради непонятного нового. Существующие активы надо уметь использовать.

А бренд города — это предмет обсуждения, и прежде всего в профессиональных кругах, тех кто создаёт конкурентоспособные продукты из Омска. В основе любого бренда лежит уникальность, а его эффективность измеряется в цифрах. Брендинг — это экономическое понятие. Необходимо привлечь бизнес и профессионалов. Бренд города или области прежде всего должен приносить доход, а будут деньги — будут и лавочки, и инфраструктура для горожан.

— Интересно узнать немного о твоей жизни сегодня. Где сейчас живешь (все там же в Москве, куда и уезжал?), чем занимаешься, какие успехи? Следишь ли за жизнью Омска, бываешь ли здесь? Каковы твои впечатления от ситуации в нашем регионе как у человека «со стороны»?

— К сожалению, на этот вопрос уже нет времени дать развёрнутый ответ, поэтому кратко: с 2006 года живу в Москве, с перерывом (три года провёл на Кавказе). Вид деятельности — прежний: создаю и продвигаю бренды, директор маркетинго-консалтингового агентства «МКС», в 2016 году успешно окончил Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, соучредитель Российской ассоциации маркетинга территорий «РОСАМТ».

С почетным профессором Плехановки Филиппом Котлером

За жизнью Омска не только внимательно слежу, но и иногда принимаю активное участие, помогаю по мере своих возможностей местному бизнесу, поучаствовал в конкурсе и подарил любимому городу символику и бренд-бук празднования 300-летия. Про взгляд «со стороны» даже не буду начинать: это долго, в следующий раз.

Автор:Наталья Николаева

Фото:из архива Станислава Иванченко

Теги:маркетингбрендСтанислав ИванченкоАлександр Бурков


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

76419 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

310201 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

311301 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6565101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх