Сергей Маврин: «Отношение к Сибири — это издержки колониальной политики»

Завкафедрой социальной педагогики и социальной работы Омского педуниверситета рассказал «ВОмске» о ситуации в своем вузе и в российском образовании в целом. 

5046417 мая 2018
Сергей Маврин: «Отношение к Сибири — это издержки колониальной политики»

— Сергей Анатольевич, бывший ректор педуниверситета Олег Волох — под следствием, и.о. ректора ОмГПУ Геннадий Косяков написал заявление об уходе. Много говорят о подковерных интригах в университете....

— В правительстве РФ сейчас порядка нет, так как оно только-только начинает как-то функционировать. Министерство образования теперь разделено. И еще не до конца понятно, куда будут отнесены педагогические вузы. Потому что если министерство просвещения будет курировать только среднее образование, то это очень странно. Потому что школы — это уровень ответственности органов местного самоуправления, и чем собственно будет заниматься это самое министерство, непонятно. Так что до заявления Геннадия Викторовича руки дойдут не скоро, поэтому он будет еще работать и работать.

1

— И все-таки, как вы считаете, почему Геннадий Викторович написал заявление на увольнение?

— Никаких интриг в вузе нет. Геннадий Викторович, конечно, очень хотел быть ректором и стремился качественно выполнять функции ректора. Но руководить таким вузом объективно трудно, к тому же, когда нет команды и представления о том, каким образом развиваться в долгосрочной перспективе.

Сейчас вообще трудно найти хороших управленцев. В лучшем случае  это неворующие менеджеры. Косяков — порядочный человек, он никого не обидел, никого не унизил. Но ему, как мне видится, сложно приходилось проводить в жизнь свои решения. Ректорская работа требует характера, взвешенной политики, приходится иногда задевать интересы конкретных людей. Наш вуз сегодня находится в сложном финансовом положении и поэтому нуждаются в сильном руководителе, чтобы он мог решить его проблемы.

Поэтому Геннадий Викторович, думаю, и принял такое решение. Хотя, на мой взгляд, нужно было сделать это по-другому: доработать до конца года, предупредить преподавательский состав, подготовить сменщика на место и. о., уйти в отпуск, а потом вернуться на кафедру профессором.

— Кто, по-вашему мнению, может стать  ректором ОмГПУ?

— Желающих, как я знаю, много, но, к сожалению, многие люди не задают себе вопрос, а могут ли они быть настоящим ректором вуза в такое непростое время?

По крайней мере, два человека, которых я знаю, могли бы занять эту должность. Они когда-то работали в вузе, но были удалены господином Волохом, который стремился избавиться от конкурентов. Было бы неплохо, чтобы один из них был ректором, а другой — проректором. На месте губернатора я бы занялся вузом, посетил бы его, собрал бы ученый совет, обсудил бы кандидатуры.

— Как вы вообще оцениваете ситуацию в педуниверситете и в образовании в целом?

2

— Я не могу сказать, что ситуация в университете кризисная. Хочу отметить, что в вузе много опытных преподавателей, много пенсионеров. Все они получили образование в советское время, их не нужно учить, они сами знают, что им делать. И эти проверки сверху, особенно аккредитация, только мешают работать. Фактически те требования, которые выставляет министерство, можно выполнить, если выгнать всех студентов и заниматься только написанием планов и программ. За восемь лет сменилось четыре стандарта, и мы, не успев подстроиться к одному стандарту, должны переходить на другой.

Я прихожу к мнению, что никого не интересует качество подготовки молодежи, а только аккредитационные показатели. Если так пойдет дальше, то мы окончательно провалим высшее образование. Уже сейчас много потеряно, так как мы не можем готовить специалистов, квалифицированных учителей. Бакалавр — это не учитель. Магистры — это люди науки. А кто будет работать учителем?

Сейчас в вузе важный период — утверждение штатов. Главная проблема в том, что министерство дает нам ставки преподавателей по числу студентов. Например, на одного преподавателя приходится 12 студентов-очников или 120 заочников (непонятно, кстати, откуда взялось такое соотношение?). А сколько у него часов, и как он будет справляться, никого не волнует. Понятное дело, что они экономят фонд заработной платы, но сокращение преподавателей — последнее дело. Преподаватели найдут себе работу, а вот вернутся ли они обратно, большой вопрос. Преподавателя вуза готовить приходится очень долго, подготовка профессора, например, занимает лет двадцать.

Вузовское образование гробят на корню, а зачем это делается, не понимаю. Ведь высшее образование в городе — это больше, чем просто подготовка специалистов: ко всему прочему это сохранение интеллектуального потенциала.

Я даже не знаю, как мы еще умудряемся держать качество подготовки.

У меня складывается такое впечатление, что московским чиновникам до нашего вуза дела нет, он им не нужен. Я помню, было время, когда университет не отапливали, тогда ректор Чуркин обратился к губернатору Полежаеву с просьбой помочь вузу. На что он ответил, мол, а что это вы ко мне обращаетесь, вы же федеральный вуз, и отправил в федеральное министерство. Чуркин поехал в Москву, а ему сказали: «Да, вуз федеральный, а дети чьи? Ваши». Провинциальных вузов федералам не жалко.

— Какие, на ваш взгляд, существуют, варианты решения вузовских проблем?

— Вузу необходима серьезная кадровая реформа. Сократить число вузовских чиновников, посмотреть, кто и чем занимается, какие-то кафедры объединить.

Слышал, что есть предложение убрать из вуза пенсионеров. Можно и убрать, но только кто будет работать? Молодежь в преподаватели не идет, не потому что ставок нет или все места заняты пенсионерами, а потому что в университете работать неинтересно, потому что первым делом приходится садиться за программы. Требования к научным работам тоже формализовали.

Есть также идея пригласить кризисного менеджера. А я им, если честно, не доверяю. Приведу пример Курганского университета. Лет пять назад там была ситуация, похожая в чем-то на нашу. Пригласили кризисного менеджера из Санкт-Петербурга, который привез трех проректоров и потребовал у министерства приобрести для них и для себя элитные квартиры за счет вузовского бюджета. Закончилось все тем, что этот менеджер куда-то исчез, а проректоры пошли под суд.

3

Насколько я понимаю, есть претенденты на пост ректора, которые выступают за объединение ОмГПУ и ОмГУ. В принципе я не против объединения вузов. Считаю, что можно было бы создать сильный университет, который мог бы получить статус опорного. Но объединить-то можно, но вопрос в том, как это будет сделано. Если просто воткнуть педуниверситет в классический, то это не имеет смысла, но можно объединить кафедры и факультеты, создать новые подразделения, институты. Нужно тщательно продумать методологию, а пока я слышу только одно: объединить вузы и за счет средств педуниверситета заткнуть дыры классического университета, но тогда педагогическое образование в Омской области погибнет!

Университету нужна поддержка и прежде всего со стороны областной администрации. Федеральным чиновникам неинтересно все, что находится за кольцевой дорогой, а отношение к Сибири — это издержки колониальной политики, которая возмущала еще сибирских областников Ядринцева, Потанина и прочих. Мы для них источник природных, человеческих, финансовых ресурсов, а что здесь происходит, никого совершенно не волнует. У нас город самодостаточен: есть предприятия, люди работают, но на развитие ничего не оставляют. Посмотрите, в каком состоянии город, наш вуз: из четырех корпусов педуниверситета два находятся в аварийном состоянии!

Мне говорят, что я сепаратист, а я отвечаю, что это не так, я не выступаю за отделение Сибири, но так относиться к региону нельзя, сколько можно издеваться над омичами?!

Автор:Екатерина Солощенко

Фото:предоставлено Сергеем Мавриным

Теги:ОмГПУобразованиеминобрСергей Маврин


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

10 апреля

Останется только Шариков?

Останется только Шариков?

67605 марта 2024

11 апреля

Здесь хочется большего

Здесь хочется большего

47907 февраля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 94 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 91 человек



























Блог-пост

Юлия Стрельская

— журналист

Сергей Денисенко

— Писатель, журналист

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

2568101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

2993221 февраля 2024
Миротворец

Story

Миротворец

Как же после этого хочется жить, петь, и думать, и плакать, и улыбаться. И откуда-то с антресолей памяти достаёшь детство. И ощущение вечного лета и счастья, потому что картины художника Владимира Чупилко — добрые и домашние, как мамины булочки с изюмом.

4559218 января 2024
Джаз, да и только!

Story

Джаз, да и только!

Денис Мацуев – это золотая, неразменная монета, залог аншлага, гарантия прекрасного самочувствия вплоть до следующей зимы, ожидаемо всеобщее восхищение, ликование, упоение и долгие несмолкаемые стоячие аплодисменты.

2 декабря в Концертном зале прошёл заключительный концерт фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», где бал правил джаз.

10042204 декабря 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх