Сергей Маврин: «Отношение к Сибири — это издержки колониальной политики»

Завкафедрой социальной педагогики и социальной работы Омского педуниверситета рассказал «ВОмске» о ситуации в своем вузе и в российском образовании в целом. 

5228417 мая 2018
Сергей Маврин: «Отношение к Сибири — это издержки колониальной политики»

— Сергей Анатольевич, бывший ректор педуниверситета Олег Волох — под следствием, и.о. ректора ОмГПУ Геннадий Косяков написал заявление об уходе. Много говорят о подковерных интригах в университете....

— В правительстве РФ сейчас порядка нет, так как оно только-только начинает как-то функционировать. Министерство образования теперь разделено. И еще не до конца понятно, куда будут отнесены педагогические вузы. Потому что если министерство просвещения будет курировать только среднее образование, то это очень странно. Потому что школы — это уровень ответственности органов местного самоуправления, и чем собственно будет заниматься это самое министерство, непонятно. Так что до заявления Геннадия Викторовича руки дойдут не скоро, поэтому он будет еще работать и работать.

1

— И все-таки, как вы считаете, почему Геннадий Викторович написал заявление на увольнение?

— Никаких интриг в вузе нет. Геннадий Викторович, конечно, очень хотел быть ректором и стремился качественно выполнять функции ректора. Но руководить таким вузом объективно трудно, к тому же, когда нет команды и представления о том, каким образом развиваться в долгосрочной перспективе.

Сейчас вообще трудно найти хороших управленцев. В лучшем случае  это неворующие менеджеры. Косяков — порядочный человек, он никого не обидел, никого не унизил. Но ему, как мне видится, сложно приходилось проводить в жизнь свои решения. Ректорская работа требует характера, взвешенной политики, приходится иногда задевать интересы конкретных людей. Наш вуз сегодня находится в сложном финансовом положении и поэтому нуждаются в сильном руководителе, чтобы он мог решить его проблемы.

Поэтому Геннадий Викторович, думаю, и принял такое решение. Хотя, на мой взгляд, нужно было сделать это по-другому: доработать до конца года, предупредить преподавательский состав, подготовить сменщика на место и. о., уйти в отпуск, а потом вернуться на кафедру профессором.

— Кто, по-вашему мнению, может стать  ректором ОмГПУ?

— Желающих, как я знаю, много, но, к сожалению, многие люди не задают себе вопрос, а могут ли они быть настоящим ректором вуза в такое непростое время?

По крайней мере, два человека, которых я знаю, могли бы занять эту должность. Они когда-то работали в вузе, но были удалены господином Волохом, который стремился избавиться от конкурентов. Было бы неплохо, чтобы один из них был ректором, а другой — проректором. На месте губернатора я бы занялся вузом, посетил бы его, собрал бы ученый совет, обсудил бы кандидатуры.

— Как вы вообще оцениваете ситуацию в педуниверситете и в образовании в целом?

2

— Я не могу сказать, что ситуация в университете кризисная. Хочу отметить, что в вузе много опытных преподавателей, много пенсионеров. Все они получили образование в советское время, их не нужно учить, они сами знают, что им делать. И эти проверки сверху, особенно аккредитация, только мешают работать. Фактически те требования, которые выставляет министерство, можно выполнить, если выгнать всех студентов и заниматься только написанием планов и программ. За восемь лет сменилось четыре стандарта, и мы, не успев подстроиться к одному стандарту, должны переходить на другой.

Я прихожу к мнению, что никого не интересует качество подготовки молодежи, а только аккредитационные показатели. Если так пойдет дальше, то мы окончательно провалим высшее образование. Уже сейчас много потеряно, так как мы не можем готовить специалистов, квалифицированных учителей. Бакалавр — это не учитель. Магистры — это люди науки. А кто будет работать учителем?

Сейчас в вузе важный период — утверждение штатов. Главная проблема в том, что министерство дает нам ставки преподавателей по числу студентов. Например, на одного преподавателя приходится 12 студентов-очников или 120 заочников (непонятно, кстати, откуда взялось такое соотношение?). А сколько у него часов, и как он будет справляться, никого не волнует. Понятное дело, что они экономят фонд заработной платы, но сокращение преподавателей — последнее дело. Преподаватели найдут себе работу, а вот вернутся ли они обратно, большой вопрос. Преподавателя вуза готовить приходится очень долго, подготовка профессора, например, занимает лет двадцать.

Вузовское образование гробят на корню, а зачем это делается, не понимаю. Ведь высшее образование в городе — это больше, чем просто подготовка специалистов: ко всему прочему это сохранение интеллектуального потенциала.

Я даже не знаю, как мы еще умудряемся держать качество подготовки.

У меня складывается такое впечатление, что московским чиновникам до нашего вуза дела нет, он им не нужен. Я помню, было время, когда университет не отапливали, тогда ректор Чуркин обратился к губернатору Полежаеву с просьбой помочь вузу. На что он ответил, мол, а что это вы ко мне обращаетесь, вы же федеральный вуз, и отправил в федеральное министерство. Чуркин поехал в Москву, а ему сказали: «Да, вуз федеральный, а дети чьи? Ваши». Провинциальных вузов федералам не жалко.

— Какие, на ваш взгляд, существуют, варианты решения вузовских проблем?

— Вузу необходима серьезная кадровая реформа. Сократить число вузовских чиновников, посмотреть, кто и чем занимается, какие-то кафедры объединить.

Слышал, что есть предложение убрать из вуза пенсионеров. Можно и убрать, но только кто будет работать? Молодежь в преподаватели не идет, не потому что ставок нет или все места заняты пенсионерами, а потому что в университете работать неинтересно, потому что первым делом приходится садиться за программы. Требования к научным работам тоже формализовали.

Есть также идея пригласить кризисного менеджера. А я им, если честно, не доверяю. Приведу пример Курганского университета. Лет пять назад там была ситуация, похожая в чем-то на нашу. Пригласили кризисного менеджера из Санкт-Петербурга, который привез трех проректоров и потребовал у министерства приобрести для них и для себя элитные квартиры за счет вузовского бюджета. Закончилось все тем, что этот менеджер куда-то исчез, а проректоры пошли под суд.

3

Насколько я понимаю, есть претенденты на пост ректора, которые выступают за объединение ОмГПУ и ОмГУ. В принципе я не против объединения вузов. Считаю, что можно было бы создать сильный университет, который мог бы получить статус опорного. Но объединить-то можно, но вопрос в том, как это будет сделано. Если просто воткнуть педуниверситет в классический, то это не имеет смысла, но можно объединить кафедры и факультеты, создать новые подразделения, институты. Нужно тщательно продумать методологию, а пока я слышу только одно: объединить вузы и за счет средств педуниверситета заткнуть дыры классического университета, но тогда педагогическое образование в Омской области погибнет!

Университету нужна поддержка и прежде всего со стороны областной администрации. Федеральным чиновникам неинтересно все, что находится за кольцевой дорогой, а отношение к Сибири — это издержки колониальной политики, которая возмущала еще сибирских областников Ядринцева, Потанина и прочих. Мы для них источник природных, человеческих, финансовых ресурсов, а что здесь происходит, никого совершенно не волнует. У нас город самодостаточен: есть предприятия, люди работают, но на развитие ничего не оставляют. Посмотрите, в каком состоянии город, наш вуз: из четырех корпусов педуниверситета два находятся в аварийном состоянии!

Мне говорят, что я сепаратист, а я отвечаю, что это не так, я не выступаю за отделение Сибири, но так относиться к региону нельзя, сколько можно издеваться над омичами?!

Автор:Екатерина Солощенко

Фото:предоставлено Сергеем Мавриным

Теги:ОмГПУобразованиеминобрСергей Маврин


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Ольга Савельева

— попутчица

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1481223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

58118 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

89603 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

219027 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх