Об оленях и предпринимателях в разрезе японской бизнес-культуры

В настоящий бизнес-батл превратилось обсуждение книги «Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски» на очередном заседании Клуба читающих бизнесменов в Омске.

749117 мая 2018
Об оленях и предпринимателях в разрезе японской бизнес-культуры

Книгу японского автора Кеничи Омае представил на Клубе Андрей Колмогоров, основатель сети «Суши-Маркет». Кеничи Омае — один из директоров McKinsey & Company и ведущий консультант в области стратегического менеджмента. К нему обращаются за советом самые крупные и известные компании Японии, Америки и Европы. Рассказывают, что на родине его величают «Господин Стратегия».

Омае считает, что самое важное в любом бизнесе — правильная стратегия, и часто проводит сравнение с военным делом, так как обычная конкуренция очень похожа на процессы во время боевых действий. А сама стратегия — результат не строгого анализа, а особого стиля мышления. Автор учит думать и действовать особым образом, избегать ловушек, развивать творческую интуицию и получить в итоге долгосрочное конкурентное преимущество.

1

Вот топ-5 выводов, которые делает автор:

  1. Нельзя быть перфекционистом. Идеальная стратегия — не всегда правильно. Надо всегда быть начеку и действовать по ситуации.
  2. Основной ресурс — люди, которые доводят все до конца.
  3. Нельзя давать себе установку «успех любой ценой». Лучше всегда думать о том, как избежать худшего. Это позволит не пороть горячку и принимать решения более сдержанно.
  4. Успех не приходит сам по себе. Это долгое и последовательное выполнение правильных действий.
  5. Важна как командная работа, так и хорошее лидерство. Если начальник изначально ведет не в ту сторону, к успеху никогда не прийти.

Все это можно было прочесть в книге. А само заседание Клуба получилось, скорее, «по мотивам».

— Книга классная, хоть и скучная, — заявил Андрей Колмогоров, который с самого начала дал понять собравшимся, что растекаться «мысью по древу» не будет. — А что вы хотели? Любой бизнес — это 90 процентов рутины и 10 процентов веселья. Книга вышла в 1975 году, не все примеры из нее, возможно, актуальны, но я ни разу не пожалел, что прочел её: Япония всё же — другая планета. Главное, о чем, на мой взгляд, говорит автор, — что успех любой компании заключен в ключевом факторе стратегии развития. Безусловно, есть и другие, но они второстепенны. Предлагаю без прелюдий…

Андрей, который занимается не только суши, но и мобильными телефонами, начал рассказывать о своей компании «Ультра», которая, по его словам, вполне успешно существует на рынке. «В 2017 году мы получили максимальную прибыль за все 16 лет существования. Почему? Потому что выбрали правильные места для размещения салонов связи. Наш главный и любимый конкурент, у которого в два раза больше салонов, фокусировался на команде и на маркетинге. Мы оба успешны, каждый по своему, но я считаю, что наша стратегия более выигрышна, потому что я уже семь лет как не участвую в этом бизнесе, а он процветает и без меня».

«Главный и любимый конкурент» Алексей Платонов (iZЮМ) сидел здесь же. Отмолчаться ему не удалось: спикер «бросил перчатку» — мол, а твой ключевой фактор успеха в чем, дорогой коллега?

— Команда. Однозначно. Когда ты отходишь от денег и поднимаешься выше, то начинаешь заботиться о команде. А она следует за лидером, — ответствовал Платонов.

— Имеет ли право бизнесмен не думать о деньгах? — задала вопрос хозяйка клуба Евгения Климанова.

2

— Ты не концентрируешься на них, — пояснил Платонов. — Может, это делает твой ведущий сотрудник. Деньги зарабатываются за счет других факторов. Это огромная работа, целый пласт, который не решается одним росчерком пера. У руководителя другая миссия. Собственник не должен все зацикливать на себе — вот мое мнение. Самое главное в лидере — гибкость. Выбранная стратегия — она не на всю жизнь. Да, было время, когда у нас позиции были слабее, но это не значит, что мы сидели сложа руки. В корне не согласен с тем, что можно, сделав ставку на удачное место, так просто, «на раз», взять и подтянуть работу с финансами и маркетингом.

Схватка между игроками мобильного рынка продолжалась еще несколько минут, пока Колмогоров не выбрал себе из числа участников Клуба новую «интеллектуальную жертву». В этот раз — Павла Кручинского («МИАРД»).

— Наш ключевой фактор успеха — команда, — Павел Николаевич не задумался ни на секунду. — Плюс круг клиентов, доверие которых мы заслужили и которые рекомендуют нас.

— А у вас? — эстафетная палочка перешла к владельцу автошколы «Перекресток».

— Особый подход к клиентам, — ответил Игорь Семакин. — А также внутренние контакты между сотрудниками, сформированные на высоком и качественном уровне.

«Зарядив» таким образом зал и заставив каждого задуматься о собственном бизнесе (а вдруг сейчас спросят?), спикер позволил участникам клуба слегка «выдохнуть» и сам привел несколько примеров:

— Каков ключевой фактор успеха у Тинькова? IT и финансы, крутой кредитный скоринг. Магазины Zara — что у них? Берут и копируют модели известных брендов, пополняя свою коллекцию не раз в сезон, а гораздо чаще. И ведь есть шопоголики, которые дважды в неделю ходят в магазин. И вот уже Zara — №1 в Forbes. Или возьмем «Магнит» и «Пятерочку». Ключевые факторы? Место. В любом ритейле ключ к успеху — правильная работа с арендой. Но, по моему мнению, у них есть большие проблемы, возможно, потому, что решения они принимают на основе личной заинтересованности менеджера. Открывают по три-пять магазинов в день по России — конечно, случаются промахи, которые могут и потопить компании… «Холидей» же сдулся… Почему — выясняем.

— Там голяк! — в едином порыве возмутился зал.

— Не отработана система закупок. Не решен вопрос работы с персоналом, — внес ясность в дружную эмоцию кто-то из гостей.

3

— Рассказывают про американских оленей, которые, завидя на дороге автомобиль, бросаются на него, а не в сторону, — продолжил спикер Колмогоров. — И некоторые компании, когда их давят конкуренты или рынок, повышая цены на сырье, поступают как те олени: бросаются навстречу опасности и погибают. Японский гуру Кеничи Омае учит нас отказаться от этого: как бы ни шли дела, можно поменять стратегию. В том, что касается суши, например, есть такая позиция — не обращать внимания на конкурентов. На мой взгляд, это неправильно. Мы их знаем и реагируем на их действия.

Кроме того, Андрей Колмогоров признался, что считает перспективным рынок общественного питания. «Столовые — это классно. Но чтобы получать большие деньги, нужно кормить большие заводы и фабрики, а для этого, скорее всего, придется «заносить» в высокие кабинеты — и речь не о еде. Но мне интересен это рынок, на мой взгляд, он не освоен. Пока не решаюсь этим заняться, хотя мысли подобные есть…»

…это был тот случай, когда книга стала толчком для размышлений, рассуждений, вопросов. Её саму, как таковую, почти не обсуждали. Зато спрашивали друг друга — есть ли смысл быть первым, но на падающем рынке? Нужно ли тратить время на конкурентов или стоит попросту идти своим путем? («Нас все время копируют, поэтому наш единственный выход — становиться лучше, — отметил Игорь Семакин. — Совсем «забить» на конкурентов — нет, но конкурировать с собой — да»). Какой процент «ветеранов», работающих свыше десяти лет, должен быть в компании? (сошлись во мнении, что 5-10 процентов — так и преемственность будет сохраняться, и дорога молодым будет открыта). Открытие бизнеса — любовь или расчет? Может ли ключевых факторов, определяющих успех компании, быть несколько?

Последний вопрос прозвучал от Елены Деревянко, гендиректора «Регион Медиа «Омск». Ответ остроумного спикера был категоричен:

— Ключевой фактор — только один. Вы же не можете иметь одинаково хорошие отношения с тремя мужчинами?.. Так и тут.

Вот такая японская мудрость на российский лад.

Следующая встреча Клуба читающих бизнесменов пройдет 20 июня, с 10:00 до 12:00, в ресторане «Сенкевич». Алексей Платонов, владелец сети мобильной электроники iZЮМ, представит свою книгу «Прозрей — или мы вернем тебе деньги».

Автор:Елена Ярмизина

Фото:Клуб читающих бизнесменов

Теги:КЧБклуббизнесменеджмент

Новости по теме


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

25.10.2018

А у вас за последний год зарплата выросла?

Уже проголосовало 254 человека

23.10.2018

Нравится ли вам творчество Егора Летова?

Уже проголосовало 210 человек





Другие новости







Блог-пост

Илья Бродский

— краевед

Нателла Кисилевская

— журналистка

Татьяна Ильина

— Редактор, журналист

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Знаете ли вы Омск — 3?

«ВОмске» продолжает серию тестов на знание родного края. Сегодняшний тест посвящен городской топонимике.

82308 ноября 2018

Знаете ли вы Омск — 2?

«ВОмске» продолжает серию тестов на знание родного края. 

96501 ноября 2018

На какую театральную премьеру в Омске вам стоит сходить? (Тест)

Все омские театры открыли театральные сезоны. «ВОмске» предлагает вниманию наших читателей тест, благодаря которому вы сможете разобраться в многообразии премьер и определиться с выбором.

95430 октября 2018

Знаете ли вы Омск?

«ВОмске» запускает серию тестов на знание родного края.

225524 октября 2018

Стиль жизни

Юрий Чащин: «Мне нравился BASE и до реконструкции, нравится и сейчас»

Хобби

Юрий Чащин: «Мне нравился BASE и до реконструкции, нравится и сейчас»

Известный предприниматель спел в караоке ресторана BASE, и заодно рассказал о том, как «тестирует» караоке-клубы в разных городах и экспериментирует с собственным бизнесом. (ВИДЕО)

1690424 октября 2018
Вот паразит!!..

Секс

Вот паразит!!..

Три истории из практики сексолога Сергея Тимофеева, которые имеют общий «знаменатель».

139722 октября 2018
Марек Каминский: «Путешественник – это человек, который проходит путь внутри себя»

Кредо

Марек Каминский: «Путешественник – это человек, который проходит путь внутри себя»

Известный польский путешественник сделал остановку в нашем городе.

1559102 октября 2018
TOTAL NEW BASE

Еда

TOTAL NEW BASE

Легко, ненавязчиво, со вкусом и с сюрпризами: ресторан собрал гостей, чтобы во всех подробностях рассказать о тотальном обновлении.

2641619 сентября 2018

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Другие новости

Наверх