Дамир Муратов: «Моя родина там, где моя кожа»

Интервью с Дамиром много не бывает. В нынешнем – о том, чем художник занимался в последнее время, и как собирается «открывать Сибирь» в родном ему Тобольске.

845414 августа 2018
Дамир Муратов: «Моя родина там, где моя кожа»

— Дамир, некоторое время назад вы уехали из Омска, как известно, реализовывать новые интересные вам проекты. Расскажите, пожалуйста, чем и где вы занимались в последнее время вне Омска, вы довольны?

— Омск — столица Вселенной, и любой отъезд оттуда — это событие, для других омичей из ряда вон выходящее. «То есть как так, уехать из столицы Вселенной?!» Честно говоря, я никогда не придавал этому большого значения. Уехал и уехал. Дело в том, что Евгений Николаевич Ибрагимов год назад пригласил меня в Санкт-Петербург поучаствовать в создании спектакля БДТ им. Товстоногова. Я поехал — и началось…

Весь июнь я провел в международной летней театральной школе Союза театральных деятелей России. Десятки режиссеров и сотни актеров из пятидесяти с лишним стран мира одновременно отдыхают, общаются, делятся опытом, учатся театральному искусству, сценической речи и так далее. За месяц с каждым режиссером участники должны сделать спектакль. Многонациональный состав, прекрасное общение, мне очень понравилось. Мы с Евгением Николаевичем Ибрагимовым работали над кукольным спектаклем «Россыпи». Помимо этого спектакля за год мы сделали еще три: для Северо-Казахстанского областного театра кукол, для БДТ им. Товстоногова, затем — «Золотой ключ» о неизвестных приключениях Буратино для Московского Губернского театра под руководством Сергея Витальевича Безрукова. Параллельно участвовал в выставках… Прошла выставка в московской галерее современного искусства 11.12 GALLERY. Два месяца жил в Черногории, там готовился к зимней выставке Art Riot Post-Soviet Actionism («Арт-восстание. Постсоветский акционизм») в лондонской галерее Саатчи, которую представляли коллекционер Игорь Цуканов и арт-менеджер Марат Гельман. Затем участвовал в выставке, посвященной столетию независимости Эстонии, отправил несколько работ на первое международное Биеннале современного искусства в Бухаресте.

— Скоро вы из Москвы поедете в свой родной город Тобольск на пленэр «Открывая Сибирь. Пробежки вокруг Тобольска». Расскажите, что это за проект и почему вы решили принять в нем участие?

— Мне позвонили и предложили стать одним из двадцати художников, которые соберутся вместе со всей России, чтобы исследовать город, изучить его прошлое и показать будущее в своих работах на выставке, которая завершит проект. Фотография, живопись звук, открытые лекции, мастер-классы, пешие экскурсии — все это ждет участников мероприятия. Пленэр пройдет с 19 августа по 9 сентября в Тобольске, а затем переедет в Тюмень. На тот момент, когда я принимал приглашение, я даже не совсем представлял, что будет происходить, но согласился, потому что мне нравится, что Европа наконец начинает поворачиваться лицом к Сибири.

1

— Услышав, что собираюсь с вами общаться, мои знакомые тут же восклицали: «обязательно спроси, Дамир не вернется в Омск?»

— Как-то так вышло, что мне просто некогда было ехать в Омск… По поводу возвращения — это какой-то местечковый вопрос для меня. Я немного подустал отвечать на него, если честно. Дело ведь не в том, уехал, вернешься, не вернешься…. Это, по большому счету, чушь.

— Для вас не так важно, где жить, правильно?

— Да конечно! Моя родина там, где моя кожа. Этот вопрос стал часто повторяться не столько в интервью — я не так часто их даю, но и в кругу моих знакомых. Заметил, что отъезд воспринимается как событие. Когда живешь, никто не интересуется, чем ты занимаешься. Но вот стоит уехать... Нет, серьезно! Вот спроси людей, чем я занимаюсь — они не ответят. Не назовут ни одной картинки. Но их очень интересует, почему я уехал, что с моей работой, и как я от нее отдыхаю. А у меня в лексиконе нет слова «работа», и потому мне не приходится от нее отдыхать. Я просто живу и дышу.

— Чем вы дышите сейчас в Подмосковье?

— Пишу картинки. Сейчас готовлюсь к персональной выставке в столице, скорее всего, она пройдет в октябре. Сделал эскиз граффити для фестиваля уличного искусства «Длинные истории Перми»: художники будут рисовать на бетонных заборах. А вообще проще заглянуть на мои страницы FB или в Инстаграм, можно увидеть все, чем я занимаюсь. Я выкладываю все, не стесняясь, и у меня нет ни от кого тайн, ни профессиональных, ни географических.

2

— В последнее время тема «покидания» Омска стала настолько модной, что о ней, как вы верно заметили, говорят все кому не лень: бизнес, интеллигенция, чиновники. Кто-то считает город «дном», кто-то защищает из-за всех сил, а ваш коллега, художник Дмитрий Вирже в недавнем интервью нашему сайту назвал тему «изнасилованной», потому что, по его мнению, массовый отток населения из Омска естественен и обусловлен, прежде всего географией: холодно у нас, мол, люди просто ищут теплые места.

 —Этой темы действительно через край. Какое интервью ни возьми: «А почему вы уехали?» Как будто человек сам по себе перестал существовать! Мне вообще неинтересно, уехал человек или нет, мне интересно, что он делает, что пишет, что фотографирует. Где живет, абсолютно плевать. Сегодня можно жить где угодно, хоть в Антарктиде. Ну, если он обоснуется на Луне, конечно, вопросы будут! (Смеется.)

— Есть у омичей, на ваш взгляд, некие «особые приметы»?

— Омич тебя автоматически устраивает на работу. Он еще не успел позвонить или зайти, но ты у него уже работаешь. «Мне надо в подарок то и вот это, рука, нога, лицо, береза, всё — метр на метр». Когда ты успел подписать с ним трудовой договор?! Вот Омск! Видимо, это некое наследие Колчака, постоянная опала… Недолюбленный какой-то город… Вот и не обижает вроде никто, но и не любит особо.

— А Москву вы как воспринимаете?

— Москва — это просто Диснейленд! Я же там не живу! Я живу под Волоколамском, в загородном доме у своего товарища Саши Шарова (Александр Шаров — основатель и владелец галереи современного искусства 11.12 GALLERY, Москва, Центр Современного Искусства Винзавод — прим. ред).

— Что из того, чем вы занимаетесь, вам сегодня нравится больше всего — картины, спектакли, куклы для них?..

— Мне нравится рисовать. Я в той поре, когда уже могу выбирать, а раз выбираю и делаю — значит, мне это нравится.

— Дамир, а как вы оцениваете креативный потенциал Омска? Сейчас Эмма Васильева с коллегами активно пытается реализовать проект Арт-резиденции. Такие проекты важны для города?

— Любой подобный масштабный или даже не очень масштабный проект — это проявление креативности, и это хорошо! Дима Вирже с галереей «Левая нога» тоже чудит очень хорошо, это великолепная локация. С одной стороны, это игра и легкий эпатаж, с другой — молодежи все-таки мало соцсетей, ей нужно, как говорится, касаться друг друга плечом, и в этом отношении то пространство, что создал Вирже — колоссально для Омска. Фестиваль «Стенограффия», как и любой другой фестиваль уличного искусства, — это, тоже, безусловно, круто. Когда художник пишет картину, между ним и зрителем — куча посредников, от галеристов до критиков. А здесь ты выходишь один на один со зрителем, рядом нет искусствоведа, который объясняет собравшимся: «Автор хотел сказать то-то и то-то». Ты один — и сам отвечаешь за себя и свою работу. И, мало того, ты понимаешь, что она рано или поздно обречена… Даже Бэнкси закрашивают, увы. И здесь работает тибетская поговорка: «Делай добро и бросай его в воду!».

Сейчас время проявленности. Все постят свои фотографии, свою музыку, видеоролики. Мне кажется, Дима Вирже — он об этом, о том, что всегда есть место творчеству. Преодолеть «я не умею», «я не учился», «я боюсь». Он помогает людям раскрепощаться, напоминает, что надо чаще улыбаться, чем пребывать в унынии. Тот же эффект имел ЧМ по футболу: люди раскрепостились. Даже я, хоть и не ярый болельщик, любовался игрой — как талантливым шоу. Мы же все любуемся Спиваковым, Мацуевым… Это игра, искусство…

— А политику вы можете сравнить с игрой?

— Это ужас! Как у Саши Черного: «Смешной карнавал мелюзги!». Я уже не первый десяток лет на этом свете живу, и мне все кажется, что это уже было, я это уже слышал… Александр Калягин однажды заметил: «В театре возможно всё, кроме пошлости и скуки». С этой точки зрения политика для меня — совсем не театр. Ничего страшного не будет, если я не поучаствую в выборах омского губернатора, главное, чтобы в них поучаствовали те, кому интересно место губернатора.

3

— Дамир, что, по-вашему, сегодня происходит с культурой в классическом понимании этого слова? Есть ощущение, что все границы стираются...

— Все вокруг нарисовал художник. Именно он формирует ту визуальную среду, в которой мы живем. Мы можем с пеной у рта спорить насчет «Черного квадрата» Малевича, но мы все живем в кубической архитектуре и все наши гаджеты — однотонные прямоугольники. Президент страны выходит на публику в хорошем костюме, а не в чем под руку попалось. Над его прической и имиджем тоже поработал художник. Влияет ли художник на современное общество — давно не вопрос, а аксиома.

— Вы считаете себя счастливым человеком?

— Я счастлив, что занимаюсь любимым делом, и социум отвечает мне на это некоторой взаимностью. Обратная связь так или иначе важна для художника, как и для любого человека, потому что все мы так или иначе занимаемся социализацией своего личного бреда.

— Маленький итоговый блиц. Ваше любимое блюдо?

— Воздух.

— Ваш самый близкий друг?

— Искусство.

— Пенсионная реформа — да или нет?

— Я никогда нигде не работал — это да. Должен ли здравомыслящий гражданин доверять во всем своему государству — это нет.

— Вы верите в Бога?

— Конечно, верю.

— Анекдот «на посошок»?

— Если надоело, что в жизни черная полоса сменяется белой, а потом снова черной, и так до бесконечности, то когда в следующий раз дойдете до белой, просто идите по ней вдоль.

***

Пленэр «Открывая Сибирь. Пробежки вокруг Тобольска» пройдет в Тобольске в рамках благотворительной программы «Формула хороших дел» с 6 по 19 августа при поддержке компании СИБУР. Это резиденция на открытом воздухе для художников, которые исследуют городскую среду посредством фотографии, живописи и звука. Для реализации проекта были выбраны ключевые территории Тобольска: Подгорная часть города, Кремль и его окрестности, железные дороги, порт, берег реки Иртыш и производственные площадки СИБУРа. Свой опыт и впечатления о городе художники представят широкой аудитории на выставке «Пробежки вокруг Тобольска» в конце августа.

Куратором проекта выступит Мария Сарычева — автор образовательных программ, со-редактор независимого онлайн-журнала об искусстве aroundart.org. Руководителями мастерских станут художники: член Международной федерации художников ЮНЕСКО Владимир Мигачёв и Юлия Малинина, лауреат Гран-при международного конкурса архитектурного рисунка АрхиГрафика-2016, участник более пятидесяти выставочных проектов.

Помимо профессиональной программы для художников, в пространстве «Моя территория» на протяжении августа для всех желающих будут проходить открытые лекции, мастер-классы от искусствоведов, художников и урбанистов из Москвы, Краснодара, Красноярска, Томска и Омска. По выходным взрослые и дети, профессионалы и любители смогут принять участие в пленэре с руководителями мастерских, посетить мастер-классы по исследованию города от современных художников и совершить пешие экскурсии по знаковым местам Тобольска. Подробное расписание и регистрация на события проекта на сайте мультицентра «Моя территория».

Автор:Елена Ярмизина

Фото:из личного архива Дамира Муратова

Теги:Дамир Муратовискусствоживописьфестиваль


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

70019 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

304701 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

306401 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6513101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх