«Местное время»: Фотограф Румянцев и живописец Русаков сверяют часы

Первая для обоих авторов «тандемная» выставка открыла новый цикл «Сезон свободы» в музее «Искусство Омска».

121716 сентября 2018
«Местное время»: Фотограф Румянцев и живописец Русаков сверяют часы

Название цикла звучное, но, на первый взгляд, странное — «Искусство Омска» и раньше вроде бы не было загнано в узкие рамки. Обсуждаем это с куратором выставки, замдиректора музея по научной и выставочной работе Анастасией Гараевой, и выясняем, что главный замысел «Сезона свободы» - свободный доступ в галерею молодых, еще не «маститых» авторов разных жанров современного искусства.

1

Хотя к начинающим, конечно, ни известного омского фотографа Александра Румянцева, ни (действительно молодого) тарчанина Дениса Русакова не отнесешь. За плечами обоих уже немало выставок — и коллективных, и персональных — в Омске, в России и даже за её пределами, многие их работы давно прописались в частных коллекциях. Но вот именно такая — сдвоенная (20 фоторабот одного и 20 картин другого) экспозиция — для каждого из них впервые. Название «Местное время» Александр Румянцев придумал, по его словам, исходя из простых характеристик фотосъемки — места и времени.

Место и время — важно/неважно

Картины Дениса — тепло-наивные (его творчество как-то причислили к «магическому реализму» — и ему самому это определение нравится), он, кажется, вполне бы мог иллюстрировать какие-нибудь современные детские сказки. За каждой из работ — какое-то ощущение, эмоции, момент воспоминания. Место действия — как правило, родная Тара, но не только.

Отобранные для экспозиции снимки Александра — наоборот, подчеркнуто отстраненные. Большинство снято в Омске, но это, по словам автора, совершенно не важно. Поскольку, во-первых, сам наш город он считает, по большей части, типичным, мало чем отличающимся от других российских собратьев-мегаполисов. А во-вторых, в этих работах Румянцева в принципе не важно, что снято (то есть неважна и предыстория, суть объекта) — важно как. Фотограф хочет, например, чтоб глядя на ломаную кривую черной целлофановой пленки, подхваченной ветром, на брошенные кем-то пакеты из-под фастфуда, мы не выбирали в голове из набора стереотипов («сейчас бы тоже не прочь бутер», «какая свинья это кинула тут!», «почему урн в городе днём с огнём?..» etc.) наиболее подходящий, исходя из собственной воспитанности, терпимости, сытости и т.п., а видели те линии и цвета, что увидел он. Но собственное эстетское мнение даже в виде названия фотоработы зрителю при этом не навязывается — под каждым снимком лишь сухо-документальное время съемки.

У Дениса на выставке тоже есть одна работа с «хроно-названием» - «4.00», раннее летнее тарское утро. Но вообще это для него нетипично — всего две картины с цифровым названием за весь период творчества с 2012 года.

Те самые 4.00

Со временем в принципе авторы, как выясняется в беседе, тоже соотносятся по-разному. Трудовые будни Александра — одного из самых известных ныне действующих омских фотокорреспондентов — забиты съемками с утра (из «совы» поры детства-студенчества он уже давно перековал себя в «жаворонка») до ночи, все расписано и согласовано. (Например, выкроить время, чтобы нормально подготовиться к этой выставке, он смог только благодаря отпуску). Денис же работает художником в Северном драматическом театре, его график чаще расслабленный, режим дня обычно «плавающий». Например, он не смог даже навскидку вспомнить — те самые «4.00» утра он встретил после бессонной ночи или с очень ранним подъемом.

И, тем не менее, при всех этих отличиях во взглядах и подходах, работы Румянцева и Русакова в итоге чем-то неуловимо похожи. Потому, собственно, и состоялась выставка, первые посетители которой развлекали себя поиском параллелей между работами.

А мужики-то и не знают

Из неочевидного — тарского художника с омским фотомастером роднит, оказывается, еще и техника. В смысле — фототехника. Денис, по его собственному признанию, очень часто делает снимки, из которых потом вырастают картины. Нет, речь не идет о подетальной срисовке фотографий, эти кадры Русаков использует даже не как эскизы или наброски, а, скорее, как стикеры-«напоминашки». Взглянул — освежил «ту самую» картину в голове, «те самые» ощущения — и рождается картина, которая может значительно отличаться от «исходного» фото. Порой Денис добавляет туда детали, которых на самом деле не видел, приписывает персонажам действия, о которых мог только догадываться (и не факт, что верно). Пример — картина под названием «Домино»: красные двухэтажки-близняшки, детская площадка, зелень и мужики за уличным столом. «Играют в домино», - решил проходивший поодаль автор. Что они там делали на самом деле — неизвестно.

2

Как художник Родину продавал

Познакомились 2.Ru чуть больше года назад, летом 2017-го на персональной выставке Дениса в «Левой ноге». Александру понравились картины тарчанина, появилось даже желание кое-что приобрести себе. Но когда фотограф приехал к художнику за выбранной картиной «Родина», тот был чем-то сильно «загружен» и в итоге продал ему... совсем другую «Родину» (у Дениса есть две совершенно разные работы с таким названием)! Вот с такого курьеза началось знакомство, в итоге вылившееся в совместный творческий проект.

Авторы (уверяют, что не сговариваясь) даже оделись в одной

Лично ознакомиться с ним, напомним (еще раз о месте и времени напоследок), омичи могут до 30 сентября. После этого экспозиция отправится «на сторону Дениса» — в Тару. А «Сезон свободы» в «Искусстве Омска» продолжится другими выставками, всего их в цикле будет пять — до начала ноября.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

15.04.2019

А вы за Зеленского или за Порошенко?

Уже проголосовало 126 человек

19.03.2019

Как вы относитесь к мусорной реформе в Омской области?

Уже проголосовало 183 человека







Блог-пост

Антон Медведев

— главный редактор

Валерия Маркова

— менеджер проекта "Город решает"

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Итальянские каникулы

Николай Бердяев полагал, что только в Италии «русскому вольно дышится». Мне – ещё и бродится…

527113 апреля 2019

Владимир Ходус. Спасая судьбы

Пятнадцать лет назад пациенты-диабетики с критической ишемией нижних конечностей зачастую лишались ног. Благодаря коллективу единомышленников, возглавляемому Владимиром Ходусом, их вот уже несколько лет их вылечивают без ампутации..

219118 марта 2019

Знаете ли вы Омск — 9?

Новый «восьмимартовский» тест посвящен известным женщинам, чьи судьбы связаны с Омском.

149708 марта 2019

ЛОРды в медицинских халатах

«Он стал нашим семейным врачом», «очень внимательная и отзывчивая» и даже — «это один из лучших ЛОРов в городе». Так говорят о врачах-отоларингологах Многопрофильного центра современной медицины «ЕВРОМЕД» Викторе Папулове и Валентине Киштеевой.

2762405 марта 2019

Валерий Алексеев: «Режиссёр меня прятал и говорил: "Ну как же заткнуть твой фонтан?"»

«Какая песня без баяна», а город Омск без Валерия Алексеева? Это наше театральное лицо, гордость и достояние.

265523 февраля 2019

Стиль жизни

Олеся Шмидт: «Кормление бездомных — это служение…»

Уклад

Олеся Шмидт: «Кормление бездомных — это служение…»

Маленький рассказ о доброй обаятельной и мудрой женщине, которая кормит бездомных, воспитывает детей и учит йоге, а все её многочисленные ипостаси органично вплетаются в единую концепцию помощи людям.

51812 апреля 2019
Сергей Гульченко: «В каждом городе ты первым делом узнаешь, где ближайший тренажерный зал»

Уклад

Сергей Гульченко: «В каждом городе ты первым делом узнаешь, где ближайший тренажерный зал»

У артистов цирка, обычно, два способа обрести призвание — быть частью цирковой династии и не мыслить иной карьеры, кроме цирковой, и влюбиться в цирк случайно, оставшись в нём навсегда. У клоуна Сергея Гульченко получилось найти третий путь.

61909 апреля 2019
Как один риэлтор променял офис на манеж

Story

Как один риэлтор променял офис на манеж

Когда-то Николай Грушин был успешным московским риэлтором. Сейчас он — руководитель и участник одного из самых сложных акробатических цирковых номеров — «Венецианского карнавала». Что стало важнее денег и чем в наше время могут удивить зрители акробаты, читайте в нашей маленькой истории про молодость и мечту.

62106 апреля 2019
Юрий Филатов: «Обидно, когда учителя в школах называют детей клоунами — быть клоуном не так просто»

Уклад

Юрий Филатов: «Обидно, когда учителя в школах называют детей клоунами — быть клоуном не так просто»

Профессиональный драматический артист, ветеран боевых действий, дрессировщик вьетнамских кабанчиков, многодетный отец и знаменитый клоун — о решающих поворотах судьбы и о том, легко ли быть хорошим ковёрным.

131225 марта 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх