«Местное время»: Фотограф Румянцев и живописец Русаков сверяют часы

Первая для обоих авторов «тандемная» выставка открыла новый цикл «Сезон свободы» в музее «Искусство Омска».

273916 сентября 2018
«Местное время»: Фотограф Румянцев и живописец Русаков сверяют часы

Название цикла звучное, но, на первый взгляд, странное — «Искусство Омска» и раньше вроде бы не было загнано в узкие рамки. Обсуждаем это с куратором выставки, замдиректора музея по научной и выставочной работе Анастасией Гараевой, и выясняем, что главный замысел «Сезона свободы» - свободный доступ в галерею молодых, еще не «маститых» авторов разных жанров современного искусства.

1

Хотя к начинающим, конечно, ни известного омского фотографа Александра Румянцева, ни (действительно молодого) тарчанина Дениса Русакова не отнесешь. За плечами обоих уже немало выставок — и коллективных, и персональных — в Омске, в России и даже за её пределами, многие их работы давно прописались в частных коллекциях. Но вот именно такая — сдвоенная (20 фоторабот одного и 20 картин другого) экспозиция — для каждого из них впервые. Название «Местное время» Александр Румянцев придумал, по его словам, исходя из простых характеристик фотосъемки — места и времени.

Место и время — важно/неважно

Картины Дениса — тепло-наивные (его творчество как-то причислили к «магическому реализму» — и ему самому это определение нравится), он, кажется, вполне бы мог иллюстрировать какие-нибудь современные детские сказки. За каждой из работ — какое-то ощущение, эмоции, момент воспоминания. Место действия — как правило, родная Тара, но не только.

Отобранные для экспозиции снимки Александра — наоборот, подчеркнуто отстраненные. Большинство снято в Омске, но это, по словам автора, совершенно не важно. Поскольку, во-первых, сам наш город он считает, по большей части, типичным, мало чем отличающимся от других российских собратьев-мегаполисов. А во-вторых, в этих работах Румянцева в принципе не важно, что снято (то есть неважна и предыстория, суть объекта) — важно как. Фотограф хочет, например, чтоб глядя на ломаную кривую черной целлофановой пленки, подхваченной ветром, на брошенные кем-то пакеты из-под фастфуда, мы не выбирали в голове из набора стереотипов («сейчас бы тоже не прочь бутер», «какая свинья это кинула тут!», «почему урн в городе днём с огнём?..» etc.) наиболее подходящий, исходя из собственной воспитанности, терпимости, сытости и т.п., а видели те линии и цвета, что увидел он. Но собственное эстетское мнение даже в виде названия фотоработы зрителю при этом не навязывается — под каждым снимком лишь сухо-документальное время съемки.

У Дениса на выставке тоже есть одна работа с «хроно-названием» - «4.00», раннее летнее тарское утро. Но вообще это для него нетипично — всего две картины с цифровым названием за весь период творчества с 2012 года.

Те самые 4.00

Со временем в принципе авторы, как выясняется в беседе, тоже соотносятся по-разному. Трудовые будни Александра — одного из самых известных ныне действующих омских фотокорреспондентов — забиты съемками с утра (из «совы» поры детства-студенчества он уже давно перековал себя в «жаворонка») до ночи, все расписано и согласовано. (Например, выкроить время, чтобы нормально подготовиться к этой выставке, он смог только благодаря отпуску). Денис же работает художником в Северном драматическом театре, его график чаще расслабленный, режим дня обычно «плавающий». Например, он не смог даже навскидку вспомнить — те самые «4.00» утра он встретил после бессонной ночи или с очень ранним подъемом.

И, тем не менее, при всех этих отличиях во взглядах и подходах, работы Румянцева и Русакова в итоге чем-то неуловимо похожи. Потому, собственно, и состоялась выставка, первые посетители которой развлекали себя поиском параллелей между работами.

А мужики-то и не знают

Из неочевидного — тарского художника с омским фотомастером роднит, оказывается, еще и техника. В смысле — фототехника. Денис, по его собственному признанию, очень часто делает снимки, из которых потом вырастают картины. Нет, речь не идет о подетальной срисовке фотографий, эти кадры Русаков использует даже не как эскизы или наброски, а, скорее, как стикеры-«напоминашки». Взглянул — освежил «ту самую» картину в голове, «те самые» ощущения — и рождается картина, которая может значительно отличаться от «исходного» фото. Порой Денис добавляет туда детали, которых на самом деле не видел, приписывает персонажам действия, о которых мог только догадываться (и не факт, что верно). Пример — картина под названием «Домино»: красные двухэтажки-близняшки, детская площадка, зелень и мужики за уличным столом. «Играют в домино», - решил проходивший поодаль автор. Что они там делали на самом деле — неизвестно.

2

Как художник Родину продавал

Познакомились 2.Ru чуть больше года назад, летом 2017-го на персональной выставке Дениса в «Левой ноге». Александру понравились картины тарчанина, появилось даже желание кое-что приобрести себе. Но когда фотограф приехал к художнику за выбранной картиной «Родина», тот был чем-то сильно «загружен» и в итоге продал ему... совсем другую «Родину» (у Дениса есть две совершенно разные работы с таким названием)! Вот с такого курьеза началось знакомство, в итоге вылившееся в совместный творческий проект.

Авторы (уверяют, что не сговариваясь) даже оделись в одной

Лично ознакомиться с ним, напомним (еще раз о месте и времени напоследок), омичи могут до 30 сентября. После этого экспозиция отправится «на сторону Дениса» — в Тару. А «Сезон свободы» в «Искусстве Омска» продолжится другими выставками, всего их в цикле будет пять — до начала ноября.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Оксана Клименко

— Коуч, психолог

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

245701 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

248901 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

5949101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6168221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх