Жизнь дается один раз, и хочется прожить её...
Нет, я не ошиблась. Это у советского писателя Николая Островского «..НАДО прожить её так, чтобы не было мучительно больно...».
А у Антона Павловича нашего Чехова - «..ХОЧЕТСЯ прожить её бодро, осмысленно, красиво"...
Это слова главного героя чеховского «Рассказа неизвестного человека». На камерной сцене Омского театра драмы состоялась премьера спектакля по этой повести (режиссёр Егор Равинский).
Спектакль решён как монолог «неизвестного человека», в воспоминаниях которого оживают события его жизни. Он рассказывает, а сквозь пальцы сыплется и сыплется песок времени, хороня былое...
1Актёр Олег Берков очень органичен в переходах от повествования к действию и обратно, они укрупняют противоречивость героя. Мы застаём его в период «перемены мировоззрения». Он как бы соткан из противоречий: дворянин-народоволец, живущий «ради дела» как лакей в доме высокопоставленного чиновника; бывший морской офицер; больной чахоткой одинокий человек, особенно остро ощущающий жажду «обыкновенной обывательской жизни».
В силу обстоятельств он становится свидетелем трагического разрыва отношений между прекрасной «тургеневской» женщиной Зинаидой Фёдоровной и своим хозяином Орловым. Сочувствие к обманувшейся в любимом человеке женщине меняет героя. «Самоотверженная любовь к ближнему», к конкретному страдающему человеку оказывается сильнее идеи борьбы за всеобщее счастье.
В начале спектакля жёсткий лакейский сюртук как бы ограничивает его свободу, скрывает душевные движения. Как и «дело», которому подчинена его жизнь, И когда он расстаётся с этой оболочкой, когда перестаёт подчиняться «идее», на свободу вырывается и душа его. Актёр работает на полутонах, тонко, но точно передаёт сложную гамму чувств своего героя.
Глубокой внутренней жизни «неизвестного человека» противопоставлено бессмысленное существование людей круга его хозяина: угодливый пошляк Кукушкин (Влад Пузырников), равнодушный сухарь Пекарский (Егор Уланов), добрый, но безвольный Грузин (Артём Кукушкин, недавно вошедший в труппу Омской драмы), - и сегодня вполне узнаваемые типажи. Антипод героя — Орлов (Николай Сурков), «заурядный чиновник, картёжник, не имеющий пристрастия ни к каким идеям», как он сам о себе говорит. Но на самом деле его идея — равнодушие, для обозначения которой он даже придумал эвфемизм — «объективное отношение к жизни». Последняя сцена спектакля — дуэль мировоззрений «неизвестного» и Орлова — замечательный актёрский дуэт-поединок.
Пару антиподов составляют и Зинаида Фёдоровна (Кристина Лапшина) с горничной Полей (Алина Егошина). Почти не взаимодействуя, актрисы всё время повышают градус противостояния. Поворот головы, походка, интонация обращённых к другим персонажам слов выражают отношение героинь друг к другу откровеннее, чем если бы они вступили в открытый конфликт.
Не буду подробно говорить о сюжете — лучше Чехова не скажешь (кстати, стоит перечитать повесть перед походом в театр). Замечу лишь, что, судя по напряжению в зале, сегодняшнему зрителю оказалась удивительно близка эта история: кому не хочется прожить жизнь бодро, осмысленно, красиво? А получается — мучительно больно...
Оригинал в Facebook автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
На «Багровом острове» нет календаря
«Щелкунчик» в джазе и другие сюрпризы от филармонии
«В самом себе, как змей, таясь...»
Откуда в Сибири испанская страсть?
«Кто любит сказку, тем — сюда!»
— Психолог
— Коуч, психолог
— попутчица
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии