К 100-летию Мигдата Ханжарова

Театр в отдельно взятом крупном городе на периферии должен быть гордостью города, уважаемым и любимым горожанами. Он должен быть показателем уровня культуры города.

308728 ноября 2018
К 100-летию Мигдата Ханжарова

В последние годы жизни Мигдат Нуртдинович Ханжаров много размышлял о современном репертуарном театре и его судьбе в провинции. Ниже приводится фрагмент его «Записок о театре» написанных в Ростове на Дону в 1998-2000гг.

 

1

«…современный театр без режиссера — нонсенс! Ведь режиссер не просто постановщик спектакля, а прежде всего духовный руководитель, создатель творческого лица театра. Театр — это хорошие спектакли, отличная актерская труппа. И за всем этим стоит творческий, талантливый, образованный, культурный человек- режиссер!

Говорят, что лицо театра — это репертуар. Совершенно правильно. Хорошая драматургия, выбранная из великого множества произведений, с учетом творческих взглядов художественного руководителя, профессиональных возможностей труппы и возможное восприятие зрительской аудитории, вот основа отбора репертуара. Есть еще мнение, что правильно сформированная отличная труппа это лицо театра. Это тоже правильно. Проблемой подбора и воспитания (в творческом отношении) актеров так же должен заниматься художественный руководитель — режиссер. Когда говорится о творческом воспитании, не имеется ввиду какая-то учеба, декларирующая творческие принципы, а занятость каждого актера в спектаклях художественного руководителя. В творческом процессе работы над спектаклем вырабатывается единая технология создания образа. Чем быстрее актер воспринимает, понимает процесс и может воссоздать совместно найденный образ, тем самым он становится необходимым актером для данного режиссера.

Беда в том, что хороших режиссеров всегда было мало. В настоящее довольно прагматичное время, многие даже очень талантливые режиссеры не хотят становиться во главе театров, лишая тем самым, прежде всего, себя самого возможности создания своего творчески неповторимого коллектива, имеющего только ему присущее лицо. Они ездят по всей России, ставят разовые постановки в театрах с разными творческими возможностями. На жизнь, конечно, они себе зарабатывают, но никогда не создадут значительных спектаклей и никогда не сделают себе имя. Страдают от отсутствия режиссеров-руководителей, конечно же, театры. Поскольку актеры вынуждены каждый раз приспосабливаться к новому режиссеру или, что еще хуже, садятся на свои приспособления-штампы, становясь однообразными. Спектакли получаются только средними. Существует совершенно ошибочное мнение, что художественного руководителя, главного режиссера, может заменить коллегия, составленная из ведущих актеров, мастеров сцены. В этом случае все постановки спектаклей осуществляются приглашенными режиссерами со стороны или одним очередным режиссером, или даже актерами данного театра. Эти обстоятельства исключают создание продуманного, перспективного репертуара театра. Появляются спектакли, поставленные приезжим режиссером, да еще и со своей пьесой, или спектакли, поставленные по просьбе одного из мастеров — ведущего артиста труппы в заглавной роли для себя, иногда получаются неплохо. Но такие спектакли не становятся вехой в репертуаре театра, хотя и появляется еще много желающих «потянуть одеяло на себя». А сложные взаимоотношения в коллективе не дают возможности противостоять таким явлениям без художественного руководителя-режиссера.

Есть примеры, когда главными режиссерами и даже художественными руководителями театра назначаются очень активные актеры театра, имеющие опыт постановки разовых спектаклей, в основном сказочек, что никак не решает глобальных проблем существования крупного творческого коллектива. Индивидуальное лицо театра — это, прежде всего, труппа, продуманный, отвечающий возможностям актеров репертуар и отношения со зрителем.

Режиссер — профессия. И хочется напомнить слова Георгия Товстоногова, что режиссер — это, прежде всего, «точка пересечения времени, поэтической идеи и пространства... Призма, собирающая в один фокус все компоненты театра... центральная фигура в театре, но все зависит от того, как это понимать. Художественную волю режиссера нельзя путать с деспотией личного вкуса». Многим кажется, что любой человек театра может поставить спектакль. Это убеждение — следствие падения профессионального, творческого уровня. Поставить спектакль, даже со зрительским успехом, не значит стать режиссером. Есть единичные примеры, когда актеры становились большими режиссерами: Алексей Дикий, Юрий Любимов, Олег Ефремов – исключения, которые подтверждают правила.

Театр в отдельно взятом крупном городе на периферии должен быть стационарным, репертуарным театром, гордостью города, уважаемым и любимым горожанами. Он должен быть показателем уровня культуры города».

 

Справка. Мигдат Ханжаров родился 28 ноября 1918 года в семье артистов передвижного татарского театра. Отец — Нуртдин Гилязтдинович Ханжаров, актёр, первый частный антрепренер татарского театра в Перми, татаро-башкирского театра на Урале. Мать — Мавгузя, актриса.

2

В 1936 г. окончил Свердловскую театральную студию, до 1939 г. работал актером. В 1939-946 гг. проходил службу в рядах Тихоокеанского военно-морского флота, руководил самодеятельностью, возглавлял актёрские бригады, обслуживавшие флот. Участвовал в боях за Сахалин, награждён медалью «За Победу над Японией».

С 1946 по 1953 гг., после демобилизации, работал администратором в Челябинском драматическом театре имени С. М. Цвиллинга. В 1953 г. переехал в Омск. В 1953-1958 гг. работал заместителем директора Омского драматического театра. В 1958-1962 гг. заместителем директора Омской филармонии. В 1962-1988 годах возглавлял Омский драматический театр.

В годы его руководства Омский драматический театр был удостоен множества значимых наград:

1973 г. — Государственная премия им. К.С.Станиславского (за спектакль «Солдатская вдова» Н.Анкилова в постановке Я.М.Киржнера).
1974 г. — Орден Трудового Красного Знамени.
В 1983 г. — звание «Академический».
В 1985 г. — Государственная премия им. К.С.Станиславского (за спектакль «У войны — не женское лицо» С.А.Алексиевич в постановке Г.Р.Тростянецкого).
В 1968 г. М.Н.Ханжарову присвоено звание «Заслуженный работник культуры». После выхода на пенсию (1988 г.) жил в Ростове-на-Дону.

Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1976 г.), Отечественной войны II степени (1985 г.), медалями.

Умер в Омске, похоронен на Старо-Северном мемориальном кладбище.

Оригинал в Facebook


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

54418 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

86203 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

213327 мая 2025
«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

206323 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх