«Золотая наша шарашка»
Шарашки немало сделали как для народного хозяйства, так и для армии и Победы. В частности, именно в них были созданы блюминг и прямоточный котел, высотный, пикирующий и фронтовой бомбардировщики и множество прочей военной техники.
174611 декабря 2018
В 1989 году в журнале «Юность» была опубликована повесть Василия Аксенова «Золотая наша железка», написанная еще в 1973-м, но сочинение о мечтателях и борцах, которые в холодной Сибири построили уникальный исследовательский центр и хотели изменить мир, было признано идеологически вредным и ушло в самиздат. Собственно, это было развитие темы «Понедельника начинается в субботу», только во вполне реальном научном центре, а не вымышленном НИИЧАВО. Ну а я использовал это название для своего поста, чтобы поговорить о таком уникальном явлении, как шарашка.
Как гласит Википедия, «Шара́шка (также шарáжка, шара́га от «шарашкина контора») — разговорное название НИИ и КБ закрытого типа, подчинённых НКВД/МВД СССР, в которых работали осуждённые учёные, инженеры и техники». В принципе, это чисто советское изобретение, но в Германии тоже возникало что-то подобное, когда ученым и инженерам, осужденным за антинацистские высказывания, вместо концлагерей предоставляли возможность поработать на благо Третьего рейха мозгами. Да и у участников знаменитого Манхэттенского проекта личная свобода была существенно ограничена. Но именно в СССР практически рабский труд ученых и конструкторов был поставлен на промышленную основу.
1В шарашках работали практически за еду, но при этом содержание в них было гораздо более гуманным, чем в обычных лагерях ГУЛАГА. Совсем непросто было попасть в шарашку, тот же Сергей Королев сначала подвергся интенсивным допросам, на которых ему дважды сломали челюсть, и отсидел в лагере, прежде чем удостоился чести попасть в шарашку авиаконструктора Андрея Туполева. И очень жаль, что для академиков Николая Вавилова и Дмитрия Поливанова, как и для многих других ученых, не нашлось шарашки, их просто расстреляли или сгноили в ГУЛАГе. Да и тех, кто не попал в эти жернова, крепко испугали. Очень емко об этом сказал академик в фильме «Гараж»: «Но в молодости меня много били, причем били за то, за что потом давали звания, премии. Но испугали на всю жизнь. Мне уже много лет. Пора бы уж перестать бояться»...
Первая шарашка появилась задолго до большого террора, я снова приведу длинную цитату из «Штрихов к портрету» Игоря Губермана, в которых и эта тема затронута: «На Ходынском поле в декабре двадцать девятого освободили два ангара и устроили первую шарашку. Тогда арестовали конструкторов Поликарпова и Григоровича — из ведущих. Их арестовали за антисоветские разговоры и предложили выбор: будете сидеть или хотите работать? Конечно, работать! Из Ленинграда привезли конструкторов — там тоже нескольких арестовали, жена одного из них у нас останавливалась, когда мужу передачи привозила. Женщине во все века что главным казалось? Накормить своего мужика. Вот она и ездила. Посидит с ним в ангаре на коечке, пирожками покормит, а плакать — к нам. Им сказали так: стране срочно нужен ультрасовременный истребитель. Сделаете — освободим. Срок — три месяца на проект, два — на изготовление. И тут же срок изготовления на месяц сократили. Нечего, дескать, тянуть, если на свободу хотите. Три месяца на проект и макет, а еще через месяц — вылет.
Рубин присвистнул.
— Да-да, — скупо улыбнулся старик. — Такие сроки. И в конце апреля они, батенька, уже испытывали гордость советского самолетостроения тех лет истребитель И-5. И его прямо на летное поле приезжал смотреть Сталин. Кстати, он тогда одного конструктора участливо так, по-отечески, вполголоса спросил: не угнетают вас здесь? Такой вот был заботливый человек. А на вертикальном оперении сзади, на киле то есть, была у первого самолета пятиконечная звезда, а внутри нее буквы: В и Т. Догадываетесь?
Рубин даже головой не успел мотнуть, ибо риторическим был вопрос старика.
— Внутренняя тюрьма! — пояснил он с таким торжеством, словно гордился этой меткой. — То есть, понимаете ли, не только не стеснялись они, что тюремный труд используют, но даже рекламировали. Так что эту идею усатый с радостью из их рук принял.
— Подождите-ка, — перебил Рубин, — а конструкторов выпустили, как обещали?
— Человек пять-семь выпустили, а там человек тридцать было, я их судьбу не знаю.
Старик хмуро молчал, уставясь на лист невидящими глазами, и постукивал пальцами обеих рук по столу, словно что-то припоминая.
— А из шарашки выйдя, где они работали? — спросил Рубин. — Их в свои бюро вернули?
— Вернули, — старик с трудом выходил из каких-то нахлынувших воспоминаний. — Еще как работали!»
Это первое в истории авиации тюремное конструкторское бюро называлось ЦКБ-39. А ЦКБ-29, или «Туполевская шарага», где работал и Сергей Королев, с 1941-го по 1944 год размещалась в Омске. В конце 90-х мне довелось общаться с конструктором, который совсем молодым попал в это ЦКБ за рассказанный не кому надо анекдот. По его воспоминаниям, в годы войны ему, как и всем остальным узникам шараги, было жалко тратить время даже на сон, они постоянно что-то проектировали, конструировали, воплощали в "железе" и испытывали. А когда «туполевцы» перебрались в Москву, остался в Омске и всю жизнь проработал на ПО «Полет». В ОТБ-82 или «Тушинской шараге», после войны передислоцированной в Рыбинск (тогда город Щербаков), на моторостроительный завод № 36, полгода проработал Александр Солженицын, впоследствии описавший этот короткий период в романе «В круге первом». Кроме него о шарашках почти никто и не писал, только несколько мемуаров вышло, не получивших широкую известность.
Шарашки немало сделали как для народного хозяйства, так и для армии и Победы. В частности, именно в них были созданы блюминг и прямоточный котел, высотный, пикирующий и фронтовой бомбардировщики и множество прочей военной техники. Почти полный список советских шарашек и краткий перечень ими созданного есть в Википедии. В них трудились десятки тысяч ученых, конструкторов и инженеров, самые известные имена перечислены в Википедии. С одной стороны, в шарашках им было лучше, чем в ГУЛАГе, где они просто превратились бы в лагерную пыль, а с другой, врагу не пожелаешь работать за еду под дулами пулеметов. Некоторые шарашки превратились в ЗАТО и даже целые города, как Снежинск. Все нынешние ЗАТО являются отрыжкой нашего тоталитарно-милитаристского прошлого, но закрывать их никто не собирается.
Оригинал в Фейсбуке автора.
Фото: с сайта https://topos.memo.ru/en/node/58
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
1060921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
89818 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
78418 ноября 2024
Выбор редакции
758181035
Записи автора
Наверное, не все знают, что календарь 2020 года полностью повторяет календарь 1964-го...
366904 февраля 2020
Нехорошо забытое старое. Лучшие советские оперетты
777010 ноября 2019
«А если он — оттудова шпион, и в чемодане этом четыре кастета, четыре пистолета и бомба в 10 тонн?»
118429 октября 2019
104607 октября 2019
КВН — это не только смешно, но и польза
143204 мая 2019
148002 мая 2019
136908 апреля 2019
126102 апреля 2019
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии