Музыка как поступок

Музыка может всё: и передать ужас страшной эпохи, и помочь его пережить. А уж если в заключении концерта «на бис» звучит танго Пьяцолы, жить точно можно!

171114 декабря 2018
Музыка как поступок

Фестиваль «Белая симфония» продолжается и снова удивляет. Вчера состоялась программа «Война миров». О том, почему в одном концерте объединили, казалось бы, несовместимое — Четвёртую симфонию Д. Шостаковича и сюиту «Скарамуш» Д. Мийо — рассказал, открывая программу, главный дирижёр Омского симфонического Дмитрий Васильев (Dmitry Vasiliev): оба произведения написаны в одно время; симфония Шостаковича в 1936 году, сюита Мийо — в 1937-м.

Каждому ясно, что это были за годы для нашей страны. В тот момент, когда Шостакович репетировал с оркестром Четвёртую симфонию, в газете «Правда» вышла передовая статья «Сумбур вместо музыки», в которой критиковалась его опера «Леди Макбет Мценского уезда». Композитор прекратил репетиции. И только в начале 60-х это произведение впервые было представлено публике в исполнении оркестра под управлением Кирилла Кондрашина.

1

По-своему уникальным было и вчерашнее исполнение Омского оркестра: Дмитрий Васильев погрузил симфоническую музыку в контекст эпохи, соединив её с музыкой поэтического слова в исполнении Аллы Ениной. В первой части звучал мужественный в своей безнадёжности Мандельштам,:

Нам с музыкой-голубою
Не страшно умереть,
Там хоть вороньей шубою
На вешалке висеть...

А когда зазвучала вторая часть, мы услышали… отрывки из той самой статьи — «Сумбур вместо музыки»: «... нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге». А ведь это правда и в отношении Четвёртой симфонии. Это грохот, скрежет и визг страшного времени чёрных «воронков» и «марусь». За отчаянную правду и клеймили эту музыку как «левацкий сумбур» и «мелкобуржуазный формализм».

Это стало особенно ощутимо, когда в третьей части зазвучали строки из ахматовского «Реквиема»: 
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных «марусь».

Да, это был не просто концерт, популяризирующий музыку Шостаковича. Это гражданский поступок людей, стремящихся сохранить коллективную память о событиях, которые никогда не должны повториться!

Вторая часть программы показала, как многообразен мир культуры. В те мрачные для нашей страны времена француз Дариус Мийо пишет весёлую сюиту, герой которой — персонаж итальянской комедии масок Скарамуш, забияка и хвастун. Саксофон Сергея Колесова прекрасно передал этот характер!

Впервые Колесов играл с нашим симфоническим семь лет назад и, видимо, ещё тогда оценил стилистический диапазон омских музыкантов. Ведь саксофон — инструмент, прежде всего, — джазовый. 

Кстати, в той злополучной статье «Правда» вменяла в вину Шостаковичу ещё и то, что ему «пришлось заимствовать у джаза его нервозную, судорожную, припадочную музыку, чтобы придать «страсть» своим героям». Так что симфоджазовое продолжение концерта оказалось вполне логичным.

2

Ещё одна сюита, в которой солировал музыкант с мировой известностью Сергей Колесов (Sergey Kolesov), стала российской премьерой: «Escapades» для альт-саксофона с оркестром Дж. Уильямса — саундтрек к фильму «Поймай меня, если сможешь». Действие происходит в 60-е, отсюда и джазовые интонации, характерные для того времени.

Музыка может всё: и передать ужас страшной эпохи, и помочь его пережить. А уж если в заключении концерта «на бис» звучит танго Пьяцолы, жить точно можно!

Оригинал в Фейсбуке автора.

Автор:Елена Петрова

Фото:@PhilharmonicOmsk

Теги:музыкаДмитрий Васильев


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1460223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

56618 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

88303 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

217527 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх