Музыка как поступок

Музыка может всё: и передать ужас страшной эпохи, и помочь его пережить. А уж если в заключении концерта «на бис» звучит танго Пьяцолы, жить точно можно!

163814 декабря 2018
Музыка как поступок

Фестиваль «Белая симфония» продолжается и снова удивляет. Вчера состоялась программа «Война миров». О том, почему в одном концерте объединили, казалось бы, несовместимое — Четвёртую симфонию Д. Шостаковича и сюиту «Скарамуш» Д. Мийо — рассказал, открывая программу, главный дирижёр Омского симфонического Дмитрий Васильев (Dmitry Vasiliev): оба произведения написаны в одно время; симфония Шостаковича в 1936 году, сюита Мийо — в 1937-м.

Каждому ясно, что это были за годы для нашей страны. В тот момент, когда Шостакович репетировал с оркестром Четвёртую симфонию, в газете «Правда» вышла передовая статья «Сумбур вместо музыки», в которой критиковалась его опера «Леди Макбет Мценского уезда». Композитор прекратил репетиции. И только в начале 60-х это произведение впервые было представлено публике в исполнении оркестра под управлением Кирилла Кондрашина.

1

По-своему уникальным было и вчерашнее исполнение Омского оркестра: Дмитрий Васильев погрузил симфоническую музыку в контекст эпохи, соединив её с музыкой поэтического слова в исполнении Аллы Ениной. В первой части звучал мужественный в своей безнадёжности Мандельштам,:

Нам с музыкой-голубою
Не страшно умереть,
Там хоть вороньей шубою
На вешалке висеть...

А когда зазвучала вторая часть, мы услышали… отрывки из той самой статьи — «Сумбур вместо музыки»: «... нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге». А ведь это правда и в отношении Четвёртой симфонии. Это грохот, скрежет и визг страшного времени чёрных «воронков» и «марусь». За отчаянную правду и клеймили эту музыку как «левацкий сумбур» и «мелкобуржуазный формализм».

Это стало особенно ощутимо, когда в третьей части зазвучали строки из ахматовского «Реквиема»: 
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных «марусь».

Да, это был не просто концерт, популяризирующий музыку Шостаковича. Это гражданский поступок людей, стремящихся сохранить коллективную память о событиях, которые никогда не должны повториться!

Вторая часть программы показала, как многообразен мир культуры. В те мрачные для нашей страны времена француз Дариус Мийо пишет весёлую сюиту, герой которой — персонаж итальянской комедии масок Скарамуш, забияка и хвастун. Саксофон Сергея Колесова прекрасно передал этот характер!

Впервые Колесов играл с нашим симфоническим семь лет назад и, видимо, ещё тогда оценил стилистический диапазон омских музыкантов. Ведь саксофон — инструмент, прежде всего, — джазовый. 

Кстати, в той злополучной статье «Правда» вменяла в вину Шостаковичу ещё и то, что ему «пришлось заимствовать у джаза его нервозную, судорожную, припадочную музыку, чтобы придать «страсть» своим героям». Так что симфоджазовое продолжение концерта оказалось вполне логичным.

2

Ещё одна сюита, в которой солировал музыкант с мировой известностью Сергей Колесов (Sergey Kolesov), стала российской премьерой: «Escapades» для альт-саксофона с оркестром Дж. Уильямса — саундтрек к фильму «Поймай меня, если сможешь». Действие происходит в 60-е, отсюда и джазовые интонации, характерные для того времени.

Музыка может всё: и передать ужас страшной эпохи, и помочь его пережить. А уж если в заключении концерта «на бис» звучит танго Пьяцолы, жить точно можно!

Оригинал в Фейсбуке автора.

Автор:Елена Петрова

Фото:@PhilharmonicOmsk

Теги:музыкаДмитрий Васильев


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

18421 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

16622 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

928104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Нюта Федермессер

— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3329114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4371210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6187106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1040612 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх