Музыка как поступок

Музыка может всё: и передать ужас страшной эпохи, и помочь его пережить. А уж если в заключении концерта «на бис» звучит танго Пьяцолы, жить точно можно!

162314 декабря 2018
Музыка как поступок

Фестиваль «Белая симфония» продолжается и снова удивляет. Вчера состоялась программа «Война миров». О том, почему в одном концерте объединили, казалось бы, несовместимое — Четвёртую симфонию Д. Шостаковича и сюиту «Скарамуш» Д. Мийо — рассказал, открывая программу, главный дирижёр Омского симфонического Дмитрий Васильев (Dmitry Vasiliev): оба произведения написаны в одно время; симфония Шостаковича в 1936 году, сюита Мийо — в 1937-м.

Каждому ясно, что это были за годы для нашей страны. В тот момент, когда Шостакович репетировал с оркестром Четвёртую симфонию, в газете «Правда» вышла передовая статья «Сумбур вместо музыки», в которой критиковалась его опера «Леди Макбет Мценского уезда». Композитор прекратил репетиции. И только в начале 60-х это произведение впервые было представлено публике в исполнении оркестра под управлением Кирилла Кондрашина.

1

По-своему уникальным было и вчерашнее исполнение Омского оркестра: Дмитрий Васильев погрузил симфоническую музыку в контекст эпохи, соединив её с музыкой поэтического слова в исполнении Аллы Ениной. В первой части звучал мужественный в своей безнадёжности Мандельштам,:

Нам с музыкой-голубою
Не страшно умереть,
Там хоть вороньей шубою
На вешалке висеть...

А когда зазвучала вторая часть, мы услышали… отрывки из той самой статьи — «Сумбур вместо музыки»: «... нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге». А ведь это правда и в отношении Четвёртой симфонии. Это грохот, скрежет и визг страшного времени чёрных «воронков» и «марусь». За отчаянную правду и клеймили эту музыку как «левацкий сумбур» и «мелкобуржуазный формализм».

Это стало особенно ощутимо, когда в третьей части зазвучали строки из ахматовского «Реквиема»: 
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных «марусь».

Да, это был не просто концерт, популяризирующий музыку Шостаковича. Это гражданский поступок людей, стремящихся сохранить коллективную память о событиях, которые никогда не должны повториться!

Вторая часть программы показала, как многообразен мир культуры. В те мрачные для нашей страны времена француз Дариус Мийо пишет весёлую сюиту, герой которой — персонаж итальянской комедии масок Скарамуш, забияка и хвастун. Саксофон Сергея Колесова прекрасно передал этот характер!

Впервые Колесов играл с нашим симфоническим семь лет назад и, видимо, ещё тогда оценил стилистический диапазон омских музыкантов. Ведь саксофон — инструмент, прежде всего, — джазовый. 

Кстати, в той злополучной статье «Правда» вменяла в вину Шостаковичу ещё и то, что ему «пришлось заимствовать у джаза его нервозную, судорожную, припадочную музыку, чтобы придать «страсть» своим героям». Так что симфоджазовое продолжение концерта оказалось вполне логичным.

2

Ещё одна сюита, в которой солировал музыкант с мировой известностью Сергей Колесов (Sergey Kolesov), стала российской премьерой: «Escapades» для альт-саксофона с оркестром Дж. Уильямса — саундтрек к фильму «Поймай меня, если сможешь». Действие происходит в 60-е, отсюда и джазовые интонации, характерные для того времени.

Музыка может всё: и передать ужас страшной эпохи, и помочь его пережить. А уж если в заключении концерта «на бис» звучит танго Пьяцолы, жить точно можно!

Оригинал в Фейсбуке автора.

Автор:Елена Петрова

Фото:@PhilharmonicOmsk

Теги:музыкаДмитрий Васильев


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 139 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 117 человек



























Блог-пост

Сергей Тимофеев

— Врач-сексолог

Юлианна Оржеховска

— астролог-консультант

Сергей Денисенко

— Писатель, журналист


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Story

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Год назад омичка взяла Гран-При конкурса красоты, а в 2024-м — победила в номинации «ТОП-Женщина».

1156527 сентября 2024
Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

Story

Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

История знает много примеров успешного семейного бизнеса, споткнувшегося о смену поколений, — когда оказывалось, что дела отцов детям просто не интересны. Максиму и Татьяне Сгибневым это, кажется, не грозит — сын Яромир, несмотря на тинейджерский возраст, уже является неотъемлемой и важной частью их предприятия.

1522112 сентября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

2600106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

856512 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх