Музыка как поступок

Музыка может всё: и передать ужас страшной эпохи, и помочь его пережить. А уж если в заключении концерта «на бис» звучит танго Пьяцолы, жить точно можно!

118814 декабря 2018
Музыка как поступок

Фестиваль «Белая симфония» продолжается и снова удивляет. Вчера состоялась программа «Война миров». О том, почему в одном концерте объединили, казалось бы, несовместимое — Четвёртую симфонию Д. Шостаковича и сюиту «Скарамуш» Д. Мийо — рассказал, открывая программу, главный дирижёр Омского симфонического Дмитрий Васильев (Dmitry Vasiliev): оба произведения написаны в одно время; симфония Шостаковича в 1936 году, сюита Мийо — в 1937-м.

Каждому ясно, что это были за годы для нашей страны. В тот момент, когда Шостакович репетировал с оркестром Четвёртую симфонию, в газете «Правда» вышла передовая статья «Сумбур вместо музыки», в которой критиковалась его опера «Леди Макбет Мценского уезда». Композитор прекратил репетиции. И только в начале 60-х это произведение впервые было представлено публике в исполнении оркестра под управлением Кирилла Кондрашина.

1

По-своему уникальным было и вчерашнее исполнение Омского оркестра: Дмитрий Васильев погрузил симфоническую музыку в контекст эпохи, соединив её с музыкой поэтического слова в исполнении Аллы Ениной. В первой части звучал мужественный в своей безнадёжности Мандельштам,:

Нам с музыкой-голубою
Не страшно умереть,
Там хоть вороньей шубою
На вешалке висеть...

А когда зазвучала вторая часть, мы услышали… отрывки из той самой статьи — «Сумбур вместо музыки»: «... нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге». А ведь это правда и в отношении Четвёртой симфонии. Это грохот, скрежет и визг страшного времени чёрных «воронков» и «марусь». За отчаянную правду и клеймили эту музыку как «левацкий сумбур» и «мелкобуржуазный формализм».

Это стало особенно ощутимо, когда в третьей части зазвучали строки из ахматовского «Реквиема»: 
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных «марусь».

Да, это был не просто концерт, популяризирующий музыку Шостаковича. Это гражданский поступок людей, стремящихся сохранить коллективную память о событиях, которые никогда не должны повториться!

Вторая часть программы показала, как многообразен мир культуры. В те мрачные для нашей страны времена француз Дариус Мийо пишет весёлую сюиту, герой которой — персонаж итальянской комедии масок Скарамуш, забияка и хвастун. Саксофон Сергея Колесова прекрасно передал этот характер!

Впервые Колесов играл с нашим симфоническим семь лет назад и, видимо, ещё тогда оценил стилистический диапазон омских музыкантов. Ведь саксофон — инструмент, прежде всего, — джазовый. 

Кстати, в той злополучной статье «Правда» вменяла в вину Шостаковичу ещё и то, что ему «пришлось заимствовать у джаза его нервозную, судорожную, припадочную музыку, чтобы придать «страсть» своим героям». Так что симфоджазовое продолжение концерта оказалось вполне логичным.

2

Ещё одна сюита, в которой солировал музыкант с мировой известностью Сергей Колесов (Sergey Kolesov), стала российской премьерой: «Escapades» для альт-саксофона с оркестром Дж. Уильямса — саундтрек к фильму «Поймай меня, если сможешь». Действие происходит в 60-е, отсюда и джазовые интонации, характерные для того времени.

Музыка может всё: и передать ужас страшной эпохи, и помочь его пережить. А уж если в заключении концерта «на бис» звучит танго Пьяцолы, жить точно можно!

Оригинал в Фейсбуке автора.

Автор:Елена Петрова

Фото:@PhilharmonicOmsk

Теги:музыкаДмитрий Васильев


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

17.05.2021

Поддерживаете ли вы намерение властей ужесточить выдачу оружия после трагедии в Казани?

Уже проголосовало 107 человек

26.03.2021

Кого бы вы хотели видеть на посту мэра города Омска?

Уже проголосовало 234 человека

























Блог-пост

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Ирина Говоруха

— Писательница, блогер

Юлия Купрейкина

— психолог

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Больно надо терпеть

Лекарства есть, но их не выписывают: почему онкобольным в Омской области сложно получить обезболивающие препараты?

651925 мая 2021

Стиль жизни

Георгий Кичигин. О времени и о себе

Кредо

Георгий Кичигин. О времени и о себе

«Чтобы показаться и запомниться, художнику нужно повеситься. Если не картинками, то самому. За ноги. Это в духе сегодняшнего времени».

400223 мая 2021
В Омск едут самые крупные в мире львы и самый добрый в мире клоун

Story

В Омск едут самые крупные в мире львы и самый добрый в мире клоун

И морские, и гривастые, и знаменитые: 12 июня в омском цирке стартует новая программа – масштабный международный проект «Цирк со львами», который представят артисты из разных стран.

3529223 мая 2021
Виоллета Уразаева: «Если быть – то быть лучшей»

Кредо

Виоллета Уразаева: «Если быть – то быть лучшей»

Двенадцать лет назад изящная девушка с нестандартным именем Виоллета и дипломом инженера-электромеханика ОмГУПС решила создать в Омске свою клининговую компанию. Сегодня возглавляемая ею группа компаний «АРИС» – один из признанных лидеров в своем сегменте, входящий в Союз клининговых компаний России.

805022 мая 2021
Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Кредо

Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Накануне Международного дня цирка директор Омского цирка рассказала о послевкусии, которое оставил у неё 2020 год, о том, каким сегодня должен быть трюк, чтобы захватить зрителя, а также о том, почему обезьянам после «карантинной» паузы пришлось сесть на диету.

10107708 апреля 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх