Письмо к съезду
Скоро начнутся московские Дни PR, посвящённые теме доверия — ключевой проблеме современных коммуникаций. И вот с гор Кавказа я решил высказаться по этой теме, будто проповедую птицам, равнинам внизу и голым деревьям, а не в здании Московской биржи.
Кризис доверия — это не потеря веры в отдельные сообщения, пусть даже веры всей их совокупности, всем сообщениям мира. Это утрата веры как самой категории. Если бы можно было сказать: «Я не верю никому», в этом было бы пол беды; рано или поздно найдётся тот, кому поверишь, да и сам жест отрицания здесь театрален: себе хоть веришь-то. Проблема в том, что сегодня мы верим и не верим ситуативно, допускаем, что и так, и этак, вернее даже, мы вообще не рассматриваем поток сообщений в модусе веры, даже в вероятностном ее преломлении. Просто — есть некое облако смыслов — они не требуют доверия, они парят, меняются, мы их принимаем к сведению, но не более того.
Коллега Мария Макушева считает вульгарным цитировать Бодрийяра, но идея примерно в этом: суть симулякра не в том, что он искажает истину, а в том, что субстрата больше нет, истины, которую можно исказить, не существует.
1Оборотная сторона этого явления — потеря собственной идентичности. Но раз нет идентичности, значит, нет и субъекта, который может верить или хотя бы доверять. Например, кто я, Алексей Фирсов? В лабиринтах ответа на этот вопрос и невозможности ответа, сложной перекличке ролевых моделей само доверие становится игрой — актом символического согласия с правилами внутри игровой ситуации здесь и сейчас, но не больше.
Слово «доверие» окружено таким количеством коннотаций, что утратило смысл; скорее всего, его надо понимать так: в данной игровой ситуации (и только в ней) я готов признать, что с высокой вероятностью ты будешь играть по общим правилам, и, наверное, предупредишь меня, когда твоя мотивация изменится. Но уж точно — не вручение себя, не полнота отдачи, не безоглядность.
Отсутствие доверие к внешнему никак не компенсируется избыточным доверием к себе, поскольку само «себе» рассыпалось на функции. И все же...
И все же в пустоте, где не на кого и не на что опереться, сквозь весь информационный шум раздаётся голос. Этот голос говорит: «вот так» или «тебе — сюда». Следование этому голосу не есть вопрос выбора и вообще не вопрос. К счастью, это слово не медийной природы. И оно рождает не только доверие к самому сообщению, но и какое-то безграничное, безотчетное доверие к миру. Доверять можно тому, кто больше, чем ты, но который неотделим от тебя.
Оригинал в Фейсбуке автора.
Фото:Павел Маркелов
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
...Но взятие Зимнего — более архетипично
Иосиф Бродский стал кодом узнавания себе подобных
Как изменится мир после пандемии
Не остается той самой точки доверия
Город Курган — пока нераскрытая ценность для исследователя
— Коуч, психолог
— Коуч, психолог
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии