Путч районного масштаба

Коммунистический мятеж в рамках одного сельского района был бескровно подавлен. Один в поле не воин.

180205 января 2019
Путч районного масштаба

27 августа 1991 года Ельцин подписал указ о назначении меня и Бори Немцова представителями президента в своих областях. Я немедленно вылетел в Омск. Представился председателю областного совета Леонтьеву и председателю исполкома Полежаеву.

Затем меня повели по зданию обкома партии выбирать себе кабинет. Завели в кабинет первого секретаря, полагая, что чрезвычайный комиссар из Центра будет теперь чем-то вроде руководителя области вместо главы обкома (никто же еще не знал объема моих полномочий). Мне идея с кабинетом первого лица как-то сразу не понравилась: не хотелось быть «вместо» кого-то и почему-то мне показалось, что будет не очень хорошо, если я усядусь в кресло бывшего партийного диктатора области. Я увидел в этом какую-то символичность в плохом смысле слова. Не понравилась мне, в общем, даже эмоционально такая «преемственность», и я решительно отказался. Тогда мне предложили кабинет второго секретаря обкома. Ну, ладно.

1

Не успел я усесться на свое новое рабочее место, как ко мне явился первый посетитель. Это был начальник областного УВД генерал Образцов. Он лично решил вручить положенное мне по чину табельное оружие и заодно представиться. Пистолет оказался не очень большим — ПСМ, и под пиджаком под мышкой он был не заметен. «Но зачем он мне вообще» — спросил я генерала. Тот пожал плечами: ему было приказано, и он исполнил. А потом от себя добавил что-то в том духе, что, мол, пусть будет — на всякий случай: времена-то наступили беспокойные.

Генерал доложил обстановку и ел меня глазами, всячески подчеркивая готовность выполнить любое мое распоряжение. Теперь надо было служить новым властям, и перед ним стояла насущная задача — понравиться им. Я понимаю, если бы он был природный «мент», тогда бы было понятно его естественное желание продолжать служить ради поддержания общественного порядка, необходимого при всех властях. Но он был сугубо партийным работником, сравнительно недавно отправленным партией «на укрепление кадров» милиции. Никакой тяжкой милицейской службы он ранее не нес, не был ни курсантом, ни лейтенантом, а сразу надел генеральские погоны. И как же он, будучи просто переодетым высокопоставленным партийным чиновником, с такой заискивающей верноподданностью в глазах изъявлял готовность верно служить антикоммунистической власти, запретившей его родную КПСС?!

Да-а-а, выродились большевики-коммунисты. Не заступились за свою партию. А ведь их было 19 млн. человек!! Все офицеры милиции — 1 млн. бойцов, все сотрудники КГБ — еще один миллион «вооруженного отряда партии», большинство офицеров армии, насчитывавшей 5 млн. человек — все они были членами КПСС. И я еще тогда в одном интервью сказал, что если бы эти 19 млн. человек хотя бы по одному разу плюнули в нашу сторону, то всех нас демократов — небольшую кучку — смыло бы гигантской волной цунами. А если бы они достали оружие и по одному разу выстрелили? Нас бы разорвало в мелкие клочья в одну секунду: вот и вся гражданская война — одна секунда, один залп. Но не достали, не плюнули, не подали голос протеста, пальцем не пошевелили, чтобы защитить свою компартию, которой клялись в верности.

Но нет, был один случай протеста. Согласно Указу Президента России, все здания обкома, горкома, городских и сельских райкомов партии были опечатаны, и вход туда был запрещен. И все крутые коммунистические начальники районов покорно сложили ушки и подчинились, едва успев вынести оттуда личные вещи (а некоторые и не успели). И только один из 33-х первых секретарей райкомов взбунтовался. Это был волевой человек, резко выраженный руководитель авторитарного типа, патриарх и хозяин района. Вся районная милиция перед ним трепетала, а тут им пришлось по приказу из Омска опечатать кабинет всесильного владыки территории, что они и сделали вечером с дрожащими от страха руками. И правильно боялись: назавтра у них начались неприятности. Валерий Дмитриевич Соломатин, кавалер ордена Ленина и Трудового Красного знамени утром, как обычно, пошел к себе на работу и с изумлением увидел закрытые и опечатанные двери. Он буквально рассвирепел, дико заорал на ментов, которые в ужасе забились под лавку, сорвал печати, открыл своим ключом дверь и уселся в своем кабинете продолжать руководить районом.

Бедная районная милиция не знала, что делать. Позвонили в областное УВД, а там тоже растерялись. Конечно, грубое нарушение Указа Президента должно было быть пресечено, а правонарушителя нужно было наказать, но это же был очень известный и авторитетный человек в области, с государственными наградами. А главное — ни прецедента такого не было, да и в указе не говорилось ничего о мерах и санкциях по отношению к тем, кто не выполнит указ. Начальник УВД звонит мне, что делать. И вдруг, расспросив подробности, я развеселился: вот это да! Вот это мужик! Хоть один в области из 1ОО тысяч членов партии восстал! Кроме шуток, я даже восхитился поступком настоящего мужчины-бойца, хотя это и был мой противник. А что? Храброго достойного противника во все времена уважали. «Так что с ним делать?» — угодливо спрашивал милицейский генерал от партбюрократии. «Задержать и доставить в Омск? Если прикажете — мы мигом.» —настойчиво предлагал свои услуги Образцов. «Да не трогайте вы его совсем. Что он делает?» — «Сидит в кабинете.» — «Ну и пусть сидит. Не троньте вы его. Уйдет — тогда снова опечатайте его кабинет.» 

И правда, настолько пассивными и пораженчески настроенными были все областные и городские партийные руководители и активисты, что у меня этот бунт не вызвал ни малейшего беспокойства: я был уверен — никакого резонанса этот героический поступок не вызовет. Ошарашенные и растерянные партийные чиновники повсеместно капитулировали и притихли. Какое тут сопротивление?! Все затаились и ждали, а не начнутся ли репрессии новой власти за служение коммунистическому режиму.

А Соломатин просидел в кабинете целый день, но обычно раскаленные в рабочее время телефоны молчали. Никто не звонил из обкома, никто не звонил «снизу», ни из одного села, ни из одного хозяйства или парткома. На его звонки в обком тоже никто не отвечал. Вот и поруководи тут районом в таком подвешенном безвоздушном состоянии! Соломатин посидел-посидел, досидел до позднего вечера и, сокрушенный, медленно побрел домой пешком: черной «Волги» у подъезда райкома не оказалось. Коммунистический мятеж в рамках одного сельского района был бескровно подавлен. Один в поле не воин.

Оригинал в Фейсбуке автора.

2

Яндекс.Директ ВОмске




Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 32 человека

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 176 человек

























Блог-пост

Лёля Тарасевич

— Психолог

Сергей Денисенко

— Писатель, журналист

Ольга Савельева

— попутчица


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Кижи: без гвоздей не обошлось

Обязательная экскурсия для туристов в Петрозаводске – посещение острова Кижи. Местные жители произносят название с ударением на первый слог – КИжи. С речного вокзала Петрозаводска туда организован несколько рейсов судов на подводных крыльях.

732131 августа 2025

Онежский комар, или Стройбат как символ Великой Победы

Если выйти с железнодорожного вокзала в Петрозаводске, свернуть направо, а потом налево, на улицу Гоголя, это будет прямая дорога к мемориалу воинам Карельского фронта. В этом месте улица Гоголя закончится, но там найдется тропинка, которая выведет к мостику через речку Лососинку. Перейдя мост, внимательный турист найдет несколько необычных арт-объектов. Один из них – памятник онежскому комару.

 

53723 августа 2025

Обходил отец окрестности Онежского озера

Мой отец, Жарый Иван Кузьмич, в возрасте 17,5 лет после полуторагодичного обучения в военном училище был призван на фронт. В декабре 1942 года он убыл из Омска. Войну он закончил близ Дрездена. Туда он дошел в составе воздушно-десантных войск от Пскова – мимо Онежского озера через Петрозаводск, Костомукшу, Мурманск…

74421 августа 2025

Обходя окрестности Онежского озера

Стоимость любой туристической поездки – краеугольный камень. Хочется везде побывать – и при этом сэкономить. Потому – прямо с Валаама едем на Онежское озеро.

84219 августа 2025

Валаамский распев

Пение на Валааме — повсюду.

85113 августа 2025

Стиль жизни

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

100229 июля 2025
Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

182407 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

1229104 июля 2025
Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

3029223 июня 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх