Как я чуть не издох от чрезмерного усердия
Сначала мне всё было прикольно, аж дух захватывало. Я такой прямо Творец Творцович получался, Микеланджело местного разлива.
183517 января 2019
Ого, оказывается, страна пережила первый рабочий понедельник 2019 года!
Сочувствую тем, кто пришел в офис — и как-то не обрадовался. Много раз, внимательно и подолгу пил чай. Присматривался к рабочему месту — точно моё? Точил карандаши — так, на всякий случай. Принтер заправлял, календарь с места на место перевешивал. Готовился, в общем.
1К рывку в трудовые будни.
Тем, у кого прошлогодний отчёт не доделан — тем легче. Сразу в бой с непослушной цифрой, понятно, чем себя занять.
А вот творцам — тем, кто сам придумывает себе работу, сам её делает, и сам же огребает за то, что плохо сделал — тем трудней всего.
Долгие праздники достали, кони креатива бьют копытом, кажется, ох, сейчас дел наворочу… Шеф, у меня идея! А давайте…
А потом ведь у каждой идеи появится смета, график и дедлайн…
Вспоминается мне в связи с этим одна история.
В годы свои младые я был довольно безответственный малый. То есть — старался не брать на себя на себя ответственность ни за что, если только мне не вешали её прямо на хилые плечи. Тогда я говорил себе: «Ну, по всей видимости, тебе придётся сделать вид, что ты согласен», и носил эту ответственность как дурацкую курточку, которая купила мама — чтобы её не расстраивать.
Но в то же время для меня было очень важно внимание и уважение друзей, я любил, когда говорили: «Ну, ты, чувак, выдал… Ну, ты могёшь! Как это у тебя так выходит, не понимаем…»
2И особенно важно для меня было — быть незаменимым. Поэтому, обладая целым букетом талантов и дарований, востребованных в сообществе самодеятельных творцов, музыкантов/актёров/художников, я щедро раздавал идеи, прожекты — и обещания поучаствовать в чём-нибудь, где я вновь и вновь могу чувствовать себя пупком маленькой провинциальной вселенной. Такой совершенно бесполезной, но абсолютно незаменимой штучкой. Попробуйте-ка представить себе живот без пупка — отвратительная и противоестественная картина, не правда ли?
То есть — во мне соединялись черты характера и сценарии поведения талантливого, но неорганизованного ребёнка и подростка, который рвётся к славе и уважению любым доступным способом.
Я жадно нагружал себя обязательствами, не задумываясь над тем, как я буду их исполнять.
Я плодил проекты и идеи, как цыган детей. А отвечать за них, тащить их к пределам совершенства мне было скучно. Как в анекдоте: «Чем этих отмывать, лучше новых нарожаем».
Но на меня смотрели друзья, и просто хорошие люди, которых я вовлёк в круговорот своего креатива и не хотел подводить, боясь, что они во мне разочаруются.
«А вдруг я завтра утром проснусь — а меня никто не любит?»
Всё бы ничего, но было мне о ту пору не осьмнадцать лет, а 35. Тридцать пять, Карл, trente-cinq (фр.), páñcatrishat (санскр.).
Смотрю взором сейчасошним на себя тогдашнего — стыдно. Ну да ладно.
Так вот, к началу описываемых событий, в связи с вышеизложенными обстоятельствами, было у старика-цыгана три сына… Ну, в иносказательном смысле, ибо в прямосказательном у меня было две дочери.
Первый сын был мой театр.
3Первый справный был детина. Весной того года мы должны были поставить новый спектакль, который мне очень хотелось показать на ежегодном фестивале, но я никак не мог толком начать его репетировать.
Потому что у меня был второй сын.
Вот он как раз был — и так и сяк. За полгода до того я придумал и начал делать с парой-тройкой друзей и подруг еженедельную телевизионную передачу на местном канале. Её смотрели, ведущих узнавали на улицах, начальство канальское её хвалило… Но денег за неё не платили. Такое тогда было правило: привёл спонсора — заработал, не привёл — извини. А искать спонсора, обивать бандитские пороги (а других богатых порогов тогда не существовало) совершенно не было у меня времени.
Потому как был третий.
Вовсе дурак, как говорится, но самый любимый, как водится. Моя группа. Я её придумал, написал для неё песни, собрал музыкантов, нашел репетиционную базу и аппаратуру. Я организовывал её концерты и записи. Но сам в ней не играл — всё недосуг было сносно освоить хоть один инструмент, на котором я пытался учиться играть — гитару, бас, кларнет, флейту… У меня ж театр и передача, когда тут! А звучать всё, по моим представлениям, должно было идеально. Как лидер, сонграйтер и продюсер, я полностью опекал любимого сынка, мечтал о его славном будущем и не спал из-за него ночами. К тому же, ночами у меня обычно был монтаж телепередачи.
А ещё у меня была работа чиновником системы высшего образования с 10 до 18 и семья в какое-то остальное время.
А ещё ещее — были мелкие промежуточные племянники типа «надо помочь ребятам с выставкой, это ж моя идея — соединить видео-арт с джазовой импровизацией» и «надо дописать цикл стихов для сборника молодых поэтов — заявился же, стрёмно отказываться».
И в какой-то момент я понял, что не вывожу.
Сначала мне всё это было прикольно, аж дух захватывало. Я такой прямо Творец Творцович получался, Микеланджело местного разлива. Но когда я стал понимать, что для того, чтобы ответить по своим обязательствам, мне нужно быть в четырёх местах одновременно, причём с готовым планом действий и горящим взором, то напрягся. Я отчаянно придумывал наперёд объяснения своего отсутствия там, где меня ждали, чтобы выглядеть естественно и не уронить себя, оправдываясь. Мобильника у меня не было тогда, это был редкий атрибут успеха. Поэтому меня просто ждали везде, где я должен был быть, а я вычислял то место, где без меня всё могло рухнуть прямо сегодня с наибольшей вероятностью. И отправлялся туда.
Вы скажете — а делегировать полномочия?
4Так какой же я тогда буду незаменимый, если меня может кто-то заменить?
И сказать кому-то из них: «Всё, народ, сдаюсь, не успеваю, нет сил… Давайте остановимся!» я не мог. Боялся потерять авторитет и уважение.
Сил не было, а признаться в этом не хватало смелости.
И в один прекрасный мартовский день я нашёл выход.
Я заболел.
Отчётливо помню, как это было.
Я проводил планёрку с персоналом телепередачи. Идей для ближайшего выпуска у меня не было (я был и сценарист, и режиссёр). Коллеги тоже предлагали какой-то жухляк. Ну тогда мне так казалось, по крайней мере. К тому же, монтажники отказывались впредь работать бесплатно, за сам факт причастности к чуду. А денег, чтобы заплатить им, тоже не было. И прямо вот сейчас, в это самое время, я должен был быть на репетиции группы, чтобы рассказать музыкантам, что я хотел сказать миру своей новой песней, и как её в связи с этим надлежит исполнять.
И в какой-то момент я почувствовал, что стена, к которой я прислонился спиной, очень холодная. Просто ледяная. И я подумал: «Вот заболею сейчас, и все от меня отстанут».
Сказано — сделано.
Через час у меня начался кашель, потом озноб, и я поехал домой. Жена уложила меня в постель, напоила чаем с малиной, дочка читала мне вслух что-то весёлое из зелёного тумана… Это мог бы быть прекрасный вечер — если бы не озноб и кашель, которые рвали и колотили меня, приговаривая: «А вот будешь знать, как хватать звезду не по прикусу, скакать синицей по фикусу…»
Я погрузился в бредовые сновидения почти на сутки. Пришла участковый врач и не нашла симптомов воспаления лёгких. И прописала парацетамол и микстуру от кашля.
А я начал помирать.
Два дня меня где-то не было. Мне становилось хуже и и хуже, но я этого не помню. Потом приехала скорая, сказала, что мне практически кирдык, а участковая — дура, и где её только учили. Жена плакала, но в больницу меня не отдала под свою ответственность. И стала лечить меня сама по предписаниям знакомых врачей. Потому что интернета у нас тогда ещё не было.
О боги, как мы вообще смогли выжить в эту до-дигитальную эру!
Через две недели я медленно пошел на поправку, но шел ещё долго. Добрался спустя два месяца.
Всё это время у моей постели обнаруживались то актёры, то телевизионщики, то музыканты. Они смотрели на меня с опаской и осторожно рассказывали, как они без меня справляются.
Справлялись в целом неплохо.
В театре мой второй режиссёр поставила свой спектакль с нашими актёрами и свозила его на фестиваль, причём успешно. Передача исправно выходила — до лета, а потом ушла на каникулы, с которых не вернулась. Моя вокалистка забеременела и сказала, что петь ей пока противопоказано. Группа самораспустилась.
Все остальные, кому я был должен… Они тоже как-то справились. Никто меня не проклял и не умер от творческого запора. Все периодически звонили на домашний и справлялись о здоровье. Но не в смысле — когда ты уже вернёшься к делам? А вообще. Как, мол, твоё драгоценное. Ну, давай, выздоравливай.
Когда я впервые, уже в мае, вышел из дома на улицу, то чуть не задохнулся от счастья. Я ехал в тубдиспансер за справкой, что я не тубик, и улыбался каждому встречному воробью. Я был чист умом и сердцем. Я никому ничего не был должен. Только семье — быть здоровым. Во мне роилась эскадрилья разных идей, но одна за другой они улетали куда-то на Луну, не находя подходящего аэродрома.
Я встал посреди мира и огляделся. Людей вокруг меня стало меньше, воздуха — больше. И в воздухе сквозила такая радость быть, что было странно — она что, даром? Для неё не было никакой специальной причины, и ничего не нужно было никому доказывать. Деловой походкой подошел воробей и дружелюбно клюнул меня в ботинок. Понятно было, что и такой, какой есть, я заслуживал любви и внимания.
Так я понял, что болезнь заставила меня повзрослеть.
Я обнулил свои счета и начал заново — да не сызнова.
Теперь, прежде чем начать чего-то творить, я стал спрашивать себя: «А ты сможешь довести это до конца? Точно хватит куражу? А если нет — есть кто-то, кто сможет завершить это за тебя?» И если возникали сомнения в том, что смогу закончить — я и не начинал. А если начинал — сразу думал, с кем разделить дело.
И потребность в одобрении и восхищении моими дарованиями тоже как-то пошла на убыль. Как-то я её за время болезни пустил на растопку, на поддержку огня в своём внутреннем очаге. Она не исчезла совсем, нет — мне и до сих пор нравится нравиться читателям/слушателям/зрителям. Но возможность довести строчку до точки и насладиться тем, что вышло — стала важней.
И если теперь я вдруг чувствую, что загоняю себя в западню чрезмерного долженствования — моя спина тут же вспоминает ощущение леденящего мрака, выползающего из бетонной стены, прямо в мою ищущую лёгкого выхода душу.
Потому что осознавать границы своих возможностей — это для взрослых. Понимать, зачем и почему ты делаешь то, что делаешь, доводить дело до конца — тоже.
А «сгорать на работе» — это детская месть тем, кто вообще придумал и заставил работать.
Берегите себя, творцы.
Оригинал в Фейсбуке автора.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
27592
Записи автора
Каждое первое сентября для меня разверзался ад
115303 сентября 2021
— депутат Государственной Думы
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии