
«Кухонные» психологи
Почему «кухонно-психологическая» помощь не всегда нам помогает?
1605125 января 2019
Со всеми бывало. Парень бросил или начальник дебил. И вот на твоей кухне с решительным видом сидит подруга, готовая помогать. Она подготовилась. Точно знает, что требуется от службы спасения в критических ситуациях: «да ерунда», «ты загоняешься» и гвоздь в крышку благополучия — «все будет хорошо». А для человека не ерунда и не хорошо. Для человека весь мир сейчас сузился до размеров прощальной смс-ки. И раскритикованный отчет ни больше, ни меньше — Хаос, опрокинутый на Творение.
И потому отрицание его проблем другим человеком порождает раздражение и фрустрацию: или я дурак, раз мой крах — суета, или одно из двух.
1И ладно, бабы. Нам поговорить — само по себе как ведро живой воды на себя вылить. Уже и обидчик нас не достоин, и губы накрасили. Только вот эффект кратковременный: подруга за дверь, мы в соплях. Проблема-то никуда не делась.
У мужчин тоже не сахар. Эффективность «прибухнуть» как психологической методики эмпирически не доказана, казахстанский коньяк в воды Грааля не превращается. А вот просыпаться с больной душой и головой трагичнее вдвое. Жаловаться и погружать собеседника в дебри отношений тоже как-то не выход — не принято. Вот и остается сцепить зубы и переживать экзистенциальные муки втихаря.
Почему «кухонно-психологическая» помощь не всегда нам помогает? Потому что есть эмпаты, которые обладают врожденным чувством понимания, такта и подбора нужных слов. Такой чего-нибудь брякнет, а человека как яблоком по голове шарахнули: эврика! Он и через 10 лет не забудет: «Помнишь, ты мне одну вещь сказал? Я с ней как с девизом живу». А есть те, кто вроде и поддержать хочет, но хуже делает: «Ну я же говорила, что так и будет! Какого черта ты меня не слушала? Хватит реветь, теперь вот что надо сделать...»
Чем руководствуется психолог в своей работе? Принципом беспристрастности, безоценочности. Не давать никаких оценок действиям клиента, не склонять его к принятию того или иного решения, и уж тем более, не выдвигать своих версий — человек сам должен дойти до света в конце тоннеля (даже если вас съели, у вас есть два выхода). Наталкивать на мысль о возможных направлениях — наиболее верная стратегия. Не утешать, когда клиент плачет, а дать эмоциям свободно выйти, ведь слезы — тоже терапия.
Поэтому прежде чем давать советы, подумайте: готовы ли вы брать на себя ответственность за то, что ваш друг пойдет и сделает так, как вы ему скажете? А что, если ваше решение для конкретно этой ситуации и конкретно этого человека не самое оптимальное? Ведь в состоянии острых переживаний каждый из нас на какое-то время превращается в маленького слепого котенка, который «не хочу ничего решать, хочу на ручки», и анализировать здраво не мяу.
Оригинал в Фейсбуке автора.
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 17 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 166 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
«Я вижу вас… И я вам улыбаюсь…»
392019 июня 2025
«Сердца сгорели, в нас остался только пепел…»
211806 мая 2025
308281714
Записи автора
50625 ноября 2024
Казахское проклятье, или В чем разница между «родовыми программами» в психологии и псевдонауке
62117 августа 2024
49516 августа 2024
«Твой разум так гостеприимен...»
41009 августа 2024
78710 декабря 2023
112622 августа 2019
Спасибо, что ищете. Ждем живым
344515 августа 2019
124508 августа 2019
— омичка
— Психолог
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске