Губернатор Омской области Виталий Хоценко представил нового ректора ОмГУ
«Кухонные» психологи
Почему «кухонно-психологическая» помощь не всегда нам помогает?
Со всеми бывало. Парень бросил или начальник дебил. И вот на твоей кухне с решительным видом сидит подруга, готовая помогать. Она подготовилась. Точно знает, что требуется от службы спасения в критических ситуациях: «да ерунда», «ты загоняешься» и гвоздь в крышку благополучия — «все будет хорошо». А для человека не ерунда и не хорошо. Для человека весь мир сейчас сузился до размеров прощальной смс-ки. И раскритикованный отчет ни больше, ни меньше — Хаос, опрокинутый на Творение.
И потому отрицание его проблем другим человеком порождает раздражение и фрустрацию: или я дурак, раз мой крах — суета, или одно из двух.
1И ладно, бабы. Нам поговорить — само по себе как ведро живой воды на себя вылить. Уже и обидчик нас не достоин, и губы накрасили. Только вот эффект кратковременный: подруга за дверь, мы в соплях. Проблема-то никуда не делась.
У мужчин тоже не сахар. Эффективность «прибухнуть» как психологической методики эмпирически не доказана, казахстанский коньяк в воды Грааля не превращается. А вот просыпаться с больной душой и головой трагичнее вдвое. Жаловаться и погружать собеседника в дебри отношений тоже как-то не выход — не принято. Вот и остается сцепить зубы и переживать экзистенциальные муки втихаря.
Почему «кухонно-психологическая» помощь не всегда нам помогает? Потому что есть эмпаты, которые обладают врожденным чувством понимания, такта и подбора нужных слов. Такой чего-нибудь брякнет, а человека как яблоком по голове шарахнули: эврика! Он и через 10 лет не забудет: «Помнишь, ты мне одну вещь сказал? Я с ней как с девизом живу». А есть те, кто вроде и поддержать хочет, но хуже делает: «Ну я же говорила, что так и будет! Какого черта ты меня не слушала? Хватит реветь, теперь вот что надо сделать...»
Чем руководствуется психолог в своей работе? Принципом беспристрастности, безоценочности. Не давать никаких оценок действиям клиента, не склонять его к принятию того или иного решения, и уж тем более, не выдвигать своих версий — человек сам должен дойти до света в конце тоннеля (даже если вас съели, у вас есть два выхода). Наталкивать на мысль о возможных направлениях — наиболее верная стратегия. Не утешать, когда клиент плачет, а дать эмоциям свободно выйти, ведь слезы — тоже терапия.
Поэтому прежде чем давать советы, подумайте: готовы ли вы брать на себя ответственность за то, что ваш друг пойдет и сделает так, как вы ему скажете? А что, если ваше решение для конкретно этой ситуации и конкретно этого человека не самое оптимальное? Ведь в состоянии острых переживаний каждый из нас на какое-то время превращается в маленького слепого котенка, который «не хочу ничего решать, хочу на ручки», и анализировать здраво не мяу.
Оригинал в Фейсбуке автора.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 10 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 161 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Записи автора
Казахское проклятье, или В чем разница между «родовыми программами» в психологии и псевдонауке
«Твой разум так гостеприимен...»
Спасибо, что ищете. Ждем живым
— Врач-психотерапевт, аналитический психолог
— эколог, урбанполитик
— домохозяйка
Яндекс.Директ ВОмске