«Меня не будет, а Театр – останется…»
А вот уже и четверть века промелькнуло… Февраль… И я снова пишу о тебе, Серёжа… Чтобы помнили…
383018 февраля 2019
Вновь вспоминаю 20-е февраля 1994-го... Только что по радио прозвучал голос Сергея Рудзинского в воскресной передаче, посвящённой вопросам культуры. По давно уже установившейся традиции, набираю номер домашнего телефона Серёжи – «похвалить и критикнуть». Занято. Кладу телефонную трубку. И тут же – звонок. Голос директора «Пятого театра» Александры Юрковой – не узнаю. Перехватывает горло. И единственное – с безнадежной надеждой на то, что всё это ирреально, прошептать: «Это... правда?..»
Двадцать пять лет назад и день, и год были обозначены навсегда и безжалостно. Обожгло, обрушилось, бритвой по сердцу полоснуло:. «Скоропостижно... на 39-м году жизни... главный режиссёр Омского государственного драматического «Пятого театра» Сергей Леонидович Рудзинский»…
1Ирреальность. Когда всё происходит как будто во сне, когда, как в замедленной киносъёмке, проплывают рядом силуэты друзей, среди которых – артисты «первого набора» Его театра: Татьяна Казакова, Владимир Остапов, Николай Пушкарёв, Лариса и Олег Чичко, Борис Руденко, Борис Косицын, Алексей Пичугин, Люся Ковальчук... И реальны лишь – глаза, глаза, глаза... Полные слёз и безысходности. Господи! Может, это действительно – сон, киноленту которого прокрутила в твоём подсознании Судьба-киномеханик?
…Ещё в 1980-е Сергей начал писать слово «судьба» с заглавной буквы. Подписывал ли программки спектаклей, оставлял ли дарственные надписи на театральном буклете, – неизменно так: Судьба. «Я благодарен Судьбе, что мы когда-то встретились...»; «С точки зрения Судьбы, всё будет хорошо...». Случайно ли? Нет, пожалуй. Закономерность высокоразвитого ПРЕДощущения, которое бывает только у талантливых людей. В фантастической яви «Верлиока», поставленной Сергеем Рудзинским в 1986-м году на сцене Омского ТЮЗа, судьба стала персонажем – Судьбой. Спектакль завораживал атмосферой НАДбытийности, предопределённостью земных жизней героев; и в унисон этому – светло и тревожно звучала музыка Андрея Петрова из «Мастера и Маргариты». «Ты погаснешь, как падающая звезда, безмолвно и безоглядно. Будь мужчиной. От судьбы не уйдёшь», – пронзительно звучали слова Судьбы в спектакле. «Безмолвно и безоглядно...». Серёжа умер во сне.
…Небеса обетованные уготованы всем. Но как важно, чтобы земля, дом, город, где ты живёшь, были тоже обетованны. Не у всех это получается. У Серёжи – получалось. И все, кто был СОпричастен его жизни, его делам («сопричастность» и «СОтворчество» – любимые слова Сергея!), – тоже начинали чувствовать себя живущими на обетованной земле. Энергия его души, энергия его таланта были уникальными! Во всём, к чему бы он ни был причастен.
…1994-й, 20 февраля… «У нас сегодня аншлаг», – плакала в гримёрке контролёр театра Анна Николаевна Мальчевская. Аншлаг прощания!.. Омск театральный прощался с Рудзинским в зале задуманного и созданного им «Пятого театра». Судьба достигла лишь кульминации, блистательно проведя Сергея через филфак педагогического института, через режиссёрское отделение театрального училища имени Щукина, через высшие режиссёрские курсы, через спектакли, поставленные им в молодёжном театре «Протей», ТЮЗе, «Пятом театре». Ярчайшие всплески театральной жизни Омска: «Мурло мещанина», «Бег», «Иван», «Приключения Буратино в Стране Дураков», «Верлиока», «Роковая ошибка», его победные (Международный и Всероссийские фестивали в 1993-94-м) спектакли-«первенцы» в «Пятом» — «Мириам», «Фиктивный брак», «Похвала глупости»... Всё это рапидно мелькало в памяти в тот страшный холодный февральский день прощания, на фоне оцепенело движущегося огромного потока людей, на фоне больно режущих глаза красных всполохов роз и гвоздик, на фоне неподвижно лежащего, по-неземному спокойного Сергея, Серёжи... Серёжки!..
Из воспоминаний первого завлита «Пятого театра» Галины Сокур: «В отличие от многих, он знал, зачем живёт. Когда, наконец, после бесконечных мытарств «Пятый театр» состоялся, а проблемы всё продолжали валиться и, казалось, конца им не будет, – Серёжа с удивительной внутренней уверенностью как-то сказал: «Ну как ты не понимаешь: меня не будет, а Театр – останется…».
2Каким он остался, Серёжа, Твой Театр, – рассказывать долго. Тем более, «иных уж нет, а те – далече»… И уже четыре года как нет на Земле твоего любимого директора Александры Юрковой, с которой ты начинал строить «Пятый театр» и которая до последних своих дней продолжала начатое вами…
…А это – твой любимый Юрий Левитанский…
…И да будет всегда продолжаться жизнь твоя среди нас, Сергей Рудзинский!..
Фото:из архива автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
977921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
84418 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
74018 ноября 2024
Выбор редакции
42422194154
Записи автора
«Наверно, прекрасно быть птицей!..»
521014 октября 2024
«Ну а я – перебираю чётки, что хранят энергию веков…»
1603106 октября 2024
65702 октября 2024
61227 сентября 2024
«Подвижниками держится Россия!..» (ПОЗДРАВЛЕНИЕ ДРУГУ-ЮБИЛЯРУ)
989118 сентября 2024
Призванный в небесный оркестр…
1359227 августа 2024
Многогранный и одержимый Владимир Башкин
134016 августа 2024
«Вагончик тронется, а ОН – останется…»
1234128 июля 2024
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии