«Меня не будет, а Театр – останется…»

А вот уже и четверть века промелькнуло… Февраль… И я снова пишу о тебе, Серёжа… Чтобы помнили…

397118 февраля 2019
«Меня не будет, а Театр – останется…»

Вновь вспоминаю 20-е февраля 1994-го... Только что по радио прозвучал голос Сергея Рудзинского в воскресной передаче, посвящённой вопросам культуры. По давно уже установившейся традиции, набираю номер домашнего телефона Серёжи – «похвалить и критикнуть». Занято. Кладу телефонную трубку. И тут же – звонок. Голос директора «Пятого театра» Александры Юрковой – не узнаю. Перехватывает горло. И единственное – с безнадежной надеждой на то, что всё это ирреально, прошептать: «Это... правда?..»

Двадцать пять лет назад и день, и год были обозначены навсегда и безжалостно. Обожгло, обрушилось, бритвой по сердцу полоснуло:. «Скоропостижно... на 39-м году жизни... главный режиссёр Омского государственного драматического «Пятого театра» Сергей Леонидович Рудзинский»…

1

Ирреальность. Когда всё происходит как будто во сне, когда, как в замедленной киносъёмке, проплывают рядом силуэты друзей, среди которых – артисты «первого набора» Его театра: Татьяна Казакова, Владимир Остапов, Николай Пушкарёв, Лариса и Олег Чичко, Борис Руденко, Борис Косицын, Алексей Пичугин, Люся Ковальчук... И реальны лишь – глаза, глаза, глаза... Полные слёз и безысходности. Господи! Может, это действительно – сон, киноленту которого прокрутила в твоём подсознании Судьба-киномеханик?

…Ещё в 1980-е Сергей начал писать слово «судьба» с заглавной буквы. Подписывал ли программки спектаклей, оставлял ли дарственные надписи на театральном буклете, – неизменно так: Судьба. «Я благодарен Судьбе, что мы когда-то встретились...»; «С точки зрения Судьбы, всё будет хорошо...». Случайно ли? Нет, пожалуй. Закономерность высокоразвитого ПРЕДощущения, которое бывает только у талантливых людей. В фантастической яви «Верлиока», поставленной Сергеем Рудзинским в 1986-м году на сцене Омского ТЮЗа, судьба стала персонажем – Судьбой. Спектакль завораживал атмосферой НАДбытийности, предопределённостью земных жизней героев; и в унисон этому – светло и тревожно звучала музыка Андрея Петрова из «Мастера и Маргариты». «Ты погаснешь, как падающая звезда, безмолвно и безоглядно. Будь мужчиной. От судьбы не уйдёшь», – пронзительно звучали слова Судьбы в спектакле. «Безмолвно и безоглядно...». Серёжа умер во сне.

…Небеса обетованные уготованы всем. Но как важно, чтобы земля, дом, город, где ты живёшь, были тоже обетованны. Не у всех это получается. У Серёжи – получалось. И все, кто был СОпричастен его жизни, его делам («сопричастность» и «СОтворчество» – любимые слова Сергея!), – тоже начинали чувствовать себя живущими на обетованной земле. Энергия его души, энергия его таланта были уникальными! Во всём, к чему бы он ни был причастен.

…1994-й, 20 февраля… «У нас сегодня аншлаг», – плакала в гримёрке контролёр театра Анна Николаевна Мальчевская. Аншлаг прощания!.. Омск театральный прощался с Рудзинским в зале задуманного и созданного им «Пятого театра». Судьба достигла лишь кульминации, блистательно проведя Сергея через филфак педагогического института, через режиссёрское отделение театрального училища имени Щукина, через высшие режиссёрские курсы, через спектакли, поставленные им в молодёжном театре «Протей», ТЮЗе, «Пятом театре». Ярчайшие всплески театральной жизни Омска: «Мурло мещанина», «Бег», «Иван», «Приключения Буратино в Стране Дураков», «Верлиока», «Роковая ошибка», его победные (Международный и Всероссийские фестивали в 1993-94-м) спектакли-«первенцы» в «Пятом» — «Мириам», «Фиктивный брак», «Похвала глупости»... Всё это рапидно мелькало в памяти в тот страшный холодный февральский день прощания, на фоне оцепенело движущегося огромного потока людей, на фоне больно режущих глаза красных всполохов роз и гвоздик, на фоне неподвижно лежащего, по-неземному спокойного Сергея, Серёжи... Серёжки!..

Из воспоминаний первого завлита «Пятого театра» Галины Сокур: «В отличие от многих, он знал, зачем живёт. Когда, наконец, после бесконечных мытарств «Пятый театр» состоялся, а проблемы всё продолжали валиться и, казалось, конца им не будет, – Серёжа с удивительной внутренней уверенностью как-то сказал: «Ну как ты не понимаешь: меня не будет, а Театр – останется…».

2

Каким он остался, Серёжа, Твой Театр, – рассказывать долго. Тем более, «иных уж нет, а те – далече»… И уже четыре года как нет на Земле твоего любимого директора Александры Юрковой, с которой ты начинал строить «Пятый театр» и которая до последних своих дней продолжала начатое вами…

…А это – твой любимый Юрий Левитанский…

         (нажмите для увеличения)

 …И да будет всегда продолжаться жизнь твоя среди нас, Сергей Рудзинский!..


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1487223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

58418 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

90003 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

219327 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх