«Про город», или Омская мифология
В минувшие выходные в «Пятом театре» состоялась премьера спектакля «Про город».
166219 марта 2019
Сразу за первым показом в пятницу 15 марта последовала демонстрация субботним вечером. Полный зал, длительная заминка перед началом, витающее в воздухе волнение создавали ощущение совсем непривычное для провинциальной и размеренной культурной жизни. Присутствие министра культуры Омской области Юрия Трофимова подчеркивало статус мероприятия. Омичи пришли смотреть «про Омск».
Формат, уже опробованный на других городах, для омской театральной жизни выступает в качестве новации. Это не история города, не его жизнь, а осмысление и реконструкция (или деконструкция?!) городской мифологии. И если в других городах подобный жанр является скорее потехой, нежели драмой, то для Омска, еще недавно мучительно переживающего поиски своей идентичности, спектакль «про город» является попыткой по-иному взглянуть на самое себя.
1Тема омских городских мифов в местной интеллектуальной жизни заявила о себе давно — вспомним «Словарь мифологии Омска» под авторством Евгения Груздова и Антона Свешникова. Груздов попытался перенести свой словарь в цифровой формат и продлить его жизнь в соцсетях, однако эта попытка оказалась неспособной адаптироваться к стремительно развивающейся субкультуре Интернета. Новые мифы — «мемы», охватили и городскую жизнь, подарив нам ряд замечательных идеологем и крылатых выражений, вроде «Не пытайся покинуть Омск».
Эта сложившаяся причудливая и гремучая смесь новых и по-иному прочтенных старых представлений о городской истории, неудавшихся больших проектах и вечных омских трудностях как раз и есть проблема, поднятая в спектакле «Про город». Не сам факт, а наше отношение к факту. Не история города, не жизнь в городе, а жизнь и история омских мифов.
Поэтому не стоит критично относиться к образу Колчака, представленного в постановке. Призывающий к террору как единственно верному средству, хватающийся за револьвер по любом — это не тот Колчак, который был в действительности, а такой, каким его представляет типичный омич. Авторы весьма удачно обозначили проблему исторической памяти, нашего отношения к собственному прошлому, и то, как оно затмевает взгляд на современность. Омичи до сих пор не могут решить, кто же для них Колчак: герой или злодей? А теперь нас, не без издевки, спрашивают: да какая, в конце концов, разница?! В насущных проблемах виноват не Колчак, а мы сами, и нам устраивать свою жизнь так, как мы того хотим. Не раскрывая всех подробностей, отметим, что действие спектакля происходит в омском метрополитене, а это уже само по себе символично. И станция «Колчаковская» в нем как раз таки первая по списку.
От Колчака едем дальше и попадаем на станцию «Космический проспект», где и проявляются все реальные остро обозначенные омские проблемы. Отсутствие перспектив для молодежи, жизненная неустроенность и, как следствие, наркомания. «Космический проспект» в данном случае выступает как некое гетто. Оно тянется к недосягаемому, грезит о звездах и Луне, но каждый раз сталкивается с непреодолимой силой притяжения. В дополнение к этому наличествует станция «Экологическая», двери которой для нас просто побоялись открывать.
Однако мифа здесь все равно больше чем реальности. Центральной линией является интерес к историческим личностям. Омск отчаянно ищет своих героев, свои бренды. И если официальная культура так и не смогла придти к конструктивному решению, снова обратившись к советской традиции (привет аэропорту имени Карбышева), то народная культура, кажется, определилась. Колчак, Достоевский и Летов. Каждый из них достаточно знаменит и значим в общероссийских масштабах. Каждый из них оставил или приобрел в Омске что-то важное для себя. Для каждого Омск был многим. К ним примыкают исключительно омские персонажи – Степаныч и Любочка, как воплощение омской провинциальности – «зато свои».
Достоевских даже два – настолько его много в омской культуре. Фигура Федора Михайловича красной нитью проходит сквозь весь спектакль, является связующим звеном между разными сценками. Достоевский и в каторге, и в аду, и даже в будущем. Колчак тоже появляется не единожды. К ним примыкает фигура Егора Летова, которая за минувший год существенно набрала популярности и прочно закрепилась в омской мифологии, попав на давно подготовленную для этого почву. До осознания того, каким многосторонним и талантливым был Егор Летов омскому массовому сознанию еще далеко. Но контекст уже задан, Летова «вписали» в городскую мифологию. В самом деле, где вы еще увидите, как Колчак, два Достоевских и Любочка помогают Егору Летову сочинять знаменитую «Винтовка – это праздник»? Абсурдность происходящего на сцене есть не что иное, как выражение протеста, удачно реализованного именно в станции «Летовская».
2Последние сцены, а именно станция «Авангард» и «Аэропорт», являют собой торжество омской идеологии и способны пробить на смех сквозь слезы каждого омича. Здесь и о невыносимой тоске, и о пресловутой дыре в груди, и о том, что кто-то таки уезжает. Если кратко резюмировать авторский посыл, то его можно свести к следующему: недовольные пусть едут в свой Петербург, а мы должны делать свой город лучше. Утверждая позитив через негатив, используя здравый юмор над самим собой, «Про город» рассказывает про любовь к Омску, каким бы он ни был и как бы мы его не ругали.
Фото:Анна Шестакова / kultura55.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
99614 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
83415 ноября 2024
Выбор редакции
1551774
Записи автора
Как появилась улица Лермонтова
746303 августа 2019
Как переименовывали улицу Почтовую
197324 июля 2019
Здорово и вечно: кому нужен Егор Летов
6033727 февраля 2019
— омичка
— омичка
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии