Бардовская песня — искусство настоящих людей

Вдруг какие-то слова запустят положительную динамику в нужном направлении?

149226 марта 2019
 Бардовская песня — искусство настоящих людей

Был в пятницу на мастер-классе Александра Городницкого в «Сибиряке». Мастер-класс в форме монолога, речь шла о бардовской песне — и какая речь. Надеюсь, её записали, запись вроде была, значит, можно будет послушать всё дословно. Вкратце, что запомнилось, изложу.

Говорилось о классификации жанра. Это повсеместно больная тема, уже попадал в дискуссии по её поводу, и даже выработал свой концепт.
Городницкий — основоположник жанра, кому, как не ему, верить.
Во-первых, название «авторская» считает неправильным — ведь у каждой песни есть свой автор. Согласен с этим, тоже до сего доходил. Слышал от верного человека, что «авторская», значит, автор сам сочинил и сам поёт. Возражу: бардовские песни ведь поют не только их сочинившие. Эти песни передавались от костров турпоходов, переписывались многократно, переходили от поколения к поколению. Их поют все желающие, при этом добавляя себя. Кто-то лучше, кто-то хуже, тут уже зависел успех от исполнительских данных. То есть слушатели знакомились с песней автора в основном через посредников. Высоцкий здесь стоит отдельно, его мы знаем напрямую из магнитофонов и проигрывателей. И это ведь другой жанр. Высоцкий — актёр, он не только пел, но играл, для каждой песни свой образ или образы, каждая песня — спектакль. Высоцкого не споёшь. Любое исполнение проигрывает. Хотя Александр Моисеевич упоминал Владимира Семёновича в ряду основоположников бардовской-авторской песни. Но, в основном, как пример, к которому нужно стремиться. Может быть, не нужна классификация, хорошая песня — это в любом жанре — хорошая песня. Об этом Городницкий тоже говорил, про то, что есть стихи хорошие, плохие и всё. Что песня, которая его вдохновила на творчество, была — «Тёмная ночь» в исполнении Бернеса. Ещё он заметил, что для начинающих поэтов нужно вначале научиться отличать чужие хорошие песни от плохих.

1

Далее он говорил, что бардовская песня — прежде всего стихотворение, поэзия, слово, а потом уже исполнение под инструмент. Хотя, тут же заметил, что если «вначале было Слово» — то это слово было не напечатанный текст, а звук. То есть вначале сразу была песня (звучащее слово). Бардовская или авторская — не помню как выразился.
На тему классификации: мне ещё терзает слух название «самодеятельная» песня. Это же совсем нелепо — кто-то что-то сам сляпал… Наверное, тогдашние классификаторы таким образом отделяли профессионалов-эстрадников от любителей-туристов. Но время сделало жанр бардовской песни классикой. Хотя это же жанр «непрофессионалов» — в области музыкальной и исполнительской. В сфере стихов — всё на уровне, тут это поэзия и есть. Песенная, безусловно. Стихотворение ведь отличается от песенного текста. Городницкий, правда, противопоставил: сказал, что раньше были стихи, а сейчас — тексты. Но это ведь не о форме, а о качестве. Стихотворение читают с листа, песенный текст воспринимают на слух. Печатают (переписывают) текст, чтобы разобрать слова, если есть какие-то сомнения. Или чтобы выучить себе. Хотя, всегда бардовскую песню определяли как стихи под музыку, всё же стихотворение — это стихотворение, а песня — это песня. Разный формат. Песенный текст на листе всегда проигрывает стихотворению, предназначенному для печати.

Далее Городницкий сетовал, что центра загнивают («Вся надежда на вас»). Сказал, что ему позорно председательствовать на Грушинском фестивале, потому что самые таланты до него не доходят, всех срубают на нижних уровнях прослушивания. Отбирают сейчас по критериям исполнения, сценоподачи, пригодности для шоу — таким образом исчезает сама суть бардовской песни. Перлы теряются, превалирует гламур и рафинад. То есть массовое, попсовое, шаблонное, безопасное, скучное. Городницкий цитирует Окуджаву, который говорил, что «бардовская песня родилась на московских кухнях и там же умерла». Городницкий из Питера, но Окуджава, конечно же, не имел в виду принадлежность к региону. Тут, скорее всего, об «энергетических карманах». Возьмём, к примеру, Древнюю Грецию — детство человечества, колыбель цивилизации. Мифология, философия, скульптура и т.д. Это же там и осталось. Ни какого развития, только забывание и периодический ренессанс — источник всего, ведь в Греции всё есть. Так же, взять вот хиппи — расцвет и консервация во времени абсолютного проявления. Это не значит, что всё исчезает вникуда. И Греция, и хиппи, и Золотой век, и Серебряный, и барды (в том числе) – вклад в мировую культуру, образование этой самой культуры и её часть во все времена. Разве только у бардов нет сейчас новых суперхитов? А рок, а панк? Был пик, сочинялось, потом абсолютная вершина — дальше некуда, всё, состоялось. Время тоже накладывает отпечаток. Городницкий говорил про шестидесятые — оттепель, подъём, уверенность в будущем, осознание правоты. Я как-то думал по поводу типа бардовского поэтического теста (да простит меня мэтр, текста всё же). Так вот, пришёл к тому, что текст бардовской песни логичен. Всё понятно, что от чего, к чему. Песни со смыслом, но смысл обусловлен логикой изложения. И, тут Гордницкий меня поддерживает, действительно: эпоха диктует. Шестидесятые — всё понятно, фашизм побеждён, Сталин развенчан, хлеб в столовых бесплатный. Впереди явно светлое будущее, мы на правильном пути, общечеловеческие ценности в почёте. Осмысленность жизни, возможность логически разумно её обосновать проявляется в поэтической форме. Эта форма осталась, закрепившись в авторской песне и иных жанрах массового искусства. Но сейчас, в наше время, какая логика? А ведь логичность — это естественное свойство человеческого мышления, ум человека устроен так. Поэтому: форма осталась, а содержание невозможно в неё уместить. На смену логичности в искусстве приходит абсурд, транс, психодел какой-нибудь. Другие формообразующие приёмы. Сейчас мы видим, что страна разорена, народ нищий. Власть имущие открыто и с ощущением законности своих действий выжимают из территории всё в свои карманы или чьи-то карманы нам неизвестные. Как нам, после декларируемого: «человек человеку друг», принять «человек человеку волк»? Петь песни ненависти? Это уже явно не барды будут делать.

Наверное: вначале барды, потом самодеятельная и авторская. При всей объединяющей составляющей отдельных ингредиентов — жанры различные. Три волны, но главное — нюансы. Даже темы взять. Сначала — о высоком, о главном, обо всём. Потом помельче, помассовокультурнее, а дальше любая темка — уже достижение.
Хотя, и рок-н-ролл уже мёртв, а мы частично нет, и панк каждый год умирает. Даже попса в полудохлом состоянии. Цветёт формат «искусство дураков для дураков» - он во всех жанрах прекрасно себя чувствует. Как подраздел «больных для больных». Но это уже слишком жёстко, не буду развивать далее. И вообще, замечу для ещё читающих пост — не собираюсь представлять истину в последней инстанции, это не только ответы, но и вопросы, спонтанный гон для возможного выхода на нужные поля. Логичность — не только свойство бардовской песни и т.д. Но сказать это надо, вдруг какие-то слова запустят положительную динамику в нужном направлении. А то ведь тошно. Напоминает комсомольские агитбригады с их завсегда формализмом. Фесты — как шоу в своём жанре. Всё для добывания денег? Или непонятно для чего. Оргам лишь бы отстреляться, галочку поставить, лица их неприветливы. При отборе песен даже не дослушают ни одного автора до конца — как можно? Зачем тогда идёте в комиссию для отбора, если так тяготит сия обязанность. Городницкий на мастер-классе тоже про это говорил, о том, что молодым людям такое отношение — травма на всю жизнь. Почти дословно. И где свет на лицах? Где кайф от совершающегося? Кайф профессионалу можно сыграть. Но недолго, фальшь всё равно проявится.

Всё бы было в том месте, о котором вы подумали, если бы не Городницкий. Удивительный человек. Он продолжает в наше время сочинять абсолютно хорошие стихи и песни. Это значит, что в наше время тоже можно. Что он носитель правильных принципов, золотой середины. К нему нужно прислушаться. Любая мелочь, им сказанная, может быть бесценным недостающим элементом для складывания картинки пазла. Это не значит, что нет никого ещё. Но, в конце концом, давайте оставим индивидуальные амбиции, собственную звёздность и наполненность собой. Наша собственная важность никуда не убежит и нисколько не пострадает. Послушаем мудрого человека. Возможно, система КСП и угробила бардов. Или время такое — рок примером. Может быть, бардовская песня есть и полноценна даже в своей классической форме, но не на фестах, формально заорганизованных. Поживём — увидим. Энергия космоса придёт к готовым её воспринять, а пусковым механизмом может стать разное. Обобщая совместные размышления о классификации жанра, скажу, что мне нравится слово Бард. Это гордое слово, как звание. Это говорит о ценностях. Это не просто форма. Бардовская песня — искусство настоящих людей.

Оригинал в ВКонтакте автора.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

23621 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

21822 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

953104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Нюта Федермессер

— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3398114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4461210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6256106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1046612 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх