Апрельские тезисы

К 20-летию Молодёжного театра «Третий круг». 

2906110 апреля 2019
Апрельские тезисы

Она всегда победна (так же как и её спектакли) — Флора Бабаджанян, основатель и режиссёр неповторимого Омского Молодёжного театра «ТРЕТИЙ КРУГ»!..

Вспоминаю, как в 2007 году мне довелось для Государственной Комиссии писать рецензию на дипломную работу Флоры Бабаджанян (она получала уже второе режиссёрское образование!) — спектакль по рассказам А. Чехова «…Жизнь прекрасна!». Хочу процитировать фрагмент из сохранившейся рецензии: «…Ещё два года назад было ясно, что в Омске появилось именно «режиссёрское явление» в лице Флоры. Напомню, что на городском фестивале «Театральная Весна — 2005» её спектакль «Двое в темноте» произвёл просто фурор: победа — практически во всех номинациях («Лучший спектакль», «Лучшая режиссура», «Лучшая актёрская работа», «Лучшая сценография») — и единодушное мнение профессионального жюри о присвоении театру «Третий круг» звания Народного. Дальше — больше (выше!): на III Всероссийском фестивале любительских театров (участники — театры из 11-ти регионов России!) триумф повторяется: вновь — «Лучшая режиссура», «Лучшая сценография» и «Лучшие актёрские работы». А затем — столь же мощная победа на Всероссийском фестивале «Театральная капель на Байкале» (Гран-при!)».

1

«Двое в темноте»

Этот спектакль по пьесе по пьесе М. Бартенева и А. Слаповского «Двое в темноте», действие которого развивается на фоне событий в Чечне, был наичистейшим, почти хрустальным и нежным спектаклем о любви и её всепобеждающей силе.

…Впрочем, я ведь начал свои «апрельские тезисы» с дипломного спектакля Флоры Бабаджанян «…Жизнь прекрасна!». Завораживающий спектакль-«импровизация для четверых». Очередное подтверждение высокого мастерства: и в работе с актёрами, и в глубоком (глубинном!) проникновении в материал, и в «чувстве сцены»! С молодыми и не столь уж опытными актёрами-любителями режиссёр буквально сотворяет чудо. И, кстати, тут вновь без «статистики» не обойтись: на «Театральной Весне — 2007» трое из четырёх актёров, занятых в очередном победном спектакле Флоры, — лауреаты! А через год, на Международном фестивале «Сибирская рампа — 2008» в Ольхоне, в котором приняли участие около 30-ти театральных коллективов (включая и зарубежные: Германия, Италия, Испания, Прибалтика) — победа в трёх главных номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая режиссура», «Лучшая сценография». Жизнь и впрямь прекрасна!..

«…Жизнь прекрасна!»Мало того, в том же 2008-м — полный «урожай» наград на «Театральной Весне» за волшебную сказку «Маленькая Баба-Яга», включая и Гран-при!..

«Маленькая Баба-Яга»

…Как-то Флора призналась, что её судьбу всё время «сопровождает» цифра «9». Первый спектакль — в 1999-м; дочка Катя родилась — в 2009-м; и даже пребывание в качестве актрисы на тренингах и репетициях режиссёра Юрия Шушковского в его Театре пластики «Группа характеров» в конце 1990-х — ровно 9 месяцев (немаловажное: то, что режиссура — её истинное предназначение, — поняла только после счастливой встречи с режиссёром-педагогом Шушковским («Благодаря Юрию Юрьевичу, моему самому главному учителю, я поняла, что режиссура — это единственная профессия на земле, которая учит жить. И не только моих учеников, но и меня саму»).

У каждого театра есть своя «Чайка». Мне думается, что у «Третьего круга» это — «Легенда о пианисте». В 2009-м (и снова есть «девятка»!) она прочитала роман-монолог А. Барикко. И буквально «заболела» этим произведением. Через полтора года позвала на помощь свою близкую подругу, режиссёра Наталью Козловскую — с предложением перевести историю о пианисте на «язык сцены». И родился уникальный спектакль-притча. И была найдена такая завораживающая стилистика театрального действа, что захватывало дух и слёзы на глазах выступали (видел этот спектакль не единожды, а посему — истинно глаголю!). Это был 9-й спектакль Флоры; и с главным действующим лицом по имени «1900-й»…

«Легенда о пианисте»

2

Между прочим, с «Легендой о пианисте» случилось невероятное: четыре (!!!) Гран-при за один год: осенью 2010-го — на Межрегиональном фестивале «Неделя экспериментального театра в Омске»; весной 2011-го — на городской «Театральной Весне»; летом 2011-го — на Омском областном фестивале «Театральные встречи») и на 6-м Всероссийском фестивале (да плюс к четырём Гран-при — звание Лауреата на Международном фестивале «Театр начинается…» в Санкт-Петербурге); добавьте к этому ворох лауреатских дипломов, среди которых и «Лучший актёрский дуэт», и «Приз зрительских симпатий», и «Лучшая режиссура», и пр., и пр.

…А с точки зрения Её Величества Истории, — «Третий круг» ошеломительно «ворвался» на театральную орбиту Омска в 2003 году. Жюри «Театральной Весны» действительно было в ошеломлении, посмотрев сказку впервые участвовавшего в фестивале театра «Тайна другого измерения». Всё — классно: и режиссура, и актёрские работы, и музыка, и сценография. Ну не бывает же такого!.. Откуда вообще «Третий круг» взялся? Кто такая Флора? Что? Ей всего 23 года? И сценограф спектакля — тоже она?..

«Тайна другого измерения»…Другое измерение… Ещё не так уж и давно, когда театр «базировался» в городском ДК «Звёздный», вряд ли можно было даже предположить, что Флора решится «на автономное плавание». Чтобы — как Чайка по имени Джонатан Ливингстон. Чтобы — только полёт. Чтобы никаких «начальников». И чтобы много учеников-студийцев. И чтобы — дальше и выше!.. И это случилось! СВОЙ и не зависимый ни от кого театр! Сразу же у входа в Парк культуры Советского района. Да, аренда. Да, порой очень трудно. Но — полёт!..

…Другое измерение… Подумалось-вспомнилось, что в 2012-м в Омске «на базе» «Третьего круга» мог родиться Омский Театр Поэзии (так же, как это было в 1960-е: Театр Поэзии Любови Ермолаевой). И при этом ничуть не нарушая стилистики и поступательного движения «Третьего круга» (понятие «Поэзия» в сочетании с «Театром» — в этом великий смысл. Поэзия — это прежде всего высокоодухотворённое Слово. Стихи — да, конечно же! Но Чехов — это тоже Поэзия. Как и Шекспир. Как и Ричард Бах. Как и лучшие авторы мировой и отечественной литературы). И всё могло бы случиться. И идея была предложена Флоре аккурат «в контексте» грядущих планов к 300-летию Омска. И не понаслышке я это знаю: вместе с Флорой пригласили на «судьбоносную» встречу и меня. Пригласили в Омскую Крепость. И показали на известное всем омичам здание: «Здесь будет Театр Поэзии под руководством Флоры Бабаджанян!»…

И мы с Флорой вошли во «внутренний кошмар» здания будущего Театра Поэзии. С нами вошли те, кому предстояло «реконструировать здание под театр». Мараковали-прикидывали долго — как это пространство преобразить в театр… Через несколько дней Флора с мужем даже сделали «прикидочный» макет того, что должно быть внутри здания… Процесс, казалось бы, пошёл… И Флора поверила… И даже я поверил…

2012-й… До известной всему миру фразы тов. Д. А. Медведева «Денег нет, но вы держитесь» оставалось ещё четыре года. Но в Омске эта гениальная фраза уже была актуальна. Флоре, слава Богу, хватило чувства юмора сделать так, чтобы рубца в душе не осталось… Может, тогда же и начало рождаться решение уйти в автономное плавание. А может, Франция помогла…

Уличный игровой спектакль «На краю земли» Бабаджанян делала в 2013-м «по спец. заказу», для Франции, где он и был показан на «Днях русской культуры в Каннах» (но русским там тоже всё было понятно, тем паче что главный герой по любому поводу говорил русское классическое: «Едрить твою!..»). Весёлая, озорная, музыкальная («живой» джаз-бэнд!) и почти бессловесная игровая сказка. А Флора — новый жанр освоила (аки и актёры)! Эксперимент, однако, á la russe, пардон!..

«На краю земли»Ну а всем экспериментам эксперимент — «Вишнёвый сад» в Молодёжном театре «Третий круг». Всё смешалось в доме Раневской, построенном Флорой Бабаджанян: и жанры, и способы актёрского существования (от водевильности — до глубокого драматизма, от фарса — до комедии). Если юные играют Фирса и Шарлотту, — ну как, казалось бы, это «совместить» с теми, чей возраст «адекватен» возрасту чеховских персонажей!? Совместимо! Да ещё как!… Режиссёрских замыслов было — с лихвой, и все они так или иначе «прочитывались» (ну, например, «Мы и классика», «Лобное место», «Шарлотта как «двигатель судеб» и пр.). И даже проступила по-над спектаклем главная тема: никто никому не нужен…

3

«Вишнёвый сад»Пожалуй, уже не буду перечислять все регалии, которыми отмечен этот спектакль, всех актёров-лауреатов, включая и режиссёра Творческого Объединения «Два театра» Наталью Козловскую (её Флора пригласила в спектакль на роль Раневской)…

…Ах, если бы в Омске не была уничтожена издательская деятельность!.. Какую прекрасную книгу-альбом можно было бы выпустить о «Третьем круге»! И про все спектакли рассказать, начиная с «Маленького принца», поставленного Флорой в 1999-м: и про «Молодильные яблоки», и про «Изумрудную мечту», и про «Пеппи», и про «Дракона», и про недавний «Звёздный дождь» навеянный творчеством великого клоуна Леонида Енгибарова!..

«Звёздный дождь»

А ещё в этой книге-альбоме были бы отдельные страницы, связанные с совместными творческими проектами и спектаклями в содружестве с неповторимым «детищем» Анны и Натальи Козловских — ТО «Два театра». А альянс с Омской филармонией! А сказки-концерты совместно с филармоническим Симфоническим оркестром!..

Несколько лет назад омичка «в первом поколении» Флора Бабаджанян (родилась в Омске, куда переехали её родители из армянского Цхалтбила, что на юге Грузии) сказала: «Нельзя ничего поменять, не меняя себя. Я поняла это ещё в 1999-м, когда не просто хотела театр, а хотела ДОМ, КОМАНДУ ЕДИНОМЫШЛЕНННИКОВ, в которой ВСЕ ПОНИМАЮТ ДРУГ ДРУГА. ДОМ-ТЕАТР, который своим творчеством призывает задумываться, меняться, становиться лучше не только меня и актёров, но и (пусть хоть немного) зрителя… И не забывать про «вахтанговское» наследие, оно очень и очень значимо для развития современного театра, при условии восстановления традиции воспитания актёра, при условии сохранении ступеней Школа — Студия — Театр».

А ведь всё так и случилось!

Юбилейный апрель 2019-го… Ну, то, что «девятка» есть — так это уже навсегда. И не могу не поделиться «нумерологической» цитатой: «9» символизирует сильную личность с интеллектом, способную к высокому развитию. «9» — это ясновидение, уникальная память, незаурядный ум. Здесь успех дарят мир искусства и художеств, артистический талант и творческая, созидательная сила».

 С юбилеем, молодой (всего-то 20 лет!), прекрасный, победный и неимоверно талантливый «Третий круг»! И да будет всегда над вами звёздный дождь!

P.S. И ещё чуть-чуть: с гордостью признаюсь, что не единожды имел честь вручать Флоре Бабаджанян победные дипломы и награды на разных театральных фестивалях. Вот, даже фотография есть, которая мне очень нравится (ну а поскольку она и режиссёру нравится, — думаю, что муж Флоры, замечательный актёр «Третьего круга» Саша Повякало не обидится, что я этот снимок на «всеобщее обозрение» ставлю:

4

Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

32421 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

31822 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

1017104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Анна Статва

— Travel-коуч

Наталья Захарцева (Резная Свирель)

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3530114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4604210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6377106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1058112 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх