Солнышко село

Мета-озарения надо формалинить в едком растворе словесной эссенции сразу — пока они ещё живы, сочны и свежи, пока не успели развеяться в межзвёздном эфире.

99025 апреля 2019
Солнышко село

Давным-давно, в короткоштанном дошколятском возрасте, я сочинил песню.
Слова там были такие (а мелодии считай что и вовсе не было):

«Солнышко село, солнышко село, солнышко село...»

1

... вы уж потерпите, уважаемые читатели: в песнях, как известно, требуется по пять раз повторять одно и то же — так уж они устроены. Давайте лучше начнём с начала:

«Солнышко село, солнышко село, солнышко село за гребень волны».

И вторая строчка:

«Солнышко село, солнышко село, солнышко село в край тишины».

И, собственно, всё. На этом песня заканчивается.

Когда в моей голове сочинились эти две строчки, меня бросило в жар восторга. Песня показалась мне гениальной. 

Если честно, она мне и сейчас такой кажется — с одной, впрочем, существенной оговоркой.

Встречаются разные типы гениальности.

2

Есть тексты, гениальные своими художественными и философскими прозрениями (относительно усреднённого уровня эпохи). Как «Фауст» Гёте.

Есть тексты, гениальные своей новизной. Ни отточенности мысли, ни совершенства формы там нет — просто так раньше никто не делал. Например, «Чёрный квадрат» Малевича.

Бывают же тексты, гениальные той метафизической, сверхчувственной реальностью, которую они манифестируют.

И тут мы упираемся в парадокс «невыразимого» — изрядно обшарпанный в эпоху романтизма камень художественного преткновения.

Невыразимое потому так и называется, что никакими образами и никакими отвлечёнными сочетаниями красок или звуков его передать нельзя. На него можно только невнятно и беспомощно намекнуть. И если в твоём беспомощном намёке читатель ощутит что-то смутно знакомое, когда-то внутренне им уже пережитое, он сможет прочувствовать скрывающееся далеко за текстом. Иначе он не ощутит вообще ничего.

Здесь требуется схождение нескольких редких факторов: метафизический опыт автора, сходный по фактуре метафизический опыт читателя и, наконец, авторское художественное мастерство. Само по себе оно в этих обстоятельствах бессильно, но абсолютно необходимо для того, чтобы можно было установить контакт между двумя метафизическими континуумами, более далёкими друг от друга, чем разделённые бездной световых лет галактики.

И ещё. В метафизических, пардоньте за выражение, восхИщениях, свежесть потребна ничуть не менее, чем в хлебопекарном деле.

По-настоящему сильное метафизическое переживание настолько далеко от всего данного нам в опыте и ощущениях, настолько всеобъемлюще в своей огромности, что на уютном чердачке памяти, пожалуй, и не найдётся места, где оно могло бы хоть как-то разместиться. Подозреваю (хотя с биологической и когнитивистской точки зрения всё, о чём я тут пишу, — чушь на постном масле) — подозреваю, что наши нейронные связи, год за годом плетущиеся по рельсово-прямолинейным, булевым законам эмпирики, для хранения изысканного метафизического контента вовсе не приспособлены. 

Поэтому мета-озарения надо формалинить в едком, омертвляющем растворе словесной эссенции сразу — пока они ещё живы, сочны и свежи, пока они ещё не успели развеяться в межзвёздном эфире.
Короче, маета одна с этим невыразимым!

В детской недо-песне из двух строчек фатально недовоплотилось одно из самых ярких моих переживаний иной реальности. 

3

И оно уже никогда не станет словом и навеки пребудет в эфирной области невыразимого.

Оригинал в Фейсбуке автора.
 

Автор:Сергей Демченков

Фото:из блога автора

Теги:эссе


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

29 апреля

«Я выбираю крылья!»

«Я выбираю крылья!»

153026 февраля 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 8 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 159 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Не на небе — на земле жил Ершов…

Жизнь снимала с него стружку по полной программе. Готовила к встрече со Сказкой Всей Жизни. Отсекала лишнее – уж сказочник, так сказочник. Чтоб все обомлели, ахнули, чтоб до мурашек и глаза на лоб полезли… 6 марта автору «Конька-горбунка» Петру Павловичу Ершову исполнилось 210 лет.

1420206 марта 2025

Стиль жизни

Юный омич стал чемпионом России в самом молодом и зрелищном виде парашютного спорта

Хобби

Юный омич стал чемпионом России в самом молодом и зрелищном виде парашютного спорта

Год спустя после победы на Кубке России восьмилетний Георгий Веселов выиграл и Первенство страны в аэротрубе.

8647110 декабря 2024
Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Story

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Солистке омского кавер-бенда «Oh yeah!» Елене Юминой предлагал помощь в раскрутке трехкратный победитель олимпийских игр Александр Карелин. Ее вокалу аплодировали Владислав Третьяк, Костя Цзю и другие именитые спортсмены. Омичка пела сольно и с группами в Москве, Сочи, Таиланде. А сейчас послушать ее можно на концертных площадках родного города. Наш портал расспросил певицу о ее планах. Но сначала мы уточнили, не жалеет ли она об отказе от раскрутки в столице?

96872208 декабря 2024
Такого джазопада давно не помнят здешние места

Светские хроники

Такого джазопада давно не помнят здешние места

Джаз в исполнении Дениса Мацуева недосягаем, а угроза обрушения рояля почти реальна... Чтобы вечером 2 декабря красавец Steinway не свалился под сокрушительным напором импровизаций, народный артист России периодически проверял подпорку для крышки рояля.

971204 декабря 2024
С джазом, драйвом, детьми и друзьями

Светские хроники

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

«Вы нескромны», - пожурила Ирина Лапшина Валерия Перминова, который 27 ноября устроил в Концертном зале «Мегаквартирник». Но тут же прибавила: «Дай бог каждому юбиляру Омской филармонии так отмечать свой юбилей!»

9568129 ноября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх