О бизнесе в мире искусства

На фото процесс создания шедевра за пару сотен тысяч евро. Зарождение новой звезды.

217302 мая 2019
О бизнесе в мире искусства

Максим торгует картинами. Папа Максима торговал картинами. И папа папы Максима тоже торговал картинами. Максим делает это масштабно, по всему миру: Европа, США.
На днях он везет на гастроли в NY двух новых художников. Он показал мне их работы, да и самих художников — тоже. Обоим художникам на вид лет 80. Я пошутил, что когда они помрут, работы-то точно взлетят в цене.

И тут Максим задвинул речь. Коротко и очень доступно о том, как на самом деле зарабатывают бабки на искусстве. Цитирую:

1

Про смерть. Эта бизнес-модель не работает. Многие обесцениваются после смерти. Реальная модель другая: спекулятивная. Если у художника, какое бы дерьмище он не рисовал, появляются профессиональные коллекционеры, то через аукционы и галереи они делают фейковые продажи картин этого художника за огромные бабки, сами себе.

Или некий покупатель платит миллионы за какую-то дрянь. Или подставной коллекционер. Так формируется капитализация картин этого художника. Себестоимость раскрутки: комиссионные сборы торгов, публикации в каталогах.

Когда бренд имеет значительную раскрутку, в игру втягиваются и профи, которые начинают инвестировать в эти работы. И лохи при бабле, которые скупают, потому что это резко растёт.

Работают организованно: коллекционеры в сговоре собирают на руках у себя работы какого-то автора. Например, точно известно, что у Васи Пупкина, который умер в 17 веке, было ровно 142 работы. Картины скупают потихоньку, без шума. Большая их часть доступная к покупке, Вася-то никому не нужен. Далее один коллекционер выставляет на Кристи работу. И тут, не пойми с чего, за неё торгуются несколько галерей и коллекционеров. Покупают, в итоге, за миллионы. Через время выставляется ещё одна.И чудо, за десятки миллионов покупается! А потом ещё одна: вообще чек идёт на сотни! А так как рост цены на работы как у биткоина, на работы автора начинается охота. Шумиха жуткая вокруг. В игру вступают японцы, китайцы, наркобароны и прочие, которые не знают куда кеш впихнуть. И тут, на накале страстей, группа коллекционеров, что была в сговоре, впаривает эти работы за пару лет с икс 100 или больше. После чего частенько работы обесцениваются.

Крутят обычно старых художников, кто уже крякнул или совсем скоро. Работы художника, их количество, уже чётко фиксированы, тут как с эмиссией акций. Все знают, что работ 10, что художник в приступе плодовитости потом не нарисует ещё 100500 штук и не обрушит стоимость первых работ. То есть, можно смело спекулировать.

Рисуй ты хоть лучше Да Винчи, нафиг ни кому твоя мазня не нужна. Вопрос только в том, кто будет владеть твоими работами и разыгрывать спекулятивный сценарий.
Б. — классический пример. Такого уровня граффити на стенах тебе любой малолетка из Бутово нарисует. Вопрос , что никто не будет проворачивать спекулятивный сценарий с его мазнёй. Будут только ссать только на его граффити в подворотнях.

На выставку копий Б. в ЦДХ очередь была, как в Мавзолей в СССР. Тупая толпа ломилась за бабки позырить на хрен знает что. На такие же граффити, какими обрисованы все подворотнях. Но в там они не смотрят. А тут — гениально и круто.

В том, что рассказал Максим, я услышал что-то родное, и знакомое. Ба, да это же 1 в 1 про криптовалюты. И немножко рассказал об этом Максиму.

2

Ответ Максима:
Во всей этой лабуде с криптовалютами и токенами — ничего нового нет. Объём инвесторов в арт в сотни раз выше, чем в криптофигню. А рынок гораздо старше, на многие века. Лохотрон в искусстве существует очень давно. Эти ваши криптаны — дети какие-то.

Картины — тема, которая реже всего раскручивается спекулями. Сложно и дорого. Проще всего идут исталляции.
Возьми жену Абрамовича. Она активно в этой теме. Делает стартап за 60 млн баксов по оценке художественных ценностей, по всему миру.

Пример. В галерее Абрамовича в Москве — кто-то собрал из мусора инсталляцию. И она стоит сто тыщ баксов плюс разборка, доставка и сборка заново. Цена обоснована: столько, типа, «рынок» платит за его работы. Он во всех каталогах в топе. Всё, инсталляция из пивных банок продана за сто тыщ.
Многие богатые люди сами попали как лохи сначала. Им впарили  на ярды. Опыта и понимания нет: они вчера заводы приватизировали, а сегодня их арт-дилеры разводят, как детей. Потерпевшие потом и решили: надо отбить расходы. И начали сами мутить схемы так же, строить свою собственную инфраструктуру.

Бизнес хороший: берёшь мусор со свалки. И любых фриков, которые лепят из него не пойми что. Устраиваешь выставку в своей же солидной галерее. Оплачиваешь пиар и каталоги. Потом впариваешь новым лошкам , которые пока не в теме.

Сейчас уже вообще не парятся рисовать или чего-то серьёзное ваять. Рынок инсталляций: сиськами на холст баба набрызгала красок. Всё, несколько сот тыщ долларов стоит работа эта. Есть такие, что членом рисуют. И тоже немерено денег стоит. И считается  круто, настоящее современное искусство.

Максим, гигантское тебе спасибо. Четко и просто всё разложил. Было очень интересно. Надеюсь, читатели тоже поддержат лайками.

П.С.
На фото процесс создания шедевра за пару сотен тысяч евро. Зарождение новой звезды.

Оригинал в Фейсбуке автора.

Автор:Михаил Жуховицкий

Фото:из блога автора

Теги:эссе


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

18 декабря

Гоголь — с нами

Гоголь — с нами

48824 ноября 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 183 человека


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Шик

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».

119514 ноября 2025
Юбилей «культурных гигантов»

Светские хроники

Юбилей «культурных гигантов»

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.

128507 ноября 2025
Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

1180105 ноября 2025
Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

1018203 ноября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх