Самое трудное в жизни музыканта — правильно хотеть
По поводу полезных навыков для музыкантов. Не смог удержаться, решил высказать свое мнение.
81918 сентября 2019
Первый и самый полезный навык для любого музыканта состоит из следующего:
1. Музыкант, если он музыкант, воспринимает материальную сторону своей деятельности как вспомогательную. Любой человек, и музыкант не исключение из правил, хочет жить достойно и не думать о материальной стороне искусства. Это не приходит сразу. Именно потому, что это не приходит сразу, но многие хотят все сейчас и немедленно, многие агенты отмечают нарастающую тенденцию совершенно неоправданного завышения цен на себя, любимого(мую), со стороны множества начинающих музыкантов. Таким музыкантам не нужно думать о карьере (настоящей(!) карьере) — они уже почти ее потеряли. Чужие гонорары и чужая слава застилают им глаза, они хотят все то же самое для себя здесь и сейчас, не понимая специфики сцены и концертной ситуации. А сцена не корпоратив, и ничего общего с корпоративом не имеет.
1
2. Профессионализм — необходимая составляющая карьеры музыканта. Однако зададим вопрос—- почему очень часто профессиональное или даже очень высокопрофессиональное исполнение может оставить слушателей равнодушными? Чего не хватает тем музыкантам, кто, даже обладая отличной школой, не может заставить своих слушателей почувствовать мурашки на концерте? Сразу оговорюсь: заставить расплакаться может и ресторанный шансончик, особенно под водочку, тут нет проблем, чтобы душа, как говорят, развернулась и свернулась. Легкую жизнь организовала себе и «попса» — то, чего не можем сделать искренностью и профессионализмом, компенсируем огромным количеством внешних эффектов: бэк-поддержка, децибелы, воздействующие на эмоции людей, одежда с бриллиантами, блестками, трусами и прочими радостями шоу-бизнеса, танцевальное сопровождение, по большей части бессмысленное, но заполняющее музыкальную смысловую пустоту, набор наиболее эффективных простых гармоний и ритмов, найденных классикой, джазом и наиболее талантливыми музыкантами поп-арта. Все это воздействует на самые верхние, самые простые по доступности ассоциативные ряды слушателя. Задача же истинного музыканта необычайно сложна — сначала нужно понять, что все твое профессиональное мастерство, все знания, владения стилями, ритмикой, гармонией, технологиями исполнительства, композиторские навыки и умения импровизатора — все это не более, чем кисточки и краски. И после того, как в большей или меньшей степени овладел этими кисточками и красками — нужно сделать самое трудное: попробовать всем этим не просто хорошо играть ноты и пассажи, но 1 — понять смысл нот, если это текст или отдать себе отчет в смысле своих импровизаций, если это импровизации, 2 — суметь на время твоего исполнения ИСКРЕННЕ полюбить то, что играешь, 3 — суметь представить себе полную картину того, о чем хочешь рассказать своей музыкой и попытаться это сделать, 4 — самое тяжелое: мы и себе-то самим не можем собственную душу раскрыть, это необычайно сложно, а на сцене нужно суметь раскрыть свою душу перед сотнями незнакомых людей; это далеко не всегда удается, но если такая задача есть и хотя бы иногда это получается, то все менеджеры на свете захотят с вами работать. Только вот какая проблема — себе самому (самой) искренне не соврешь, а музыка, настоящая музыка, не коммерческая попса, ничего другого кроме истинной искренности не терпит. Вот и недоумевают сотни и тысячи музыкантов — вроде я лучше играю, чем вон тот (вон та), а почему его (ее) любят, а меня нет? Так может быть потому, что неискренний музыкант часто не чувствует и не понимает чужой искренности? И никакие хорошие сайты тут не помогут, увы. Как и весь остальной продвинутый бизнес.
3. Громадное количество музыкантов, не только профессиональных, но и искренне чувствующих, также испытывают проблемы с карьерой. Это происходит часто потому, что не менее важно иметь еще и то, что называется «своим лицом». Я неоднократно сталкивался с ситуациями, когда агенты, получившие музыкальный материал, отмечали отсутствие своего лица. Это происходит по-разному. Некоторые музыканты сознательно вешают на себя табличку "«я — второй». Например, «Я — второй Арт Тейтум», или «Я — второй Майлс Дэвис». Пока музыкант учится, он неизбежно второй, так как все время изучает творчество великих его предшественников. Но что дальше? Я отдаю себе отчет в том, что все не могут быть первыми. Такова неизбежная ситуация в пирамиде как жизни, так и в пирамиде искусства. Кто-то в фундаменте, кто-то в середине, кто-то на вершине пирамиды. А кто-то думает, что на вершине, а на самом деле - в середине, только он этого еще не знает. Но важно желание. Желание быть самим собой, а не чьей-то копией. Мы все используем знания, умения, находки тех, кто был до нас. Многих из наших предшественников мы очень любим, некоторых чуть ли не боготворим, зависит от индивидуальности. Но свое лицо, собственные мысли, собственный звук, искренняя яркость, идущая не от желания просто выделиться из «толпы», «сделать, как никто не делает», но от того, что именно так слышишь и воспринимаешь - это то, что моментально привлекает внимание и благодарных слушателей, и менеджеров. Только вот опять же, по приказу индивидуальность не приобретешь. Это сложнейшая задача — УСЛЫШАТЬ самого себя, ПОНЯТЬ самого себя, СУМЕТЬ ВЫРАЗИТЬ самого себя. И при этом, как говорил Г. Нейгауз, суметь сделать это УБЕДИТЕЛЬНО. Потому что, как бы вы не старались, если вы не верите сами себе — вам не поверит публика. При этом нужно четко различать безудержную самоуверенность бездарности и дилетанта, которая идет от полного непрофессионализма и невозможности, ввиду отсутствия природного дара, понять собственную неубедительность, и убедительность профессионала, которая приходит с годами и десятилетиями поисков и находок, а в фундаменте этой убедительности десятилетия тяжелых занятий музыкой и настоящая школа под руководством истинного мастера. Убедительный и первичный музыкант — желанен для всех залов.
5. Отнюдь не отрицаю талантливую вторичность. Скажем, Бах не только первичен, но вторичен, поскольку суммировал огромное количество опыта и находок. сделанных до него. Но тогда вторичность действительно должна быть талантливой и убедительной. И даже вторичность может и должна, по моему убеждению, иметь свое лицо. Просто в этом случае свое лицо заключается не только во внешних отличиях, скажем, форм, построений, не только в стилевых отличиях, не только в новых видах синтеза и т. д., но в собственном качестве звука, собственном прочтении чужой музыки, собственном отношении к , казалось бы, общеизвестной музыке. Выбирая между профессионалом и личностью, практически любой агент отдаст предпочтение личности, но вот стать личностью — это нужно захотеть, по- настоящему захотеть. И это очень непросто.
6. А вот когда все это есть, и вы стали великолепным и искренним музыкантом, послушав которого хоть раз, все стремятся прийти еще и еще — может быть, тогда изменится и ваше собственное отношение к бизнес-составляющей карьеры музыканта? Может быть, тогда кое-что придет само собой? Может быть, тогда вы и слегка усмехнетесь, когда услышите, что неуспех чьей-то карьеры связан с неправильным отношением к бизнесу и современной ситуации? А может, усмехнетесь, видя успех карьеры очередной временной поп-звезды и не позавидуете? Или не позавидуете внешнему блеску другого музыканта, который сегодня на этом заработает больше, чем вы, но захотите пойти не по его, а по своему собственному пути?
7. Все вышесказанное я воспринимаю как единый, первый, и самый нужный навык музыканта, если такой музыкант хочет быть НАСТОЯЩИМ. A priori — работа, искренность и незаканчивающаяся свежесть восприятия, a priori — технология, которая должна быть всегда только средством, а еще лучше дойти до уровня, когда технологию вообще не замечаешь, а вот затем — помнить слова Нейгауза: «Самое трудное в жизни музыканта — правильно хотеть», и еще — «Вы можете делать все, что вам угодно, если вы можете это делать убедительно». И тогда не возникнет вопросов, как это всякие там Микеланджело в куске мрамора сразу видели все, что нужно и только отсекали лишнее, как это Бах сказал, что нужно всего лишь в нужное время нужным образом нажать нужную клавишу — эти слова шли от личностей, научившихся ВИДЕТЬ и СЛЫШАТЬ, и точно знать, чего они ХОТЯТ. А потом с помощью мастерства и СОБСТВЕННОГО ВИДЕНИЯ реализовывать свое хотение. Вот это и есть самый нужный навык у любого художника.
Оригинал в Фейсбуке автора.
Фото:из личного архива автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
924921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
82618 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
72318 ноября 2024
Выбор редакции
7261
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии