Исправить можно все. Кроме смерти…
Год назад познакомилась с психологом Оксаной Заливиной, человеком удивительного мужества и душевной красоты. Много лет она боролась со своей болезнью, помогая другим побеждать – она делала особых детей счастливыми. Надеялась, что увижу ее еще не раз… но на этой неделе Оксаны не стало.
4305215 января 2017
Великая наука
- Ой, Данька, кокетничаешь ты сегодня! – смеется Оксана Валерьевна. – Пять минуточек тебе надо еще позаниматься. Давай: крючочек, палочка …
Шестилетний Данил, неловко подняв плечо, старательно выводит буквы. Покосившись на меня, хвастает:
1- Я даже иностранные могу написать!
Слова он произносит медленно, врастяжку, на секунду задерживаясь перед каждым, будто переводя дух. У Дани – детский церебральный паралич и задержка психического развития. Оксана Валерьевна готовит мальчика к школе – обычной, общеобразовательной. В частном психологическом центре «Карлсон», основанном Заливиной четыре года назад, сейчас бесплатно занимаются еще 85 мальчишек и девчонок, которые, по мнению медиков, должны учиться в коррекционных школах или вовсе – дома.
- У Артемки, например, был тот же диагноз. Тоже, конечно, задержка психического и речевого развития. Пришли готовиться в коррекционку. Но я вижу – есть ресурс у парня. Попадет в коррекционную школу, за ним тянуться будут, а ему-то не за кем! Стали заниматься чтением, письмом, развивать моторику, речь ведь, как правильно говорят, на кончиках пальцев. Но еще очень важно было правильно выбрать учителя. Есть такое понятие – совпадение психотипов. Почему один педагог за два часа объяснит все, что нужно, а другой тому же ребенку и за два месяца знаний не вложит? Просто не воспринимают друг друга. Стали выбирать школу. Некоторые директора сразу отказывали: мол, упадет ваш мальчик с лестницы, что ж, из-за него в тюрьму садиться? Там, где соглашались, встречались с учителями начальных классов. То есть встречалась мама, а я в сторонке стояла, наблюдала, определяла, подходит ли нам учитель. Теперь Артемка в третьем классе. Почти отличник! Психология – великая наука, с ее помощью можно исправить все. Кроме смерти, конечно. Хотя…
То, что с помощью психологии смерть можно отложить, Оксана поняла четверть века назад. У молодой, красивой женщины, только что ставшей мамой, вдруг начало рушиться все – семья, здоровье…
- Три года обследовали, а потом выдали справку: основной диагноз - болезнь Шегрена, а к нему 28 сопутствующих. И все запущено – долго искали, нетипичный для молодых недуг. Испугалась страшно. Попросила свекровь – заберите сына, мне недолго осталось. Нет, говорит, твой ребенок, кроме тебя, никому не нужен. На самом деле она прекрасная бабушка, они с Максимом дружат. Но тогда это меня встряхнуло. Уехали вдвоем с ним на остров Живо в Каспийском море, это территория Азербайджана. Крошечный – тысяча человек населения, вдоль за час можно пройти, попрек за полчаса. Устроилась в русскоязычный сектор школы, я ведь к тому времени уже истфак Омского педагогического университета закончила. Работала, лечилась грязями. Надеялась, что это не навсегда… Помогло мало - чахла, худела. Через три года вернулись. Сына - в садик, сама по больницам. Но повезло – встретила чудесного врача, посоветовал менять отношение к болезни. Я не поняла: как, что делать? Он мне ответил – идите в церковь или учитесь на психолога.
Шприц в кармане
Учиться было трудно: среди пары теряла сознание, роняя голову на парту. А ведь нужно было еще и жить на что-то:
- Папа, инвалид I группы, всегда объяснял, что надеяться мне не на кого, только на себя. Принялась за прежнее, но теперь стала не просто предмет рассказывать, а разбираться, почему ребенок не понимает простых вещей, почему почерк неровный, почему сидеть не может на одном месте больше пяти минут. И результаты стали видны! У одного подопечного оказалась сестренка на инвалидности, у другого – братишка. Я взялась и им помочь заодно. Бесплатно, конечно – ну как со своих деньги брать? Да и знаю я, какие там деньги. Есть такое расхожее мнение, будто люди с ограниченными возможностями становятся иждивенцами, требуя финансовой помощи от государства. Неправда это, я и сама льготами не пользуюсь, мне проще заработать, чем ходить, копейки выпрашивать. Дети-инвалиды так же, как и их семьи, находятся изначально в стрессовой ситуации, и психологическая поддержка им очень нужна. Им другая помощь нужна – моральная. Удивительно: в школе мне нагрузка казалась непомерной, но ведь я и детей-то там не видела, все бумаги, отчеты. А тут – рюкзак с книжками за спину, и целый день мотаюсь их одного конца города в другой. Свобода: не получается так, попробую чуть по-другому. Главное – я могу помочь! И сама стала меняться…. Поняла, что все – от головы, мы ведь все тренинги сначала на себе отрабатывали. Обстоятельства обстоятельствами, но качество жизни зависит только от твоего восприятия проблем, от самоощущения. Очухалась, стала вес набирать.
Первый серьезный «клиент», к которому требовался научный подход, возник после окончания университета. Шестиклассник не мог выпутаться из двоек – по 7 штук в четверти зарабатывал.
- Ну не может быть так, чтобы человек 7 предметов сразу не понимал! Тем более, что мальчишка-то неглупый. Но ростиком маленький, и, чтобы не переживать по этому поводу, выбрал себе роль шута. Да и застрял в ней. Учиться некогда – веселить класс надо. Мы все обследования сделали, на МРТ, УЗДГ его возила, медикаментозно врачи немножко поддержали. В школу пошла: не выгоняйте, поменяет позицию – поменяет жизнь. Все согласились, кроме учительницы математики, она уперлась, нет, моего предмета не знает, тройки не поставлю. Перевели в другую, туда, где мой сын учился, я тоже ее долго искала. Старенькая, окна выбиты кое-где – 90-е годы, но жизнь кипит, дети и взрослые творят без конца. И пошло ведь, Гриша даже олимпиады всероссийские стал выигрывать. Вырос теперь, бизнесменит.
К книгам в рюкзаке добавился ноутбук. Про еду забывала: перекусывала на ходу. О болезни напоминал только шприц в кармане – уколы надо ставить по часам. Пять лет назад услышала, что в Центре занятости можно получить ссуду на открытие своего дела.
- То, что кабинет нужен, было давно понятно: не успевала всех объехать, оббежать. Я ведь перед тем, как стала учиться на психолога, сама пошла к психологам – программу реабилитации мне в больнице разрабатывали. Три часа честно заполняла тест, а мне даже рекомендаций не дали, просто галочку себе в отчете поставили. Но я-то ведь теперь знала, что это реально может изменить жизнь! Правда, в службе занятости попросили предоставить бизнес-план, а я и слов таких не знаю! Направили в фирму, которая их пишет за 8 тысяч рублей, мельком сказали про Школу социального предпринимательства. Я прикинула: дороже, дольше – учиться по выходным полгода. Но ведь знания получу, а не просто бумажку, в которой ничего не понимаю. Это был такой «волшебный пендель», на которые мне всегда везло. Зацепило, что можно совместить, казалось бы, несовместное – собственный бизнес и помощь людям.
Совместить несовместное
«Подъемные», правда, оказались небольшими. Заняла у мамы-пенсионерки, купила несколько новых тестовых и тренажерных психологических программ. Офис сняла в соседнем здании: кабинет размером в 6 квадратных метров. В качестве платы за аренду драила пол во всей конторе. Медленно, но росла. Теперь в мобильной психолого-педагогической службе «Карлсон» есть учебные кабинеты, творческие мастерские, спортивный зал. С детьми работают 15 сотрудников.
- У нас в учебном кабинете, к примеру, 2 тысячи тренажеров. Мы дроби, которые никак не доходят до ребенка, можем объяснить двумя тысячами способов, пока не найдем нужный. Очень много школьных проблем, диагнозов «задержка психического и речевого развития». Обучение, к сожалению, не опирается на науку, не учитывает нейропсихологию. Зоны мозга развиваются в определенном порядке, и если какая-то «западает», она тормозит движение дальше. Делаю диагностику, смотрю в какой этап жизни нужно вернуться, чтобы поправить положение. Мы, например, очень много ползаем, независимо от возраста! Вот прямо так – рука сюда, нога туда… Потому что если проскочил ребенок этот период жизни, он не сможет писать ровно, не будет чувствовать лево-право. В школе, к сожалению, не разбираются – и мало психологов, и квалификация не та. Просто продолжают нагружать, а это бессмысленно: возникает синдром хронической неуспешности. Зоны юмора, страха не развиваются вовсе. А насколько была бы проще та же химия, если старшеклассникам рассказать веселую историю про жуткий атом, отобравший у другого электрон! На всю жизнь бы запомнили, что такое валентность. Игра нужна не только малышам – зоны мозга развиваются до 21 года. С межличностыми проблемами проще. Главное – дать маме с папой методику общения с ребенком. Не прибавлять громкость, а находить другие пути. Конечно, это для родителей большая внутренняя работа. Им в помощь мы организовали бесплатный лекторий. Агрессии в мире много, а ведь она часто идет просто от неумения общаться, от непонимания того, как устроен ребенок. Очень много проводим мастер-классов по лепке, рисованию, вышиванию. Разнообразие игрушек, к сожалению, приводит к тому, что перестает работать фантазия. Нет преодоления, а это губительно для мозга, нейронные связи нарушаются.
Главная заслуга центра «Карлсон», по мнению его руководителя – удалось создать клуб детей и родителей, в который входят и здоровые, и больные.
- Мы как-то все объединены идеей помощи – друг другу, миру. И такая в этом сила притяжения, что ребята взрослеют, выправляются, но возвращаются. Недавно Петя приходил, помогал компьютер починить. Был на домашнем обучении, в школу брать не хотели – не умеет себя вести. Есть такое действительно – у особенных детей социальный интеллект бывает снижен. А мальчик талантливый, увлекается радиотехникой. Маме объяснила: ну не будет он стихи писать, но ведь Кулибин! Обойдитесь без люстр и сервантов, пуска будут провода и запчасти кругом – детство должно быть счастливым. Убедила учителей: надо ребенку учиться выстраивать социальные связи, пускай для начала на два урока ходит. Дальше – больше. Сейчас он уже в восьмом классе: и учится прекрасно, и друзей масса. Сын мой тоже «заразился» – собирался танцором стать, музыкально-хореографическое отделение закончил, а теперь на психологии учится.
Домой, в свою десятиметровую комнатку на подселении, которую Оксана Валерьевна делит с сыном, она возвращаться не любит.
- На химиотерапию съезжу, и снова в центр. Наверное, давно бы заработала на квартиру. Но зачем? Не хочу после себя только стены оставить… Когда здесь, с людьми, когда вижу, что могу изменить их жизнь, про все болячки забываю..
Правда, иногда приходится вызывать скорую прямо в центр. Но обитатели «Карлсона» не пугаются. Говорят, Оксана Валерьевна дает им надежду…
Фото:из архива О.Заливиной
Яндекс.Директ ВОмске
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 132 человека
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 110 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 10 сентября 2024 года
83309 сентября 2024
Гороскоп на 12 сентября 2024 года
76411 сентября 2024
Гороскоп на 11 сентября 2024 года
75710 сентября 2024
Выбор редакции
Итоги недели с Ефимом Фрейдиным
1777127 августа 2024
Призванный в небесный оркестр…
912227 августа 2024
Многогранный и одержимый Владимир Башкин
108916 августа 2024
21613422139
Журналист, лауреат российских и международный конкурсов «Лица русской провинции», «Умное сердце журналиста», «За журналистику как поступок». Пишу на разные темы: одна – это скучно. И все же выходит, что пишу о детях… Пускай часто - о взрослых или состарившихся, жестоких или неискренних…
Записи автора
Особенный праздник для ребят из онкоцентра
192731 декабря 2018
150713 ноября 2018
157821 октября 2018
219420 октября 2018
Высшая каста Таврического района
103161014 октября 2018
Уникальной гитаристке из Омска Славе Золотовой нужна помощь
397103 сентября 2018
Нельзя сказать, что «первый раз в первый класс» был для меня счастливым днем
266203 сентября 2018
Ешьте сами, господа педагоги, а?
3710230 августа 2018
— депутат Государственной Думы
— Инфорг ПСО «Лиза Алерт»
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии