Гармония хаоса
Думаю, Чехову бы понравилось...
Вот как рассказать о премьере чеховского «Дяди Вани» на малой сцене омской драмы? (Омский академический театр драмы) Сюжет знают все. Но если описывать, что сделал с этой общеизвестной историей режиссёр Георгий Цхвирава, то разрушится эффект неожиданности для тех, кто пока ещё только собирается в театр...
Попробую намекнуть. Мы помним, что заведённый в имении Войницких порядок рушится с приездом профессора Серебрякова (Виталий Семёнов) и его молодой жены Елены (Юлия Пошелюжная). Прекрасная Елена чувствует, конечно, как увлечены ею и дядя Ваня (Олег Теплоухов), и доктор Астров (Артём Кукушкин). Она и сама увлечена Астровым, но... Ещё Тютчев предупреждал: «Ты бурь заснувших не буди — под ними хаос шевелится!».
1Да, хтонические силы, как древние существа, которых не видят обитатели усадьбы (в отличие от зрителей), окружают, стирают грань между сном и явью, напоминают о себе то громом и молнией, то шорохами и стуками (или это неясные душевные движения героев, которые не могут понять самих себя и того, что с ними происходит?)...
Кажется, только Вафлю (Иван Маленьких) не задевают силы хаоса. Может, он с ними в некотором сговоре, поскольку умеет делать свистульки, воспроизводящие птичье пение? А может, они обходят его стороной в связи с его особой нравственной твёрдостью: «Кто изменяет жене или мужу, может изменить и отечеству». Нет, ещё старая няня (Любовь Трандина), давно пережившая свои душевные бури, живёт так, будто все эти странные сущности — часть привычной картины мира.
Отменные актёрские работы — ещё один повод увидеть хорошо известную историю. Интересно и визуальное решение (художники — Олег Головко (Oleg Golovko) и Булат Ибрагимов). Спектакль не привязан к конкретному времени. Век с четвертью с момента написания пьесы вполне умещается в то, что мы видим: здесь и современные «подиумные» тенденции, и строгий, но старомодный стиль середины прошлого века, и вечная деревенская «классика» — галоши на шерстяные носки домашней вязки. Мать Войницкого (Элеонора Кремель) вообще в трениках и старых кроссовках, а на голове — потёртая рыжая шапка а ля Надя из «Иронии судьбы». Да, когда-то и она соответствовала «трендам», но жизнь ушла вперёд, а Марья Васильевна так и осталась в старомодной лисьей шапке и со старыми увлечениями.
Георгию Цхвираве удалось, по-моему, проявить в чеховской истории вечное, поднять актуальные в любые времена вопросы: что значит, быть верным себе? Следовать сиюминутным порывам, обостряющим вкус жизни? Или хранить приверженность когда-то принятым принципам? Меняться самому или менять мир вокруг себя? А может, надо принимать неоднозначность жизни?
Кажется, режиссёр на стороне Сони (Кристина Лапшина), которая, понимая всю безнадёжность собственных чувств к Астрову, находит мужество любить и быть счастливой. Поэтому её финальный монолог перерастает в космическую гармонию рахманиновской музыки.
Думаю, Чехову бы понравилось...
Рахманинов. «Мы отдохнём...»: https://mixmuz.ru/…/%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0…
Оригинал в Фейсбуке автора.
Фото:из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
На «Багровом острове» нет календаря
«Щелкунчик» в джазе и другие сюрпризы от филармонии
«В самом себе, как змей, таясь...»
Откуда в Сибири испанская страсть?
«Кто любит сказку, тем — сюда!»
— Психолог
— депутат Государственной Думы
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии