Нехорошо забытое старое. Лучшие советские оперетты
В этом посте перечислены, так сказать, чистые оперетты, но были еще и оперетты поневоле...
776210 ноября 2019
Несмотря на то, что кое-кто из моих френдов признался, что оперетты их совершенно не интересуют, все же решил продолжить интересную для меня тему.
Отцом советской оперетты по праву считается Николай Стрельников, который до 1922 года работал юристом, а потом переквалифицировался в композиторы, поскольку до революции учился музыкальной композиции у своего троюродного брата Сергея Рахманинова и окончил Петербургскую консерваторию. По отцу его фамилия была фон Мензенкампф, но при советской власти он взял более нейтральную материнскую фамилию. Всего написал 9 оперетт, но только «Холопка» стала хитом и ставится до сих пор. А вот от остальных остались только названия: «Чёрный амулет», «Королева ошиблась», «Луна-парк», «Чайхана в горах», «Завтра утром», «Сердце поэта», «Настоящая любовь, или Ты, я и жизнь» и «Президенты и бананы» по повести О'Генри «Короли и капуста».
Первоначально либретто «Холопки» было по большей части написано на музыку из «Принцессы цирка» Имре Кальмана, но в таком виде оперетту ставить отказались, поэтому была написана оригинальная музыка, но «след» Кальмана остался в песне Степана Батурина «Эй, гусар, Эй, гусар, Песни пой и веселись, пока не стар!» Новую жизнь эта оперетта обрела в 1963 году после выхода фильма «Крепостная актриса», снятого по ее мотивам. Ну а самого Стрельникова посадили в 1935-м, но отпустили после обращения композитора Юрия Шапорина к Сталину. Но отсидка не прошла даром — спустя четыре года он умер от туберкулеза.
Одну из самых популярных советских оперетт «Свадьба в Малиновке» в 1937 году написал Борис Александров, сын композитора Александра Александрова, сочинившего музыку для советского и российского гимна. Кроме нее, он написал еще семь оперетт: «Сотый тигр», «Год спустя», «Рядом с тобой», «Девушка из Барселоны», «Моя Гюзель», «101-я жена» и «Кому улыбаются звезды», но ни одна из них не пользовалась большой популярностью. Новому интересу к «Свадьбе в Малиновке» способствовал одноименный фильм, снятый в 1967 году и имевший оглушительный успех.
На фоне всплеска популярности украинский композитор, не знаю, кто именно, написал продолжение «Свадьбы» под названием «Новое веселье в Малиновке», его поставили в Одесском театре музыкальной комедии и частично показали в телевизионной передаче, заверяя, что его тоже экранизируют. Но что-то не срослось, больше об этой оперетте я ничего не слышал. Действие происходит в 1942 году, Малиновку захватили немецкие войска. С фашистами возвращается Грициан-Грицко Таврический и становится бургомистром. Почему-то в Малиновку, а не в Одессу возвращается и Попандопуло, который, по его словам, «отдыхал на южном берегу Северного Ледовитого Океана». Он идет служить в полицию, но помогает партизанам. Помнится, что Андрейка героически погиб в Испании, а партизанами командует постаревший Яшка-артиллерист. Если кто-то видел это продолжение целиком, пусть расскажет поподробнее.
Всего одну оперетту «Табачный капитан» написал в 1942 году Владимир Щербачев, но она прочно вошла в репертуар музыкальных театров до нашего времени. Возможно, кто-то видел одноименный фильм, но его режиссер Игорь Усов почему-то отказался использовать музыку Щербачева и заказал новую Игорю Цветкову, которая, на мой взгляд, вышла гораздо менее интересной.
Огромный вклад в советскую оперетту внес Исаак Дунаевский, написавший 11 оперетт, но, увы, только две из них обрели всенародную популярность и ставятся до сих пор: «Вольный ветер» и «Белая акация», которую композитор так и не успел дописать, поэтому по наброскам Дунаевского музыку двух номеров дописал Кирилл Молчанов, который известен музыкой более чем к 10 фильмам и мюзиклом «Одиссей, Пенелопа и другие». А вот остальные его оперетты: «И нашим, и вашим», «Женихи», «Соломенная шляпка», «Ножи», «Туда, где льды», «Миллион терзаний», «Золотая долина», «Дороги к счастью» и «Сын клоуна» — особого успеха у зрителей не имели.
Популярности двух его оперетт способствовала их экранизация: «Вольный ветер» снимали дважды по разным либретто, а «Белую акацию» — через два года после смерти композитора в 1957 году. А в 1974 году Леонид Квинихидзе снял фильм «Соломенная шляпка», но ему показалось, что в одноименной оперетте Дунаевского слишком много музыкальных номеров, поэтому заказал новую музыку Исааку Шварцу.
Больше всего оперетт-хитов написал Юрий Милютин: «Девичий переполох», «Трембита», «Поцелуй Чаниты» и «Цирк зажигает огни» ставились в театрах не только СССР, но и Восточной Европы и Латинской Америки. Его в шутку даже называли «советским Кальманом». По «Трембите» и «Поцелую Чаниты» были сняты одноименные фильмы, что изрядно добавило им популярности. А вот остальные его оперетты: «Балерина императорских театров», «Жизнь актера», «Беспокойное счастье», «Первая любовь», «Фонари-фонарики», «Анютины глазки» и «Тихое семейство» — особым успехом, увы, не пользовались.
Константин Листов написал 11 оперетт, но только одна из них «Севастопольский вальс» снискала популярность и ставится до сих пор. А вот остальные «Королева ошиблась», «Ледяной дом», «Копилка», «Кораллина», «Мечтатели», «Аира», «Поют сталинградцы», «Шуми, наш лес», «Сердце балтийца» и «Конкурс женихов» лично я вообще не видел, поэтому ничего о них сказать не могу. Зато песни на музыку Листова «В парке Чаир», «Гренада» и «Песню о тачанке» поют до сих пор.
Самая первая оперетта Евгения Птичкина «Бабий бунт» стала бесспорным хитом и ставится до сих пор. У всех остальных его оперетт, увы, была очень недолгая постановочная жизнь, некоторые я смотрел, но в память почему-то не врезались: «Сладка ягода», «Свадьба с генералом», «Дилижанс из Руана», «Я пришел дать вам волю» и «Ищите женщину». Но зато песни на его музыку «Сладка ягода», «Ромашки спрятались» и «Эхо любви» поют в народе до сих пор.
Даже Дмитрий Шостакович написал одну оперетту «Москва-Черемушки», ее ставили довольно активно не только в СССР, но и во многих странах, но в постсоветские годы из репертуара она полностью исчезла. Последним из композиторов, чьи оперетты ставились и в постсоветское время, хочу назвать Анатолия Новикова с его «Василием Теркиным». Прежде всего он известен как автор более 600 песен, среди них знаменитая «Смуглянка», а оперетты он писал для провинциальных театров музыкальной комедии. Для Омского, кроме «Василия Теркина», написал «Особое задание», для Иркутского — «Левшу», для театра оперетты Кузбасса — «Когда ты со мной», для Ростовского — «Королеву красоты» и для Свердловского — «Черную березу».
Вот, собственно, и все советские оперетточные хиты, если кто-то готов назвать еще какие-то, милости прошу. В этом посте перечислены, так сказать, чистые оперетты, но были еще и оперетты поневоле, о которых я расскажу отдельно…
Оригинал в Фейсбуке автора.
1Фото:из личного архива автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
758181035
Записи автора
Наверное, не все знают, что календарь 2020 года полностью повторяет календарь 1964-го...
366804 февраля 2020
«А если он — оттудова шпион, и в чемодане этом четыре кастета, четыре пистолета и бомба в 10 тонн?»
118429 октября 2019
104507 октября 2019
КВН — это не только смешно, но и польза
143104 мая 2019
148002 мая 2019
136808 апреля 2019
125902 апреля 2019
163031 марта 2019
— депутат Государственной Думы
— омичка
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии