Иртыш надо не углублять, а регулировать попуск воды из водохранилищ в Казахстане

На уровне региональных властей активно обсуждаются идеи по развитию судоходства и связанная с этим необходимость углубления дна Иртыша. Это вызывает у меня серьезные опасения.

 

6686213 ноября 2019

Во всем мире водный транспорт не самый дешевый, если перемещаться по внутренним рекам. Не очевидно, что и у нас это экономически выгодно. Пусть проведут современные расчеты и докажут обратное. Тогда этим можно заниматься. Также надо понимать, что и куда возить. Доставлять зерно в Казахстан — это очень странно, потому что там сельское хозяйство развито не хуже нашего. Перевозить что-либо в Китай по Иртышу не получится, потому что на пути стоят несколько высоких плотин, непроходимых для судов. В части доставки товаров на север мы проиграли соревнование другим рекам. В частности, сейчас туда все возят в основном по Оби из Новосибирска. Конкурировать можно только в том случае, если у нас будет более дешевая доставка. Если вообще будет, что возить. Можно, конечно, брать деньги за провоз грузов из Казахстана, но, думаю, они найдут и другой путь. На мой взгляд, разговор о трансграничном судоходстве — это просто идея, которую теперь надо обосновать, а потом уже думать, как реализовать.

А вот экологический ущерб от углубления Иртыша в нашем регионе потенциально может быть очень большим. Особенность Иртыша такова: чем больше роешь, тем глубже он просаживается, а уровень воды при этом остается прежним. В конечном счете река может окончательно потерять пойму и даже изменить свое естественное русло. Именно поэтому в начале нулевых запретили добычу песка из русла реки.

1

В 2001-2003 годах Россия и Казахстан провели совместную научно-исследовательскую работу. В качестве консультантов привлекли экспертов из Франции, чья система управления трансграничными реками считается одной их лучших в мире. В итоге было доказано, что у Иртыша действительно есть проблема с уровнем воды, но решается она не гидротехническими работами, а организационными методами. Грубо говоря, реку надо не углублять, а регулировать попуск воды из водохранилищ в Казахстане. То есть, между нашими странами должен быть договор, сколько воды и когда они должны выпускать из своих водохранилищ. Кроме того, казахстанцы могут решить проблему с уровнем воды в Иртыше, достроив третью очередь плотин, включающую резервное водохранилища у себя на территории.

Увидев проблемы поймы Иртыша, в середине двухтысячных наши соседи изменили способ эксплуатации водохранилищ. Они поняли, что воды должно быть больше, увеличили попуск, пойма в районе Павлодара заполнилась и река восстановилась. Но они не дали столько воды, чтобы восстановилась и омская пойма. Да мы и не просили, потому что сейчас используем всего 1% водотока Иртыша и сбрасываем почти столько же. По сути, мы практически не потребляем воду из реки. Все эти разговоры, что у нас мало воды — от лукавого, либо попытка доказать, что нужно тратить деньги на плотину.

Но Красногорский гидроузел ситуацию не изменит, потому что поднимет уровень воды на метр-полтора, да и то, только до южной границы Омска. Но при этом создаст непреодолимый рубеж для прохождения судов. Уже с момента появления идеи о строительстве плотины, главными противниками стали речники. Они сказали: если вы построите плотину, то ходить суда не будут, потому что это дорого и опасно. Поэтому вот это заявление, что мы будем достраивать Красногорский гидроузел и при этом углублять Иртыш для судоходства, оно вообще какое-то абсурдное. Вы собираетесь ставить преграду для кораблей и рыть русло, по которому они не будут ходить?

Могу предположить, что основной интерес при лоббировании углубления реки для судоходства — это добыча песка из русла Иртыша, чтобы получать дешевый стройматериал. Вот при строительстве того же Красногорского гидроузла срыли огромную территорию, остров в 4 километра. Это десятки тысяч тонн песка. А каждая тонна стоит 200-250 рублей. И за то, что его выкопали, как ни странно, государство еще и заплатило столько же. А куда потом делся этот песок, как ресурс, никто не знает. И за два года, после того, как мы высказали эту точку зрения, ее никто не опроверг.

Кроме того есть и еще одна серьезная проблема с Иртышом, заняться которой России и Казахстану предстоит в ближайшее время. Это территория возле озера Былкылдак, куда сбрасывались отходы павлодарского химического предприятия. По оценкам специалистов, там скопились тонны ртути. А всего в пяти километрах от этого места протекает Иртыш. В 2003-2004 годах вокруг озера выстроили стену в грунте — прорыли траншею более 20 метров глубиной и залили ее глиной, чтобы ртуть не шла в сторону реки. Планировалось, что эта стена в грунте удержит ртуть в течение нескольких лет, а за это время казахстанская сторона выкопает всю эту загрязненную почву и обезвредит ее. Но, насколько я знаю, несколько лет назад там все по-прежнему так и лежало. И это реальная опасность, потому что стена в грунте не вечная. Когда проводили оценку в начале двухтысячных, рассчитывали распространение ртути до 2030 года. К этому году ртуть ещё не должна дойти до Иртыша. Но она же пропитывает все по пути и загрязнение распространяется в грунте. Там надо проводить мониторинг и следить за изменениями. Запас по времени ещё есть, но, если дойдет до Иртыша, там уже остановить будет сложно.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек

По образованию системотехник и специалист эколог. Кандидат технических наук и доктор философских наук. Был инженером, научным работником, государственным служащим. Сейчас профессор Омского государственного университета путей сообщений и председатель Ассоциации «Экологический комитет».

Возглавлял региональное отделение партии Яблоко в 2008-2012 годах.

Сфера научных интересов – проблемы самоорганизации и управления, социальная экология, урбанполитика, стратегическое планирование, управление водными ресурсами.

Убеждённый либерал: человек сам в ответе за свою жизнь.

Женат, есть сын, дочь, внучка и внук.

























Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1444223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

55718 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

87503 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

215027 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх