
«Чего знаю — не хочу, чего хочу — не знаю»
Учиться, учиться и еще раз учиться. Ведь именно знания, понимание и профессиональные навыки помогут максимально точно ориентироваться в том, как достичь желаемого.
190204 февраля 2020
«Чего знаю — не хочу, чего хочу — не знаю» — такое состояние сегодня знакомо многим. От переизбытка информации, наши желания зачастую съедают нас изнутри. Но что делать, в какую сторону бежать или в направлении какой из «мечт» лежать — понимают не многие.
Отсюда — чувство неудовлетворенности, апатии, раздражения, обиды на себя и несправедливый мир, в общем, весь спектр отрицательных эмоций, которые конечно испытывать не хотелось бы.
1Почему так происходит?
Дело в том, что эмоции со знаком плюс или минус, мы испытываем от нехватки или переизбытка информации, способной удовлетворить наши потребности. Такое утверждение высказал в своей «информационной теории эмоций» выдающийся российский психофизиолог, биофизик и психолог Павел Васильевич Симонов (кстати, актриса Евгения Симонова — его дочь).
Интересна эта теория тем, что она связывает в единую формулу, казалось бы, отдаленные понятия: эмоции, базовые потребности и информацию
Э = — П (Ин — Ис),
где Э — эмоция;
П — потребность;
Ин — информация, необходимая для удовлетворения потребности;
Ис — информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности.
Базовые потребности у всех одинаковые, их смысл легко уместится в три основные группы:
— Потребности, связанные с вашей личной безопасностью (здоровье, деньги, отсутствие насилия, комфорт, собственная территория).
— Потребности, связанные с социальным статусом (быть нужным, полезным, принятым и важным в обществе).
— Потребности, связанные с сексуальностью (желание быть желанным, желание нравиться).
2И вот, к примеру, наш мозг испытывает страх и стремиться удовлетворить потребность в самосохранении, а сознанием это распознается как желание заработать деньги. Мы соотносим это желание с разностью (Ин — Ис). То есть, нам нужно знать, как заработать и, если мы знаем и умеем это делать, значит информация об удовлетворении потребности будет превышать ту, которой мы располагали в момент возникновения потребности, следовательно потребность удовлетвориться.
Мы пойдем и заработаем, что даст нам, конечно же, положительные эмоции. Если не знаем — потребность останется неудовлетворенной и эмоции со знаком минус: грусть, тревога, раздражение и т.д.
Конечно, все мы хотим радоваться, а не грустить, испытывать счастье от достижения целей, а не разочарование и печаль от невозможности получить то, чего так хочется.
И как раз эта формула дает ответ на то, что делать, чтобы меньше страдать. Необходимо просто владеть нужной информацией.
Учиться, учиться и еще раз учиться. Ведь именно знания, понимание и профессиональные навыки помогут максимально точно ориентироваться в том, как достичь желаемого.
Ведь если вы испытываете неприятные эмоции, значит потребность у вас, видимо, не реализована, а далее следуйте по формуле. Произведите инвентаризацию того, что вы знаете на данный момент о возможном ее удовлетворении и то, чего не хватает и в каком направлении нужно искать.
Конечно, механизм возникновения эмоций крайне сложен и до сих пор в науке нет единого мнения относительно его природы. Но концепция Симонова дает практически ориентированный вектор, следуя по которому вы можете понять причины своего эмоционального дискомфорта и как с этим справиться. Если расчёты в формуле никак вам не даются, это повод обратиться к психологу. Однако, при записи на приём поинтересуйтесь, знает ли специалист эту формулу, всякое бывает.
Библиография:
1. Что такое эмоция? — М.: Наука, 1966. — 94 с.
2. Теория отражения и психофизиология эмоций. — М., 1970.
3. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. — М., 1975.
4. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. — 215 с.
Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. — М.: Наука, 1984. — 161 с.
5. Мотивированный мозг. — М.: Наука, 1987. — 271 с.
6. Созидающий мозг: нейробиологические основы творчества. — М.,1993.
7. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — 98 с.
Оригинал в Фейсбуке автора.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 11 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 162 человека
Самое читаемое
Выбор редакции
70300746433
Записи автора
Что такое «личная эффективность»?
12409 июня 2025
43311 мая 2025
48303 мая 2025
Расстаться — можно …но точно ли пора?
51729 апреля 2025
Реальность и восприятие: как мы интерпретируем мир вокруг нас
73126 апреля 2025
62709 марта 2025
70127 февраля 2025
— психолог
— директор правового холдинга «Закон»
— попутчица
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии