О «Синдроме Зелига»

Советую посмотреть этот интересный, необычный и местами даже очень смешной фильм, а заодно провести инвентаризацию уровня своего конформизма.

169824 февраля 2020

Человек ждет от окружающих его людей максимального понимания и принятия. Мы хотим, чтобы другие «встали на наше место», «побывали в нашей шкуре», то есть стали нами самими, насколько это возможно.

Так вот, представьте себе, что в 20-х годах прошлого века в Америке жил такой человек, который подстраивался к своему собеседнику и ближайшему окружению не только на психологическом, но даже на физическом уровне.

1

Когда он находился в компании афроамериканцев, его кожа тут же приобретала темный цвет. При общении с полными людьми — его раздувало, с врачами он становился врачом, с музыкантами — музыкантом. Звали этого «человека-хамелеона» Леонард Зелиг.

Речь идет о герое псевдодокументальной комедии «Зелиг» снятой гениальным Вуди Алленом в 1983 году. Фильм сделан настолько правдоподобно, что во время его просмотра не возникает сомнения о том, что такой человек действительно существовал. Однако приставка «псевдо» к слову документальный все расставляет на свои места.

Интересно то, что явление человеческой психики, которое в фильме, конечно же, изображено с чрезмерным гротеском, на самом деле имеет место в практике психических расстройств.

В 2007 году итальянские психиатры во главе в Джованни Кончильей обнаружили редкое нарушение мозговой деятельности, жертвы которого ведут себя так же, как главный герой этого фильма.

Цвет кожи и форма тела, конечно, у них не меняется, но в одном человеке могут одновременно уживаться личности с крайне разным словарным запасом и разными привычками, вплоть до того, что одна личность такого человека может быть правшой, а вторая — левшой.

Данное заболевание именуемое в науке диссоциативным расстройством идентичности предложили назвать «синдромом Зелига».

Однако, даже обычные люди, не страдающие никакими видами психических расстройств, не ведут себя одинаково в разных ситуациях и с разными людьми.

На работе мы одни, дома другие, с друзьями — третьи, с родителями — четвертые и так далее. Но это не потому, что мы решили вести себя по-разному, хотя, безусловно, всем нам кажется, что решаем именно мы. А потому, что различна среда, в которой мы оказываемся, и мы, подобно тем же хамелеонам, стараемся максимально возможными способами на нее походить.

2

Это эволюционно сложившийся навык, по-другому мы просто не можем. Таким способом наш мозг удовлетворяет свою базовую потребность в безопасности.

Проблема социальных ролей и множественности социальных личностей до сих пор остается одной из центральных в социальной психологии. Наибольший вклад в понимание этих вопросов внес в середине прошлого века американский социальный психолог Ирвинг Гофман.

В своей книге, ставшей бестселлером «Представление себя другими в повседневной жизни», ученый, исследуя способы, которыми индивид в самых обычных ситуациях представляет себя и свою деятельность другим людям, выделяет две основные формы самовыражения: произвольную и непроизвольную.

В первом случае мы даем информацию о себе, во втором — выдаем себя. То есть, как бы мы ни пытались, нам не удастся стать своими в том обществе и в той среде, членом которой мы не являлись продолжительно время и не имеем нужных компетенций.

И этот момент очень наглядно продемонстрирован в фильме Вуди Аллена. Леонард Зелиг, мастерски перевоплощаясь во врача, не смог без плачевных для пациентов последствий удалить зуб, аппендицит и принять роды.

«Синдром Зелига» — это, конечно, крайне редкий случай психиатрической практики. В норме все наши социальные роли и личности должны соответствовать ситуации, а мы не испытывать дискомфорта от того, что не можем вписаться в то или иное сообщество, или, наоборот, настолько «вписались», что ощущаем будто бы потеряли себя.

Советую посмотреть этот интересный, необычный и местами даже очень смешной фильм, а заодно провести инвентаризацию уровня своего конформизма.

Оригинал в Фейсбуке автора


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 183 человека


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Шик

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».

46214 ноября 2025
Юбилей «культурных гигантов»

Светские хроники

Юбилей «культурных гигантов»

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.

96607 ноября 2025
Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

958105 ноября 2025
Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

823203 ноября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх