
Проснись в жизнь!
Я не верю в людей без харизмы. У всех она есть. Это базовая настройка личности. Не дар, а навык. Просто её надо разжигать, как костер. Это не клоунада, для харизмы не обязательно быть громким и провокативным, это другое. В фундаменте именно искренняя любовь к людям.
73419 мая 2025
— Что непонятного в слове «не трогать»? — строго спрашивает меня экскурсовод.
— Так я не трогала экспонат. У вас упала поясняющая табличка, и я её подняла, — оправдываюсь я.
1— Кто вас просил? Без вас есть кому поднять!
Это мы в музей билет купили за полторы тысячи рублей, и вот такая стилистика общения с экскурсоводом ждала нас там.
Я таких людей называю «неразбуженный». Как будто он утром встал, оделся, обулся, пришел на работу и тараторит заученный текст, а проснуться — не проснулся. Но это не столько про сон, сколько про жизнь. Проснись в жизнь!
Совершенно я не имею в виду, что это плохие люди, просто...
Просто работать с людьми нужно тем, кому люди нравятся. А если по какой-то причине вас сегодня откровенно бесят люди, но вы пришли на работу и работаете, то они, эти люди бесячие, всё равно считают ваше раздражение, хоть даже вы нацепили супервежливую улыбку.
Однажды в поезде я ехала в город N с приятной женщиной (мы вдвоем с ней в СВ были). Оказалось, она директор музея, известного в городе N. Она с таким теплом рассказывала об экспонатах, с таким восторгом, что я тут же написала организатору: «А у нас будет время сходить вот в этот музей? Если нет, то давай вместо обеда».
Очень уж мне захотелось после такой презентации директора там побывать. Тем более, что она поделилась своей грустью: «Люди сейчас почти не ходят по музеям. У нас даже местные неохотно бывают. Только туристы залётные. Это же столько усилий теперь нужно, чтобы достичь эмоционального удовольствия: доехать, купить билет, ходить по залам. А зачем, если дети в «тиктоках», взрослые в «телеграмах» получают все эмоции? Быстро, не вставая с дивана и по цене вайфая».
Я придумала так: «Ничего я директору не скажу, схожу в её музей и пришлю ей оттуда фото, и в блоге напишу. Сюрприз такой сделаю, поддержу, чем смогу». И мы с организатором на следующий же день пришли в музей. А там — вот такой неразбуженный экскурсовод. Он разговаривал с нами с плохо скрываемым раздражением, как будто мы дети малые, которые плохо себя ведут и шалят, хотя обещали, что будут вести хорошо. «Вас что, в угол поставить?»
— Ну вот что вы там встали? Мы там мёдом не мазали?! — весело отчитывала нас она, если мы задерживались на секунду, фотографируя экспонат. А когда я переспросила какой-то факт, она ответила: «Я это говорила в прошлом зале». И не повторила.
2Она просто хлестала нас пассивной агрессией.
Моя знакомая из индустрии гостеприимства говорит, что задача минимум в их сфере — выполнить договор оферты, чтоб не к чему было придраться, а задача максимум — сделать так, чтоб человек захотел вернуться. Та женщина-экскурсовод не знала, видимо, даже о задаче минимум. Мне не хотелось вернуться, мне не хотелось рассказывать о музее, хотелось уйти и больше никогда не возвращаться туда.
Сам музей прекрасен, но ведь люди приходят не за экспонатами, а за эмоциями. И когда вас отчитывают и шипят, то это просто мастер-класс по индустрии негостеприимства.
Я однажды пришла в ресторан. Там проходила деловая встреча, но нас всех покорил официант Григорий. Он превращал подачу блюд в целое гастрономическое шоу, это был не прием пищи, а целый театр. Я тут же написала подружкам в чат, что, мол, девочки, мы хотели встретиться, так вот идем в субботу кое-куда, хочу вас кое с кем познакомить. Я обещала, что они будут в восторге, прожужжала им все уши.
Приходим мы в субботу в тот ресторан, и нам говорят, что Григорий заболел, но есть Петр, и он не хуже. Подошел Петр, и даже по тому, как он подошел, было понятно, что он хуже. Я не про навыки, а про харизму. Первая его фраза: «Вам сказали про ограничение по времени?». Это вместо здравствуйте. Вместо чего-то приятного для настроения. Мы, пять девчат, нарядные, с причёсками, сидим, а он: «Предупреждаю: к вечеру похолодает, а пледы нам не вернули из химчистки, если замёрзнете, мы ничем не сможем помочь». А мы уже замёрзли, Пётр. От вашего приёма. И дело не в погоде, а в том, как вас раздражают гости... Зачем вы работаете с людьми, Петр? Он сказал, что он повар, может, ему с продуктами проще контактировать. Они молчат, не хулиганят, не улыбаются, не приходят в робком ожидании вежливости...
Вот есть слово такое — харизма. Что это? Мне кажется, харизма — это микс обаяния, уверенности в себе и способности вдохновлять других. Это такой внутренний огонь. Но у кого-то он горит, и светит, и согревает, а кто-то затоптал его до углей и угли топчет в пепел.
Я не верю в людей без харизмы. У всех она есть. Это базовая настройка личности. Не дар, а навык. Просто её надо разжигать, как костер. Это не клоунада, для харизмы не обязательно быть громким и провокативным, это другое. В фундаменте именно искренняя любовь к людям. И если ты разжигаешь свой огонь и поддерживаешь его внутри, то люди к тебе тянутся. А если нет, то нет. И тут ради Бога, может, ты интроверт, и тебе это совсем не нужно, ни по жизни, ни по работе, но я сейчас говорю о профессиях, где вам необходимо находиться в контакте с людьми. Иногда ты смотришь на человека и ноль притяжения. А иногда просто хочется рядом побыть. Поговорить или помолчать, но рядом, чтобы... То есть харизма — это не просто набор качеств, а эффект, который ты производишь на окружающих. Харизма — это вай-фай энергии, но не все хотят быть роутером, и это нормально. Но если ты не роутер, то и работай с продуктами, компами, документами. Не с людьми.
P.S. Вопрос: вы бы написали директору того музея, что его экскурсовод как визитка портит всё впечатление? С точки зрения психологии это совет без запроса. А с точки зрения бизнеса, это развивающая обратная связь. Люди — новая нефть: очень важно, какие люди у вас в команде... Ведь замени она экскурсовода на того, кто горит работой, может, всё чудесным образом изменится?
P.P.S. Отбой. Я не выдержала и написала ей. Максимально экологично. Что музей — чудо. И что проблема, на мой искушенный взгляд, только в неразбуженном экскурсоводе. А она ответила: «Город маленький у нас, где ж его взять, разбуженного?» Как где? Разбудить неразбуженного. Или найти того, кто хочет, но пока не умеет. И обучить. Создать...
Так я узнала о проблеме дефицита харизмы...
3Когда мы уходили из того ресторана, Пётр спросил:
— Придёте ещё?
— Нет, — ответила я. Мне было холодно и невкусно. И жалко денег. И хотелось кому-то это рассказать. Обычно после «нет» по скрипту он должен был спросить: «Почему? Вам что-то не понравилось?», а он ответил: «Ладно».
ЛАДНО, блин.
Если у вас харизматичный сотрудник, держитесь за него)
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 34 человека
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 178 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Перенастройка налоговой системы может быть более тонкой и выверенной
31307 октября 2025
«Рецепт молодости – он простой: надо очень верить в жизнь!»
1238216 сентября 2025
1392108 августа 2025
106863790
Записи автора
Повод напомнить ребенку, что он любим
28628 сентября 2025
46313 сентября 2025
«Ты не работаешь? Это стыдно. Стыдно не работать!»
64210 сентября 2025
От разочарования до очарования...
54807 сентября 2025
«Ради детей мы меняемся охотнее и эффективнее»
49530 августа 2025
55824 августа 2025
42217 августа 2025
47912 августа 2025
— Психолог
— Инфорг ПСО «Лиза Алерт»
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии