Вирус цифровизации
Поводом к написанию этого поста стало снятие российским телевидением с эфира очередного повтора программы Никиты Михалкова «Бесогон» «В чьем кармане государство?»
429906 мая 2020
Честно говоря, редко смотрел эту программу, но поднятые в скандальном выпуске темы не оставляют равнодушия и заставляют внимательно обсудить перспективы цифровизации, в т.ч. и электронной чипизации, в современной России. К сожалению, печальные последствия коронавирусной пандемии вызовут не только проблемы в далеко не совершенной и малоуправляемой экономике страны, но и могут крайне отрицательно сказаться на развитии человеческого потенциала, возможности которого, к счастью, далеко не исчерпаны.
Многочисленные высказывания представителей российской власти о возникновении новой реальности, открывающейся за пределами карантина, честно говоря, вызывают серьезную тревогу. Элементами этой новой реальности называют расширение дистанционных форм высшего и среднего образования, цифровую медицину, виртуальные экскурсии и пр. Не ошибусь, если скажу, что за всем этим стоит обычная установка на экономию бюджетных ресурсов, которые традиционно и уходили на развитие представленных выше отраслей. На внедрение новых форм цифровой экономики направлены гигантские суммы, не снившиеся ни одной из отраслей бюджетного сектора, воплощаемые в многочисленных конференциях, учебных курсах, тренингах, программах и дорожных картах. При этом результаты этой кампании, сопровождаемой громогласными заявлениями причастных к административным центрам ответственных работников, мягко говоря, являются незначительными. Маленькая Эстония за последние несколько лет и за небольшие деньги добилась гораздо больших успехов, чем все Сколково со своими филиалами. Ярким символом сегодняшнего дня в использовании цифровых коммуникационных технологий является американская программа Zoom, дополнительные возможности которой еще и оплачиваются самими же пользователями. Даже многие центральные российские университеты не удосужились централизовано выкупить права на безлимитное использование этого ресурса. Федеральные структуры не только устранились от реальной поддержки остановленного ими бизнеса и научно-образовательных учреждений, но и толком не смогли обеспечить каналы безопасного обмена информацией в интеллектуальной среде.
1Одной из характерной особенностей российской цифровизации является то обстоятельство, что если во всем мире цифровизация большей частью облегчает жизнь людей, делая ее удобной, то у нас она зачастую превращается в дополнительную обузу. Есть, конечно, хорошие примеры улучшения условий предоставления государственных услуг, но чаще всего эти новации касаются тех областей, которые государство само и инициирует для подтверждения своего веса и возможностей. Поэтому и возникает закономерный вопрос: а нужна ли нам цифровизация в таком виде и способна ли она заменить то ценное, которое у нас еще не удалось извести? Ведь ради призрачных виртуальных платформ, в рамках которых мы собираемся оптимизировать наши самые затратные отрасли отечественной экономики – ЖКХ, городское хозяйство, транспорт и пр., мы уже много лет жертвуем элементарной грамотностью наших детей, стимулируем игроманию вместо фундаментальной подготовки, заменяем базовые и фундаментальные знания «практикоориентированными кейсами». В таком мире не нужны ни математические лицеи, ни школы искусств, ни социально-гуманитарное знание.
Конечно же никто не будет спорить о ценности цифровизации и неизбежности научно-технического прогресса, появлении и устаревании профессий, необходимости в освоении новых технологий. Однако, вызывает опасение, что коронавирусная пандемия может смениться вирусом цифровизации – усовершенствованным способом коррупционного осваивания бюджетных ресурсов, когда вместо повышения качества жизни своих граждан мы будем обречены получать новые зарубежные гаджеты под заверения об их особой ценности. Какими бы не были перспективные цифровые технологии, но они не заменят искусного врача, умелого пилота или талантливого педагога. И поэтому когда ресурсы на их поддержку передаются на виртуальные и неопределенные цели, то такое общество не имеет будущего. Никогда не мог понять, почему при общем увеличении объемов финансирования отечественного образования и науки, уровень обеспеченности большинства российских вузов и НИИ стремительно падает. И вряд ли в этом заключена вина самих сотрудников. Пройдя обучение в ведущих вузах страны – УрФУ (УрГУ) и МГУ им. М.В.Ломоносова, смею заметить, что стартовые возможности омской науки и образования в 90-е годы были вполне сравнимыми. Однако, инициированные властью PR-кампании по развитию «инновационной политики», венцом которой стала кампания цифровизации, способствовали искусственному разрыву центра и периферии, инициировав центростремительные процессы. Не думаю, что развитие цифровизации обратит эти процессы вспять, а мы все будем вынуждены проживать на территории 4-5 тесных мегаполисов. И появившийся в них новый «коронавирус» уже убьет нас окончательно..
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
98614 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
82315 ноября 2024
Выбор редакции
182366
Записи автора
Деньги для омских медиков. Шанс есть
39808 августа 2024
148831 августа 2022
Самая отдаленная северная звезда Омского Прииртышья
158027 августа 2022
Что хорошего ждет нас после пандемии?
471920 мая 2020
В тени Zoom, или Становимся ли мы умнее от дистанционного образования?
424924 апреля 2020
Коронавирус как зеркало утраты доверия к власти
280415 апреля 2020
— омичка
— психолог
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии