Ложь, большая ложь и статистика про экологию Омска — 2
Размышления по поводу обследования Роспотребнадзором качества атмосферного воздуха.
321019 мая 2020
По сетям интенсивно распространилась информация «…по плачевным итогам «карантинных» замеров воздуха в 12 городах из проекта «Чистый воздух»…». И есть среди этой дюжины наш Омск, который, как мы уже привыкли, оказался не такой как все: вместо ожидаемого снижения, загрязнение воздуха увеличилось.
Не буду разбирать описанную методику очень подробно, укажу только на некоторые очевидные косяки и ляпы, показывающие, что этот анализ не может быть научным исследованием. А в конце остановлюсь на выводах, которые могут последовать за такой «доказательной статистикой».
1Аналитики от сми пишут «... Учитывая, что транспорта почти нет, а погода стояла относительно теплая, дрянь в воздухе обеспечивали предприятия. Это ощутимый пинок по губернаторам, уверявшим, что все зло от машин и печек».
Спросите, что здесь не так и в чём опасность? Отвечаю.
Уже давно и регулярно указываю на то, что система мониторинга загрязнения воздуха в Омске сделана очень плохо, как говорят в сети, «от слова совсем». Главный изъян — это отсутствие постов наблюдения вблизи дорог. Не буду вас заставлять читать пост шестилетней давности «Ложь, большая ложь и статистика про экологию Омска — 1» целиком, но вставлю небольшой фрагмент, абсолютно не потерявший актуальность, так как за эти годы ничего по мониторингу вдоль магистралей не сделано.
«Сеть мониторинга в Омске — это вообще отдельный разговор (возможно в следующих постах под общим заголовком «Ложь, большая ложь и статистика про экологию Омска» я об этом напишу), но по отношению к загрязнению воздуха вдоль дорог следует понимать, что станции мониторинга практически не измеряют ничего вдоль основных магистралей… нет измерений и нет загрязнений… Ничего не напоминает такая стратегия?
Единственный пост наблюдения «Вблизи автомагистралей» расположен в Октябрьском районе на Космическом проспекте, 18-а. На мой взгляд, не самая напряжённая магистраль Омска.
Тем не менее, ещё в 90-е годы проводились натурные измерения сертифицированной лабораторией Гидромета в районе Ленинградского моста, и было установлено превышение ПДК загрязняющих веществ в атмосфере в 10-15 раз. Вы только вдумайтесь в эту цифру — это в несколько раз превышает уровень загрязнения в рабочей зоне, где работники ограничены в пребывании и используют специальные средства защиты. А ещё молоко раньше выдавали «за вредность». Много нам омичам молока дают за то, что мы по городским улицам ходим?
Вот такие «нюансы», которые, кстати, отражены и в Генеральном плане Омска (см. Карту-схему 09.03), но только почему-то не учтены при развитии города и сейчас продолжается принудительное заселение самых опасных зон — в центре города вдоль дорог».
Вдруг откуда ни возьмись случается форс-мажор — ситуация, которую никто не мог предвидеть, — особый режим, предусматривающий сильное снижение количества выбросов от автотранспорта. Такой случай нельзя было не использовать для получения уникальных данных, о чём уже было сказано Новому Омску с указанием рисков:
2«Идея о проведении измерений качества воздуха во время особого режима — здравая. Я её уже и сам давно озвучивал. Но всё зависит от цели. Правильным будет, если провести подробные измерения по состоянию воздуха в городе и сохранить их на будущее как базу. Когда жизнь нормализуется, нужно будет провести аналогичные исследования и сравнить результаты, чтобы не допустить ошибок в общей оценке — что и как влияет на воздух в Омске. Другого такого случая может и не быть. И если шанс упустят, то тогда придётся опираться только на модели, которые, кстати, так и не созданы до сих пор. Если вся программа по улучшению воздуха будет основана на моделях, а не на эксперименте, то результат будет неудовлетворительный. Глупо не использовать такой случай».
Случай использовали, проведя сбор разнородных данных от различных систем наблюдения: Гидромет дал данные с постов мониторинга, Роспотребнадзор и Росприроднадзор провели дополнительные измерения, в том числе вдоль дорог и у садоводческих товариществ (жаль не опубликованы ни места замеров, ни результаты). Ещё учтены данные космического мониторинга. Итоги исследований обобщили в виде сводного обзора, часть которого об Омске можно посмотреть.
Если коротко, то зафиксирован рост загрязнения атмосферного воздуха в течении марта-апреля по взвешенным веществам и азотно-кислородным соединениям. Есть увеличения за этот же период на стационарном посту 5, который рядом с промзоной в Нефтяниках. При этом выявлен низкий уровень загрязнения, регистрируемый мобильным мониторингом на дорогах и в жилых территориях (конкретные адреса-явки не указаны) .
Ещё в отчёте написано: «Однако для целей оценки изменений качественного состава выбросов в атмосферный воздух на территории г. Омска необходимо проводить исследования атмосферного воздуха с учетом сравнения с предыдущими периодами до введения режима повышенной готовности».
Всё верно, данные получены, нужно наблюдать дальше. Но нет, вдруг делается неожиданный вывод:
«Проведенный анализ показывает рост уровня загрязнения атмосферного воздуха в г. Омске, который обусловлен выбросами промышленных предприятий, о чем свидетельствуют превышения гигиенических нормативов по специфическим загрязняющим веществам».
А почему не сделать вывод, что увеличение загрязнения произошло из-за изменения природно-климатических условий? Ведь снег растаял, сухо стало, температура воздуха сильно изменилась. Вот вам и пыль — взвешенные частицы, которые накапливались в снеге всю зиму. Понимаю, что где-нибудь в Москве пыль и зимой бывает, но в Омске…
Или вот ещё «вишенка на торте» из упомянутого отчёта по результатам космического мониторинга:
«…показывает снижение в г. Омске выбросов диоксида азота с ростом и превышением их концентраций в течение режима повышенной готовности».
Вчитайтесь ещё раз, так как с первого раза по достоинству этот перл в связке с главным выводом не оценить: выбросы снизились, а концентрация повысилась… следовательно предприятия выбрасывают больше. Это шедевр аналитического мышления, подстать лучшим образцам социальных утопий: война — это мир, правда — это ложь…
3Вывод по исследованию и опасения о последствиях
Что же можно сказать по результатам указанного исследования влияния особого режима на экологию?
1. Система мониторинга окружающей среды в Омске ещё хуже, чем казалась. Очевидно, что во время особого режима выбросы от автотранспорта снизились в разы, но это стационарными постами не зарегистрировано, так как они размещаются подальше от дорог — на расстоянии километров. И как может прибор, установленный во дворе с деревьями вокруг, уловить выбросы автотранспорта через несколько километров? Это был риторический вопрос.
2. Климатические особенности сильно влияют на состояние атмосферного воздуха. Это и так ясно было, но исследования ещё раз показали, что динамика атмосферы порой сильнее влияет на качество воздуха, чем сами выбросы (ещё раз адресую к перлу по результату космического мониторинга).
3. Предприятия не выполняют предписания об НМУ и вводят новые производства несмотря ни на что, а может быть и вопреки, используя общую ситуацию переключения внимания и смены повестки дня с экологических проблем на эпидемиологические. Утверждение предварительное и основано не столько на упомянутом отчёте, сколько на наблюдении за инцидентами с превышением химических загрязнителей в этот период.
И ещё об опасности именно для Омска вброса через сми и каналы про «ощутимый пинок по губернаторам, уверявшим, что все зло от машин и печек».
Опираясь и ссылаясь на проведённые некорректные исследования, лица принимающие решения могут сделать вывод, что транспорт не влияет на загрязнение воздуха, и не будут выполнять мероприятий по снижению его воздействия. При этом в отчётах всё будет выглядеть замечательно, только омичи так и продолжат нюхать отравляющие вещества в опасных концентрациях вдоль дорог.
Примечание: В оформлении поста использовано личное фото автора из замечательного Беднотауна. Спасибо за гостеприимство.
Оригинал на сайте автора.
4Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 149 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 2 декабря 2024 года
94701 декабря 2024
Такого джазопада давно не помнят здешние места
93804 декабря 2024
Гороскоп на 3 декабря 2024 года
84902 декабря 2024
Выбор редакции
319958387147
По образованию системотехник и специалист эколог. Кандидат технических наук и доктор философских наук. Был инженером, научным работником, государственным служащим. Сейчас профессор Омского государственного университета путей сообщений и председатель Ассоциации «Экологический комитет».
Возглавлял региональное отделение партии Яблоко в 2008-2012 годах.
Сфера научных интересов – проблемы самоорганизации и управления, социальная экология, урбанполитика, стратегическое планирование, управление водными ресурсами.
Убеждённый либерал: человек сам в ответе за свою жизнь.
Женат, есть сын, дочь, внучка и внук.
Записи автора
23505 декабря 2024
47320 августа 2024
67227 июля 2024
Ура! Будет третья плотина на Иртыше в Казахстане
86018 июля 2024
75217 июля 2024
Непыльный Омск. Как такое возможно?
48117 июля 2024
Это конец зелёному «Зелёному острову»
54109 июля 2024
— адвокат
— журналистка
— журналистка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии