Стресс и эффективное обучение
«Что нас не убивает, то делает нас сильнее», — считал Ницше. Однако нейрофизиологи с этим утверждением готовы не только спорить, но и опровергнуть его с научных позиций.
Стресс сильно вредит обучению. А под воздействием постоянного стресса мозг и вовсе может разучиться учиться.
И вот почему. Сильные эмоциональные переживания отрицательного или положительного характера, способствуют выработке адреналина, норадреналина и кортизола. Переизбыток последнего, в частности, сильно вредит таким участкам мозга как амигдала, гиппокамп и неокортекс. Данные зоны мозга как раз ответственны за процессы усвоения новой информации и формирования кратковременной и долговременной памяти, а также за эмоциональное восприятие и осуществление логических операций, в общем всего того, что необходимо нам при обучении и формировании новых навыков.
1У животных так же: они либо учатся, либо волнуются. К примеру, в ходе эксперимента было выяснено, что крысы справлялись с решением задачи в нормальных условиях домашней клетки. Но как только рядом с клеткой появлялась кошка, крысы часто замирали и были не в состоянии учиться. А длительный стресс и вовсе привел к уменьшению объема гиппокампа у всех подопытных грызунов.
В то же время, само по себе обучение уже является определенным стрессом для нас. Ведь мозг, главная задача которого, обеспечить наше выживание, все время, поступая привычным способом, на основе уже имеющихся знаний с этой задачей как-то справлялся. А когда мы приучаем его к новым знаниям и навыкам, он сопротивляется, потому что не знает, выживет ли. Нет гарантий, неизвестность, а значит — стресс.
Но именно такой небольшой стресс как раз и нужен. Благодаря ему срабатывает феномен «посттравматического роста». Это процесс, когда под воздействием гормонов стресса нейронные связи ослабевают и разрушаются, образуя так называемое «свободное поле» для формирования новых нейронных связей, повышающих нашу адаптивность и обучаемость.
Таким образом, обучению вредит сильный и постоянный стресс. Но тот стресс, который мы чаще всего ощущаем как сопротивление и страх перед новым, является как раз сигналом того, что мы заставили наш мозг работать в нужном нам направлении. Старые нейронные связи распадаются, а если есть новая информация, то формируются новые, нужные нам навыки.
Обучаясь процессу эффективного обучения и используя во благо этого те механизмы, которые нам дала природа, мы, возможно, действительно становимся сильнее самих себя прежних именно в том смысле, который подразумевал Фридрих Ницше в своем знаменитом изречении.
Оригинал в facebook автора.
Фото:из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
Как сформировать правильные привычки
«Что будет с моей территорией, когда на нее войдет другой человек?»
«Кто не рискует — рискует больше всех»
Имеем ли мы право на веру в чудо?
— Коуч, психолог
— Коуч, психолог
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии