
Стресс и эффективное обучение
«Что нас не убивает, то делает нас сильнее», — считал Ницше. Однако нейрофизиологи с этим утверждением готовы не только спорить, но и опровергнуть его с научных позиций.
107330 мая 2020
Стресс сильно вредит обучению. А под воздействием постоянного стресса мозг и вовсе может разучиться учиться.
И вот почему. Сильные эмоциональные переживания отрицательного или положительного характера, способствуют выработке адреналина, норадреналина и кортизола. Переизбыток последнего, в частности, сильно вредит таким участкам мозга как амигдала, гиппокамп и неокортекс. Данные зоны мозга как раз ответственны за процессы усвоения новой информации и формирования кратковременной и долговременной памяти, а также за эмоциональное восприятие и осуществление логических операций, в общем всего того, что необходимо нам при обучении и формировании новых навыков.
1У животных так же: они либо учатся, либо волнуются. К примеру, в ходе эксперимента было выяснено, что крысы справлялись с решением задачи в нормальных условиях домашней клетки. Но как только рядом с клеткой появлялась кошка, крысы часто замирали и были не в состоянии учиться. А длительный стресс и вовсе привел к уменьшению объема гиппокампа у всех подопытных грызунов.
В то же время, само по себе обучение уже является определенным стрессом для нас. Ведь мозг, главная задача которого, обеспечить наше выживание, все время, поступая привычным способом, на основе уже имеющихся знаний с этой задачей как-то справлялся. А когда мы приучаем его к новым знаниям и навыкам, он сопротивляется, потому что не знает, выживет ли. Нет гарантий, неизвестность, а значит — стресс.
Но именно такой небольшой стресс как раз и нужен. Благодаря ему срабатывает феномен «посттравматического роста». Это процесс, когда под воздействием гормонов стресса нейронные связи ослабевают и разрушаются, образуя так называемое «свободное поле» для формирования новых нейронных связей, повышающих нашу адаптивность и обучаемость.
Таким образом, обучению вредит сильный и постоянный стресс. Но тот стресс, который мы чаще всего ощущаем как сопротивление и страх перед новым, является как раз сигналом того, что мы заставили наш мозг работать в нужном нам направлении. Старые нейронные связи распадаются, а если есть новая информация, то формируются новые, нужные нам навыки.
Обучаясь процессу эффективного обучения и используя во благо этого те механизмы, которые нам дала природа, мы, возможно, действительно становимся сильнее самих себя прежних именно в том смысле, который подразумевал Фридрих Ницше в своем знаменитом изречении.
Оригинал в facebook автора.
Фото:из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 38 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 183 человека
Самое читаемое
Гороскоп на 16 ноября 2025 года
57515 ноября 2025
Гороскоп на 17 ноября 2025 года
52816 ноября 2025
Гороскоп на 15 ноября 2025 года
48114 ноября 2025
Выбор редакции
Записки о встречах с могиканином
380609 ноября 2025
96607 ноября 2025
Кто прошлое помянет, тому на концерт Олега Митяева
194922 октября 2025
70300746433
Записи автора
Иллюзия уверенности: почему ревность не лечится самовнушением
8920 ноября 2025
Ревность: сигнал тревоги или признак любви?
46210 ноября 2025
Психологический иммунитет: как укрепить его осенью
76707 ноября 2025
«Я знаю, что мне теперь делать: я буду жить дальше...»
61103 ноября 2025
49701 ноября 2025
Распространённые денежные сценарии и их психологический подтекст
46628 октября 2025
Идеализация — плохо или хорошо?
52825 октября 2025
Тень сирени: как завершить гештальт первой любви
47417 октября 2025
— психолог
— депутат Государственной Думы
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске





























Комментарии