Про эмпатию
Наука указывает на нашу способность к эмпатии — то есть, способность к сопереживанию. Однако с самой этой эмпатией тоже не все так просто, ведь явление это субъективное, не увидеть, не измерить его. К тому же, оно практически всегда несет в себе противоречие.
«Ты бы понял меня, будь ты на моем месте!» — слышали такое?
Но возможно ли эмоционально встать на место другого человека? Почувствовать то, что чувствует он?
Наука указывает на нашу способность к эмпатии — то есть, способность к сопереживанию. Однако с самой этой эмпатией тоже не все так просто, ведь явление это субъективное, не увидеть, не измерить его. К тому же, оно практически всегда несет в себе противоречие.
1К примеру, ваш друг/подруга плачется вам в жилетку — его/ее бросили, разлюбили, отвергли. И вы, конечно же, пытаетесь поддержать, найти какие-то правильные слова, всецело становясь на сторону пострадавшего.
Но при этом ваш мозг все равно будет искать причину, которая, как ему кажется, явилась результатом разрыва: «давал бы ей больше свободы, не выносила бы так часто мозг, и так далее». Даже не говоря вслух подобные версии, мы все равно будем видеть какой-то недостаток со стороны «принимаемого» и «одобряемого» нами друга. Получается, что чему-то мы сочувствуем, а чему-то — нет. Какие-то чувства другого человека достойны нашего сопереживания, а каким-то мы сопереживать не можем. То есть эмпатию мы проявляем, но на половину, четверть, треть, две трети… «Так эмпатия ли это?» — возникает резонный вопрос.
Кроме психологов и психотерапевтов ответить на него пытались и нейрофизиологи, обнаружив и исследовав феномен «зеркальных нейронов».
В областях лобных долей головного мозга, отвечающих за реализацию двигательных функций, в теменной доле большого мозга, а также в поясной извилине, ответственной за чувства и эмоции, есть участки нейронов, запускающие целостные акты поведения, они активизируются тогда, когда человек совершает какое-то действие, а также тогда, когда просто видит или представляет то, как это действие совершают другие. Были проведены сотни экспериментов, подтверждающих, что с помощью данных нейронов мы можем «отзеркалить» внутри себя не только действия, но и чувства и ощущения другого человека. А значит, некая способность сопереживать даже на физиологическом уровне действительно есть в большинстве из нас. И это очень ценная способность, дающая возможность понимать и интерпретировать намерения другого человека, а также имитировать и обучаться.
А учились, в том числе и эмпатии, мы все по-разному. Кому-то с учителями повезло, и он рос в комфортной среде, вокруг близких людей, активно выражающих свои чувства и эмоции, кому-то — не очень.
А потому, сказать в какой мере эмпатичен каждый из нас и есть ли эмпатия в чистом виде, действительно, сложно. Ведь данный феномен соединяет в себе и физиологические, и социальные факторы, за многие из которых мы просто не в ответе.
По этой же причине, встать на место другого человека мы не сможем. Само это «место» и ему и нам будет видится по-разному. Однако в сфере нашего влияния стремиться к эмпатии, сопереживать так, как мы это умеем, а также ценить и принимать подобные попытки со стороны других людей.
2
Оригинал в facebook автора.
Фото:из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
Как сформировать правильные привычки
«Что будет с моей территорией, когда на нее войдет другой человек?»
«Кто не рискует — рискует больше всех»
Имеем ли мы право на веру в чудо?
— Психолог
— Психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии