Свет! Камера! Мотор! Начали!..

«В 1995-м, в первом журнальном выпуске «Омска театрального», у тебя было эссе, связанное с малой востребованностью омских актёров в кино. Перечитай, а? За четверть века многое изменилось!..»

3741108 января 2021
Свет! Камера! Мотор! Начали!..

От редакции: Этот материал, автор которого наш давний друг и автор Сергей Денисенко, был напечатан в сентябре минувшего года в журнале «Омск театральный» (издатель и учредитель – Министерство культуры Омской области). Мы перелистали этот журнал только недавно (его подарил нам один из омских актёров; тираж у «Омска театрального», увы, всего 300 экземпляров, и он весь «разошёлся по театрам»). И мы увидели этот по-новогоднему праздничный и эксклюзивный ФОТОматериал, и поняли, что это должны увидеть все омичи! И порадоваться за наших! (Только предупреждаем заранее: фотографий будет много, но скучно вам – не будет). И – чтобы всё по закону: материал публикуется с радостного согласия редактора журнала «Омск театральный» Лидии Трубициной и улыбчивого «да» автора материала – Сергея Денисенко. Итак: Свет! Камера! Мотор! Начали!..

____________________________________________


…Скорее всего, это будут тезисы. Поскольку начал думать о материале ещё в апреле 2020-го, – всё логично: апрельские тезисы, однако!..

…Заседание Секции театральных критиков. Обсуждаем будущий юбилейный номер журнала. И вдруг говорит мне редактор Лидия Трубицина: «Серёжа, в 1995-м, в первом журнальном выпуске «Омска театрального», у тебя было эссе, связанное с малой востребованностью омских актёров в кино. Перечитай, а? За четверть века многое изменилось! Вдруг захочется ещё раз к этой теме прикоснуться?..»

…Нашёл в своих домашних архивах тот самый журнал (в котором на лицевой странице обложки – Юра Ицков). Раскрыл страницы со своим эссе. Улыбнулся почти пророческому заголовку: «До востребования…». Улыбнулся совпадению юбилейному: тот материал был написан в год 100-летия кинематографа, а вот нынешний рождается – уже в год его 125-летия. Улыбнулся грустному «тезису», которым моё эссе начиналось: «…Какая-то тихая провинциальная грусть накатывает на тебя: что же это прославленный театральный Омск вот уже в течение столетия обитает, по сути, в стороне от столбовой дороги кинематографа?». И после слов этих, конечно же, улыбнулся-порадовался уже по другому поводу: как всё-таки много актёров-омичей за четверть века появилось на той самой «столбовой дороге»!..

Ну а потом дальше перечитывал. Уже без улыбки. «Ратовать за «вливание» в кино мощнейших театральных сил города Омска означает, в принципе, расставание со многими актёрами. Исключений почти не бывает. Вхождение любого театрального актёра из провинции в кинематографический процесс кончается в итоге одним: переездом в Москву или Питер на постоянное местожительство». Ну, тут я слегка ошибся. Это раньше так «кончалось». Уже давно так не кончается, а, наоборот, именно с этого и начинается: сначала – туда. А обратно – уже нет. Исключения – крайне редки.

…А вот в этом тезисе-абзаце мог бы быть (страниц на десять) мой монолог – это после того, когда я узнал, что выпуск журнала по COVID'овским причинам переносится на… но, правда, сие всё равно произойдёт в нынешнем году, в 2020-м. А в голове вновь забрезжило уже чуть ли не позабытое: как же к теме-то снова прикоснуться, да чтобы всем интересно было?

…Сижу у компьютера, новости просматриваю. Вдруг из соседней комнаты, где жена какой-то фильм по телевизору смотрит: «Серёжа, быстрей, Коля Чиндяйкин появился!..» Бегу, смотрю, улыбаюсь… И вдруг осознаю: так ведь эти призывы я уже из года в год слышу, да в разных вариациях: «Быстрей, там Юра Ицков», «Быстрей, там Дима Лебедев», «Быстрей, там Настя Светлова», «Быстрей, там Кристина Бродская», «Быстрей, там Валера Скорокосов» – и т.д, и т.д. На другой день обзваниваю нескольких друзей-омичей (естественно, театралов) и спрашиваю: мол, а у вас дома подобные «крики» раздаются или нет? Все ответы – как под копирку: «Да буквально каждый день!..» И я понимаю, что близок к тому самому новому прикосновению к теме. И что мои «апрельские тезисы» должны быть просто неким сопровождением к большому фото-кино-ряду из снимков, которые мне пришлют… ну конечно же, сами киноактёры-омичи-друзья! И сознаю при этом, во что я сам себя «втравливаю», ибо пророчески предвижу, сколько проблем возникнет (да с теми же подписями к снимкам, которые я получу).

…Письма отправились по двум десяткам адресов. Текст гласил (привожу вариант для актёров-мужчин; для женщин, понятно, были вариации текстов):

«…Сколько лет, сколько зим! Сильно не напрягу, но очень хочу, чтобы ты откликнулся. Начинается работа над новым номером известного тебе журнала «Омск театральный». И есть уже утверждённая редколлегией задумка: условно – из цикла «НАШИ (омские!) – В КИНО». Многого не прошу: 3-4-5 фото (это чтобы «на выбор») из фильмов, где ты снимался. Желательно – эксклюзивные фото (например, с киносъёмок). Ну и – кратенько про выбранные тобою фото: фильм, год, режиссёр, актёры на снимке, имя твоего персонажа. Не сильно напряг? (Я, сам понимаешь, подобным письмом ещё не одного омича напрягу). Заранее – спасибо! Жду!»

1

…Письма-ответы в отдельный файлик складывал. Фрагменты некоторых из них:

«…Очень интересная идея. Сделаю подборку обязательно»;

«Привет, Сергей, конечно, пришлю! Привет любимому городу Омску!»;

«Серёжа, охотно займусь этим делом. Тем более, благодаря «обстоятельствам», взялся за разборку и упорядочивание архива. А вам там, я смотрю, неймётся – работаете не покладая. Привет Омску, коллегам!;

«…Я понял! Поищу – что тут есть у меня!»;

«…Задачу понял, фото обязательно отправлю! Надеюсь, у вас там в Омске всё хорошо, все живы и здоровы! Всем огромный привет!»;

«…Сергей! Доброго здоровья. Посмотрю на днях и вышлю! Омску поклон!»…

1814 (Восемнадцать-четырнадцать), 2007 год, реж. Андрес Пуустусмаа. Алексей Гуськов, Наталия Суркова и Юрий Ицков (граф Аракчеев)

…Перечитываю заново, из эссе 1995-го: «У талантливого актёра должна быть слава. И никто меня в этом не переубедит, пусть даже с помощью классического «Неси свой крест – и веруй». Кино может способствовать этой славе, становясь для провинциального театрального актёра воздаянием за его подвижническую судьбу. Слава в пределах Омска – это замечательно. Но бывает, что «город становится тесным». Наш город, по праву гордящийся своими блистательными театральными актёрами, имеет в очень развитой степени это свойство – становиться тесным… Вспомним: воздаянием за трудную судьбу стало Вацлаву Яновичу Дворжецкому именно кино; более ста киноролей за четверть века. А первый фильм – в возрасте 56 лет».

Александр. Невская битва, 2008 год, реж. Игорь Калёнов. Сергей Лысов (справа) в роли воеводы Миши

2

…И получилось так, что в (на всю катушку) коронавирусном апреле и далее я был счастлив. Я получал фотографии от омичей-киноактёров, мы переписывались, мы перезванивались, и медленно, но «целенаправленно», выстраивался тот самый фото-киноряд с уточнёнными подписями к снимкам (уточняемыми не один раз, и порой бывало – только лишь благодаря Интернету). Ах, эти неисповедимые востребованные киноактёры!)…

Бандитский Петербург (4, 5, 6), 2003 год, реж. Андрей Бенкендорф, Владислав Фурман.  Сергей Лысов (полковник Тихорецкий)

…Главное в моём материале (и вы это уже поняли) – фотографии, которые прислали сами актёры. Комментировать их нет необходимости, они подписаны достаточно подробно. Просто посмотрите, просто порадуйтесь за «наших», просто поразмышляйте на досуге: об Омске, о «столицах», о театре и кино, о наших, ставших «не нашими»… А в помощь к размышлизмам – давние строки основателя газеты «Омск театральный» Марка Мудрика: «Трудно назвать омича (кроме нескольких спортсменов и политиков), который обрёл бы всероссийское имя, живя в родном городе… Стало едва ли не обязательным условием: состояться, получить признание можно, лишь уехав в Москву, в Питер, и чем раньше – тем лучше»…

БОГИНИ ПРАВОСУДИЯ, 2010 год, реж. Юлия Панкосьянова. Виктор Логинов и Сергей Олексяк (в роли Овчинникова)

…Я отправил письма «нашим» всего лишь по двум десяткам адресов (а из актёров-киноактёров, ныне работающих в Омске, выбрал Серёжу Зубенко из ТЮЗа). При этом понимая, сколь необъятной стала тема «Омск и кинематограф» за многие и многие годы. Уже необъятная тема… Получил письмо от Юрия Кузнецова: «Сергей, спасибо!.. Не хвалюсь, но трудно выбрать из 140 фильмов, в которых я снялся, самое-самое. И вот какая идея: если у тебя возникнет интерес, желание, время, – можно что-то придумать о моих приключениях киношных, ведь они начинались с дорогого Омска. Дождёмся чистых дней и подумаем. Привет Омску и коллегам. Ваш Кузнецов»… Я не знаю, что ответить Юрию (но знаю при этом, что о «приключениях киношных» готовы и хотят рассказать почти все из «наших»). Может, когда-нибудь Омск сподобится (ну когда-то ж деньги всё равно будут!) на создание книги об омских актёрах, ставших неотъемлемой частью отечественного кинематографа? А сколько журналистов подключится к этому! И как всё может здорово получиться!.. Впрочем, это на два-три-четыре тома потянет (и не важно – в ста фильмах снялся актёр, или лишь появился в нескольких): начиная с первого омского киноактёра Кирилла Зашибина – и далее, далее, вот, навскидку, из «драмовцев»: Вацлав и Владислав Дворжецкие, Виктор Мальчевский, Евгений Смирнов, Вадим Лобанов, Валерий Алексеев, Моисей Василиади, Ножери и Сергей Чонишвили, Надежда Живодёрова, Сергей Волков, Михаил Окунев, Иван Щёголев, Владимир Майзингер, Игорь Балалаев, Владислав Резник, Давид Бродский… Это я только-только начал перечислять…

БРАТ, 1997 год, реж. Алексей Балабанов. Сергей Бодров-мл. и Юрий Кузнецов (Гофман, «немец»)

…Давайте уже гордиться альянсом Омска и Кинематографа! А? Или у нас всегда всё будет по-провинциальному?.. Вспомнились неожиданно строчки из стихотворения омской поэтессы Ирины Четверговой: «Провинция? А ты скажи: «Прованс»!..» (ну, понятно, «provence» это тоже провинция, но только по-французски). Предполагаю, что слово «провинциальный» становится убогим вместе с «измом»: провинциалИЗМ. Именно это страшно.

БУМАЖНЫЙ СОЛДАТ, 2008 год, реж. Алексей Герман-мл. Чулпан Хаматова, Мераб Нинидзе и Анастасия Шевелёва (Вера)

…Ну, всё! Не буду лишать себя радости: включить сейчас телевизор и через несколько секунд «листания» телеканалов, увидев на экране «нашего, омского», – заорать на всю квартиру: «Быстрей, там Коля!..»

…Предпоследний тезис (в конце концов, пора уже снова на фотки посмотреть!). Снова – из эссе 1995-го: «Всё дело – в кинематографической востребованности провинциальных актёров. И в том, как бы «вхождение» в кино совместить с «сохранностью» актёров на земле омской»… Впору песенку известную запеть (и зрителям, и актёрам): «Думайте сами, решайте сами: иметь или не иметь?»… А ещё я извиняюсь перед теми актёрами-«киношниками», кто не упомянут мною в тексте и чьих фотографий нет в сегодняшнем фотоколлаже. Всё ещё впереди!

3

Вертинский, 2019 год, реж. Авдотья Смирнова. Константин Плотников, Сергей Шоколов (вор, сокамерник Вертинского) и Сергей Стукалов

…Люблю «закольцовывать» начало и финал. Вот именно так сейчас и сделаю. Начали мы с заголовочных строк: «СВЕТ! КАМЕРА! МОТОР! НАЧАЛИ!..». Настал момент продолжать подавать команду актёрам – любимым, омским: «ТИХО! СЪЁМКА!.. ВНИМАНИЕ! ПРИГОТОВИЛИСЬ!..»

 

Дело чести, 2011 год.
Режиссёр фильма Олег Ларин и Кристина Бродская (роль Кристины Корнеевой)

Детский сад, 1983 год, реж. Евгений Евтушенко.
Сергей Зубенко (роль Жениха) и Татьяна Гончарова

Дмитрий Дюжев, Николай Чиндяйкин и Станислав Любшин

Дубровский, 2014 год, реж. Александр Вартанов, Кирилл Михановский.
Валерий Скорокосов (Савельев)

ЕРАЛАШ («Экипаж»), 2007 год, реж. Илья Белостоцкий.
Людмила Аринина и Сергей Олексяк

Жить сначала (История зечки), 2009 год, реж. Виктор Бутурлин.
Анастасия Светлова (Валивольтраут Шлеггер фон Нейштадт /Валя/)

Жить сначала (История зечки), 2009 год, реж. Виктор Бутурлин.
Светлана Бакулина и Сергей Лысов (роль Льва Александровича)

Земский доктор. Возвращение, 2013 год, реж. Александр Павловский.
Анастасия Светлова (продавщица Катя)

Золото, 2019 год, реж. Александр Касаткин
Эльмира Погосян, Евгений Дятлов и Анастасия Светлова (роль адвоката)

Ивановы (Ивановы-3), 2019 год, реж. Андрей Элинсон.
Михаил Трухин, Анна Уколова, Юрий Ицков (роль отца Алексея) и Алексей Лукин

Инспектор Купер, 2012 год, реж. Душан Глигоров, Антон Косков, Олег Ларин, Иван Петров.
Олег Чернов (Алексей Куприянов /Купер/)

Ключ Саламандры, 2011 год, реж. Александр Якимчук.
Олег Чернов (Тихий) и чемпион мира по боевому самбо и боям ММА Фёдор Емельяненко (сыграл в фильме бойца спецназа)

Купчино, 2018 год, реж. Максим Бриус.
Алексей Кравченко и Дмитрий Лебедев (роль подполковника милиции Жукова)

Любовь на сене, 2009 год, реж. Александр Сайдоха, Валерий Чиков.
Владислав Галкин, Евгений Сологалов (роль Саньки Большакова) и Алексей Меторин

Мент в законе-5, 2012 год.
Режиссёр Евгений Сологалов и Валерий Скорокосов (роль Павла Петровича)

Мент в законе-7, 2013 год, реж. Евгений Сологалов, Дмитрий Матов.
Е. Сологалов (Сергей Борзый) 

Ментовские войны-5, 2010 год, реж. Алексей Богданов, Алан Дзоциев.
Андрей Кузнецов, Александр Устюгов (подполковник Шилов) и Дмитрий Лебедев (генерал милиции Донченко)

Морские дьяволы. Судьбы (Выживший), 2009 год, реж. Андрей Балашов, Александр Карпиловский, Александр Картохин, Марина Любакова.
Олег Чернов (в роли Ивана Булатова /Бати/)

Находка, 2015, реж. Виктор Демент.
Анастасия Шевелёва (Ольга Васильевна)

Не всерьёз, 2018 год, реж. Михаил Милькис.
Агриппина Соколова, Валерий Скорокосов (роль психолога) и Тимофей Трибунцев

Не родись красивой, 2006 год, реж. Станислав Назиров.
Раиса Рязанова и Сергей Олексяк (роль Шурика)

Ненастье, 2018 год, реж. Сергей Урсуляк.
Андрей Дерюгин и Сергей Зубенко (начальник городской милиции Свиягин)

Николай Чиндяйкин и Кирилл Кяро

Осколки-2, 2019 год, реж. Владимир Нахабцев-мл.
Ольга Кирсанова-Миропольская и Сергей Шоколов (роль следователя)

Охота на певицу, 2020 год, реж. Александр Касаткин.
Сергей Шоколов (немецкий военнопленный Бруно)

Петербург. Любовь. До востребования, 2018 год, реж. Дмитрий Светозаров.
Юлия Пересильд и Юрий Кузнецов (дедушка Светланы)

Последняя статья журналиста, 2017 год, реж. Евгений Сологалов, Виктор Татарский, Арменак Назикян.
Дмитрий Лебедев (губернатор Игрушин)

Раскол, 2011 год, реж. Николай Досталь.
Валерий Скорокосов (Павел Коломенский, епископ)

Роль, 2013 год, реж. Константин Лопушанский.
Анастасия Шевелёва (Ольга)

Рубеж, 2017 год, реж. Дмитрий Тюрин.
На съёмках видеоклипа к заглавной песне саундтрека фильма: продюсеры Георгий Рюмин, Рафаел Минасбекян, Кристина Бродская (роль Лизы), Леонид Агутин и Энди Морахан (режиссёр видеоклипа)

Сплит, 2011 год, реж. Влад Ланне, Борис Бирман, Константин Мурзенко.
Виталий Салтыков и Кристина Бродская (роль Лии Розановой)

Тихий Дон, 2015 год
Сергей Зубенко (роль сотника) и режиссёр Сергей Урсуляк

Три дня до весны, 2017 год, реж. Александр Касаткин.
Кирилл Плетнёв и Юрий Ицков (Савинов)

Царь, 2009 год, реж. Павел Лунгин.
Пётр Мамонов, Юрий Кузнецов (Малюта Скуратов) и Олег Янковский

Юрий Стоянов, Сергей Чонишвили, Николай Чиндяйкин и Евгения Добровольская


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

1344104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 149 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 126 человек



























Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Наталья Захарцева (Резная Свирель)

— Поэтесса


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

Светские хроники

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

«Вы нескромны», - пожурила Ирина Лапшина Валерия Перминова, который 27 ноября устроил в Концертном зале «Мегаквартирник». Но тут же прибавила: «Дай бог каждому юбиляру Омской филармонии так отмечать свой юбилей!»

1701129 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Кредо

Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Как известно, человек — кузнец своего счастья. 31-летний Серик тоже «кует» свою жизнь без устали, только не руками, а ногами. Рук у него нет с рождения, по этой причине от него еще в роддоме отказались родители. Зато ногами он умеет прекрасно писать, рисовать и играть в футбол. Из интернатов в мир обычных людей Серик попал, когда ему было уже за двадцать, образование — ноль классов. Однако сейчас талантливый и целеустремленный самоучка учится в колледже.

27241021 ноября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

5724310 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

7331106 сентября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх