Скрипач не нужен?

Вначале своей лекции театральный критик Антон Алексеев спросил, есть ли среди присутствующих актёры. Оказалось, что его слушает чуть ли не половина труппы «Пятого». «Вам будет неприятно», — предупредил он и объяснил, что начнёт рассказывать о театре, в котором актёр... не нужен.

164909 февраля 2021
Скрипач не нужен?

«Пятый театр» начал готовить театральную общественность Омска к новым проектам экспериментальной сцены «Пространство 25». Сразу после премьеры перформанса «Это мы|Это вы» состоялась публичная лекция театроведа и театрального критика Антона Алексеева о современном театре.

Сама лекция стала своеобразным перформансом, поскольку то, что мы обычно называем презентацией, не только иллюстрировало рассказ лектора, но и провоцировало слушателей на эмоции (см. фото).

1

Вначале Антон спросил, есть ли среди присутствующих актёры. Оказалось, что его слушает чуть ли не половина труппы «Пятого». «Вам будет неприятно», — предупредил он и объяснил, что начнёт рассказывать о театре, в котором актёр... не нужен.

Сегодня «театр — это то, что само себя так называет», — заявил Антон. То, о чём он рассказывал, иллюстрировало этот тезис. Новые проекты рушат «четвёртую стену» между актёром и зрителем, делают зрителя действующим лицом и, порой, обходятся вовсе без участия актёра.

Театралы более-менее наслышаны о международном проекте «Rimini Protokoll», петербургском «Театр post», московском «Мобильном художественном театре», «Стопроцентном Воронеже», (а кому-то, возможно, повезло в них поучаствовать). Антон не только напомнил о них, но и рассказал, что бывают спектакли для одного зрителя, «квартирники», даже театр по телефону, QR-коду или в социальных сетях.

Например, молодой режиссёр Артём Томилов (он, кстати, тоже примет участие в работе «Пространства 25») на своей странице в Facebook сделал фейковый репост «сообщения» журнала «Собака.ру» о том, что «концептмейкер Томилов» назначен главным режиссёром Александринского театра. И поскольку сообщение имело вид вполне достоверный, то аудитория включилась в его комментирование. Это длилось ровно до тех пор, пока Томилов не сообщил, что «написал заявление и покидает пост по собственному желанию». Игра окончилась, но ведь пока она шла, Томилов играл роль главрежа, комментаторы — поклонников или противников назначения, читатели поста и комментариев стали зрителями этого спектакля.

Но если до недавнего времени такие проекты существовали автономно, то сейчас их включают в свою работу репертуарные театры. И «Пятый» бодро идёт в русле этой тенденции.

Пожалуй, самый важный вопрос задал лектору главный режиссёр «Пятого» Максим Кальсин: почему, по его мнению, театр пошёл по такому пути? Нет ли в этом коммерческого интереса? «Безусловно, есть», — ответил Антон. Ведь сегодня театр конкурирует за аудиторию с сериалами Netflix, геймерским опытом, самовыражением в соцсетях, а значит, должен предложить новой аудитории новые способы познания мира. Эту задачу и стремится решить «партиципаторное» — вовлекающее — искусство.

Так что же, теперь скрипач (актёр) не нужен? Нет! «Паратеатральные явления» (термин А. Алексеева) не отменяют всего, что мы давно любим и ценим в театре. Но, предлагая нам необычный опыт сотворчества, делают театр богаче. По крайней мере, хочется на это надеяться.

Как говорится, поживём — увидим!

2

 

Оригинал в Facebook автора. 

Автор:Елена Петрова

Фото:из блога автора

Теги:театр"Пятый театр"эксперимент


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

29 апреля

«Я выбираю крылья!»

«Я выбираю крылья!»

171926 февраля 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 8 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 160 человек

























Блог-пост

Лёля Тарасевич

— Психолог

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Ольга Савельева

— попутчица


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Не на небе — на земле жил Ершов…

Жизнь снимала с него стружку по полной программе. Готовила к встрече со Сказкой Всей Жизни. Отсекала лишнее – уж сказочник, так сказочник. Чтоб все обомлели, ахнули, чтоб до мурашек и глаза на лоб полезли… 6 марта автору «Конька-горбунка» Петру Павловичу Ершову исполнилось 210 лет.

1560206 марта 2025

Стиль жизни

Юный омич стал чемпионом России в самом молодом и зрелищном виде парашютного спорта

Хобби

Юный омич стал чемпионом России в самом молодом и зрелищном виде парашютного спорта

Год спустя после победы на Кубке России восьмилетний Георгий Веселов выиграл и Первенство страны в аэротрубе.

9214110 декабря 2024
Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Story

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Солистке омского кавер-бенда «Oh yeah!» Елене Юминой предлагал помощь в раскрутке трехкратный победитель олимпийских игр Александр Карелин. Ее вокалу аплодировали Владислав Третьяк, Костя Цзю и другие именитые спортсмены. Омичка пела сольно и с группами в Москве, Сочи, Таиланде. А сейчас послушать ее можно на концертных площадках родного города. Наш портал расспросил певицу о ее планах. Но сначала мы уточнили, не жалеет ли она об отказе от раскрутки в столице?

102252208 декабря 2024
Такого джазопада давно не помнят здешние места

Светские хроники

Такого джазопада давно не помнят здешние места

Джаз в исполнении Дениса Мацуева недосягаем, а угроза обрушения рояля почти реальна... Чтобы вечером 2 декабря красавец Steinway не свалился под сокрушительным напором импровизаций, народный артист России периодически проверял подпорку для крышки рояля.

1026504 декабря 2024
С джазом, драйвом, детьми и друзьями

Светские хроники

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

«Вы нескромны», - пожурила Ирина Лапшина Валерия Перминова, который 27 ноября устроил в Концертном зале «Мегаквартирник». Но тут же прибавила: «Дай бог каждому юбиляру Омской филармонии так отмечать свой юбилей!»

10106129 ноября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх