Скрипач не нужен?
Вначале своей лекции театральный критик Антон Алексеев спросил, есть ли среди присутствующих актёры. Оказалось, что его слушает чуть ли не половина труппы «Пятого». «Вам будет неприятно», — предупредил он и объяснил, что начнёт рассказывать о театре, в котором актёр... не нужен.
«Пятый театр» начал готовить театральную общественность Омска к новым проектам экспериментальной сцены «Пространство 25». Сразу после премьеры перформанса «Это мы|Это вы» состоялась публичная лекция театроведа и театрального критика Антона Алексеева о современном театре.
Сама лекция стала своеобразным перформансом, поскольку то, что мы обычно называем презентацией, не только иллюстрировало рассказ лектора, но и провоцировало слушателей на эмоции (см. фото).
1Вначале Антон спросил, есть ли среди присутствующих актёры. Оказалось, что его слушает чуть ли не половина труппы «Пятого». «Вам будет неприятно», — предупредил он и объяснил, что начнёт рассказывать о театре, в котором актёр... не нужен.
Сегодня «театр — это то, что само себя так называет», — заявил Антон. То, о чём он рассказывал, иллюстрировало этот тезис. Новые проекты рушат «четвёртую стену» между актёром и зрителем, делают зрителя действующим лицом и, порой, обходятся вовсе без участия актёра.
Театралы более-менее наслышаны о международном проекте «Rimini Protokoll», петербургском «Театр post», московском «Мобильном художественном театре», «Стопроцентном Воронеже», (а кому-то, возможно, повезло в них поучаствовать). Антон не только напомнил о них, но и рассказал, что бывают спектакли для одного зрителя, «квартирники», даже театр по телефону, QR-коду или в социальных сетях.
Например, молодой режиссёр Артём Томилов (он, кстати, тоже примет участие в работе «Пространства 25») на своей странице в Facebook сделал фейковый репост «сообщения» журнала «Собака.ру» о том, что «концептмейкер Томилов» назначен главным режиссёром Александринского театра. И поскольку сообщение имело вид вполне достоверный, то аудитория включилась в его комментирование. Это длилось ровно до тех пор, пока Томилов не сообщил, что «написал заявление и покидает пост по собственному желанию». Игра окончилась, но ведь пока она шла, Томилов играл роль главрежа, комментаторы — поклонников или противников назначения, читатели поста и комментариев стали зрителями этого спектакля.
Но если до недавнего времени такие проекты существовали автономно, то сейчас их включают в свою работу репертуарные театры. И «Пятый» бодро идёт в русле этой тенденции.
Пожалуй, самый важный вопрос задал лектору главный режиссёр «Пятого» Максим Кальсин: почему, по его мнению, театр пошёл по такому пути? Нет ли в этом коммерческого интереса? «Безусловно, есть», — ответил Антон. Ведь сегодня театр конкурирует за аудиторию с сериалами Netflix, геймерским опытом, самовыражением в соцсетях, а значит, должен предложить новой аудитории новые способы познания мира. Эту задачу и стремится решить «партиципаторное» — вовлекающее — искусство.
Так что же, теперь скрипач (актёр) не нужен? Нет! «Паратеатральные явления» (термин А. Алексеева) не отменяют всего, что мы давно любим и ценим в театре. Но, предлагая нам необычный опыт сотворчества, делают театр богаче. По крайней мере, хочется на это надеяться.
Как говорится, поживём — увидим!
2
Оригинал в Facebook автора.
Фото:из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
На «Багровом острове» нет календаря
«Щелкунчик» в джазе и другие сюрпризы от филармонии
«В самом себе, как змей, таясь...»
Откуда в Сибири испанская страсть?
«Кто любит сказку, тем — сюда!»
— Психолог
— депутат Государственной Думы
— попутчица
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии