Нельзя быть удобной всем
Быть личностью, способной защитить свои границы, — не значит быть плохой. Наоборот. Значит проявить свой характер, обозначить себя.
132408 марта 2021
Я постоянно пишу о том, что я неконфликтная. Мне это важно. Для меня «неконфликтная» равно «хорошая». Потому что внутри меня живет старая установка, что конфликтуют плохие.
При слове «конфликтная» сразу образ рождается сварливой бабуленции, которая жалобы строчит во все инстанции, ссорится со всеми подряд, и никто ее не любит, и ни с кем она не дружит, даже с головой.
1Однажды я слышала, как про меня отозвались фразой: «Да с ней невозможно поссориться!» И я внутренне согласилась: да, невозможно. Для меня это прямо лучший комплимент.
Описывая свою неконфликтность, я в качестве примера постоянно приводила... овощную палатку. Когда мы в Балашихе жили, она около дома стояла. Там овощи и фрукты продавались значительно лучше, чем в магазине. И я предпочитала покупать именно там. Я даже «дружила» с нагловатой продавщицей. Ну как дружила — знала ее историю. Что она переехала сюда с холодного севера, еле тянет одна съём комнатки для себя и ребенка.
Я покупала фрукты и овощи. Сразу много. Продавщица щелкала по калькулятору и говорила сумму. Я не сильна в математике, но понимала, что сумма сильно преувеличена. Мамочки на площадке рассказывали, как однажды одна из них пришла со своим безменом и калькулятором и после того, как продавщица вынесла ей приговор, перевесила всё на своем безмене и пересчитала сумму. Оказалось, что продавщица ей назвала сумму на 145 рублей больше, чем надо. То есть если она всех обвешивала в среднем на сотку, то меня точно — на двести. Я это знала. И по-хорошему тоже могла бы достать безмен, и калькулятор есть в каждом телефоне. Но я забирала свои огурцы, яблоки и помидоры, говорила: «Хорошего дня» и уходила.
Я покупала себе неслучившийся конфликт. Он стоит 145 рублей. Может, больше. Может — меньше. Я ненавижу конфликтовать — поэтому веду себя именно так. А еще, если бы я набралась смелости и сказала ей: «Ну-ка перезавесьте», и продавщица перезавесила бы товар, и я поймала бы её на лжи, то она, может, даже извинилась бы, но я... Я бы больше никогда не ходила бы в эту палатку. Я — шерлок, раскрывший преступление века стоимостью 145 рублей.Мне было бы стыднее, чем ей. Это называется «испанский стыд»: когда вам стыдно не за себя. Поэтому я молчала и уходила.Продавщица улыбалась мне вслед. Мне кажется, она меня любила. Думала: «Какая хорошая, щедрая женщина. И ребенок у нее симпатичный. Не то что у той, которую я не смогла на 145 рублей нагреть».
Я довольно часто рассказывала этот эпизод. Мне казалось, что он наглядно характеризует мою неконфликтность и щедрость. Однажды у меня была сессия с психологом. Она вообще была про другое, и эту тему мы должны были проехать мимо, без остановок. Но как-то случайно заехали в эту овощную палатку из прошлого и забуксовали в ней. Я обмолвилась, что в отношении с деньгами я достаточно щедра и в качестве доказательства описала эту ситуацию. Ну, про продавщицу и обвес, который я заметила, но промолчала. И тут... о боже.
— Подождите — подождите, — останавливает меня психолог. — Эта история точно про щедрость?
— Да. Ну, про неконфликтность.
— А откуда тут вообще конфликт, если все герои истории молчат? Вы знаете, что Вас обманули, но молчите. И она знает, что Вас обманула, и молчит. Вы обе это знаете, но делаете вид, что не знаете. Да тут мхатовские страсти!
2— Ну... я... мне неловко сказать правду.
— Неловко... Это очень милое слово. Подходит знаете куда... Ну, например, если Вы жонглер, а все мячики, которыми Вы жонглировали, упали прямо один за одним, на глазах у зрителей. Вот это неловко. А разве своё мнение выражать неловко?
— Я ненавижу конфликты.
— Почему сразу конфликты? Вы же ни на кого не наезжаете. Не кусаете. Вы просто показываете, что Вы достаточно умны, чтобы заметить, что вот тут она перешла Ваши границы. Если Вам наступят на ногу, Вы же скажете об этом наступившему человеку? Или человек так и будет стоять на Вашей ноге?
— Скажу.
— Ну вот. А тут почему не говорите?
— Я боюсь сказать свое мнение «наступившей» на меня продавщице, потому что я в ее глазах перестану быть щедрой, неконфликтной, хорошей.
— Серьезно? Вы считаете, что Вы именно такой были в ее глазах?
— Да. Я ухожу, а она думает про меня, что...
— Оль, когда Вы уходите, она думает про себя. Не про Вас. Про себя! Она думает, как она эту глупую женщину смогла удачно обмануть. Вот что она думает.
3— Ну...
— Щедрость, Оль, это если она Вас обслужила, а Вы настолько довольны, что говорите: «Спасибо вам, Тамара. Вы просто молодец. Вот вам 145 рублей чаевых за то, что вы продавец от Бога». А то, что у Вас, Оль, это воровство. Она берет у Вас из кармана деньги, Вы видите это, но отворачиваетесь, чтобы не смущать ее разоблачением. По ее меркам это ближе к глупости, чем к щедрости.
— Правда?
— Вы думаете, что обозначить свои границы — это равно пойти на конфликт. Но это не так. Всё наоборот. Это показать, что Вы — личность, что у вас есть характер, голос и права. Личность имеет право, например, самой решать, кому помогать, кому нет. Это Вы решаете, как и на что потратите свои 145 рублей — на яблоки для детей или на чаевые для продавщицы. Вы решаете, а не за вас. Ловите разницу?
— Поймала. То есть я купила себе не неслучившийся конфликт, я купила себе иллюзию щедрости, за которой стоит на самом деле неуважение ко мне. Я позволяю не уважать себя другим...
— Как думаете, почему?
— Потому что я сама себя не уважаю... — вздыхаю я.
— Где Вы тут, Оль? Как себя чувствуете?..
— Больно.
— Почему больно?
— Я ёжик. Но не люблю колоться иголками, я прячу их обычно, но получается, что без них никак.
4— Оль, Вы видели ежика без иголок? Он беззащитен. Чтобы защитить себя, он может только свернуться калачиком и в случае опасности умереть от сердечного приступа. А Вы не можете себе позволить такое поведение, тем более, что иголки — это базовая комплектация, они в вас точно есть.
— Надо мне учиться быть ёжиком.
— Это да, но быть ёжиком — это вовсе не значит быть агрессивным, кидаться и колоть всех подряд. Не надо учиться быть бешеным ёжиком. Ёжик — он добрый. Он колется, только если на него нападает другой зверь. Это защита — иголки. Они говорят: «Ээээ, не на того напал». А когда всё хорошо, и ёжик по травке бежит, его даже погладить можно.
— Я ежик иголками внутрь.
— Метафора хорошая. Внутрь — это больно. Где тут Оля?
— Оля тут плачет, свернувшись калачиком. Оля, выходит, никакая не щедрая. Оля, выходит, дура, да?
— Да бросьте. Оля, выходит, честная с самой собой. Это дорогого стоит. Правда. Оля проявляется, как черно-белая фотография в проявителе, становится чётче, понятнее самой себе. Познакомьтесь. Это ёжик Оля.
— Значит, это моя бессознательная стратегия — «быть для всех хорошей» — на самом деле проигрышная? И выигрышной никогда не была? А я так гордилась, что меня все любят. Даже самые сложные люди, типа этой продавщицы.
— А зачем Вам расположение этой продавщицы? Ну ведь это не совсем порядочный человек, как мы выяснили. Она использовала вас в своих целях. Зачем Вам ее лояльность. Разве это авторитетный для Вас человек?
Я качаю головой.
— А зачем тогда? Оль, эти деньги — Ваши. Они вам даны, вами заработаны. И ваша ответственность, как вы ими распорядитесь.
— Мне почему-то не хочется в её глазах выглядеть нищебродом...
— Нищеброд... Какое интересное слово. Образовано от «нищий» и «бродяга», наверное. Оль, про что это? Почему вы рядом с этими словами прописали себя?
— Про страх быть неуспешной? Вдруг кто-то узнает, что я живая, и у меня бывают проблемы с деньгами? И я шлифую их показной своей щедростью, а потом переживаю, и злюсь на себя, и колю себя своими же иголками внутри. И чтобы не было больно от своих же иголок, придумываю версию про покупку вместе с килограммом огурцов неслучившегося скандала...
Звенит будильник на моем телефоне. Сессия подходит к концу.
— С чем уходите, Ольга?
— С внезапно обнаруженными иголками внутри себя. Я постараюсь себя вывернуть иголками во вне.
— Постепенно. Не внезапно. Аккуратно. Пока просто наблюдайте, смотрите, где больно, где комфортно. Мотайте на ус. У ежей есть усы?
— Не знаю. У моего будут...
— Отлично. Что важное уносите с собой, усатый ёжик? Прозрения, инсайты...
— Быть личностью, способной защитить свои границы, — не значит быть плохой. Наоборот. Значит проявить свой характер, обозначить себя. Кому-то рядом это будет некомфортно, но в целом, нельзя быть удобной всем. Попробую для начала самой себе быть удобной.
— Знаете, Ольга, вы самый классный ёжик в моей практике. Ежик, который учится включать колючки...
— Спасибо. Колючки — они у меня как поворотники в машине, включаются в случае маневра. Когда мне нужно, чтоб меня заметили и убрали ногу с моей ноги, я буду говорить: «Эй, уважаемый! Я есть!»
— Круто. «Я ЕСТЬ» — звучит как тост.
— Ага. Так выпьем же за 145 рублей...
P.S. Это очень личное, и писать такое непросто. Но я буду верить, что кому-то в зеркале этого поста будет полезно прочесть что-то важное про себя.
Фотка прям подходит. Не готова пока посмотреть в глаза))
Оригинал в Facebook автора.
Фото:Из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
106863790
Записи автора
4822 ноября 2024
Иркутску мы понравились, как и он нам
28808 ноября 2024
28007 ноября 2024
Мои правила проживания стресса
28205 ноября 2024
Моя зарплата. Такой ни у кого нет
26902 ноября 2024
48113 октября 2024
38311 октября 2024
51414 сентября 2024
— попутчица
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии