Комикс про «Войцека»
В омском театре «Студия Л. Ермолаевой» — премьера, спектакль «Войцек».
1475112 апреля 2021
Зал пока не полон, что объясняется, видимо, малоизвестностью названия и автора пьесы, а на «кота в мешке» рядовой зритель не рвётся. А автор-то любопытный!
Георг Бюхнер, немецкий поэт и драматург, умер в 1837 году от тифа, не дожив и до 25 лет. Впрочем, современникам он, потомственный врач, был больше известен как автор учебника сравнительной анатомии и политический активист, провозгласивший: «Мир — хижинам, война — дворцам». Только в конце 19 века читающую публику привлекло издание его произведений с биографией автора, а вот в 20-м веке, особенно после Первой мировой, его произведения получили всеевропейскую популярность. Оказалось, что Бюхнер предвосхитил многое, что случилось в 20-м веке. В том же «Войцеке», например, главный герой, бесправный солдатик, становится объектом медицинских экспериментов. Такими объектами в фашистской Германии, как известно, были узники концлагерей...
1Неоконченная пьеса «Войцек» и стала самым популярным произведением Бюхнера. Её не только ставят в театрах по всему миру, но и экранизируют (самый известный — фильм Вернера Херцога), есть даже опера и мюзикл.
Так почему бы в 21-м веке не быть комиксу? Тем более, что сюжет пьесы архетипичен и укладывается в три фразы: Он её любил. Она ему изменила. Он её убил. Да-да, «Кармен» и всё такое. Да, «маленький человек», да, бунтует, да силы его бунта хватает только на уничтожение самого близкого и дорогого, а не тех, кто считает его ничтожеством...
В общем, простоту фабулы создатели омского спектакля решили преодолеть затейливостью формы, предложив эстетику комикса (режиссёр — Виталий Романов). Во вселенную «Войцека» зритель попадает уже в фойе: здесь представлена серия графических работ художника спектакля Рустама Назирова — его интерпретация основных тем пьесы. На сцене же — обычный для этого театра граничащий с нищетой минимализм: два белых экрана, а между ними - небольшой подиум. За счёт световых эффектов, в основном, кислотных цветов мы видим, что происходит со скрывшимися за экранами персонажами. То есть значимые сцены спектакля зритель видит на экране как кинокомикс. Да и герои спектакля очень смахивают на героев комиксов: костюмы, пластика преувеличенно-выразительны. Танцевальные сцены под рок-композиции — особое удовольствие!
На офицерах — мундиры с погонами шире плеч, галунами и сверкающей оторочкой. Вот тамбурмажор (попросту — полковой барабанщик), соперник Войцека (Александр Тихонов): в белом мундире а ля гусарский доломан и красных революционных галифе при первом появлении среди местных дам уверенно демонстрирует умение управлять своим жезлом, символом Фрейд знает чего. А вот хозяин балагана (Евгений Сизов) — то ли добрый клоун, то ли Джокер, то ли отвязный циник, то ли недолюбленный ребёнок (на мой взгляд, самая удачная актёрская работа в этом спектакле). Или Доктор (Татьяна Жалнова): Войцек для неё не человек, а материал для эксперимента, да и сама она, как положено в комиксе — карикатура на учёного-злодея; ярко-красные туфли на шпильках — и символ доминирования, и орудие наказания, если материал нарушает условия эксперимента. Но при первой же попытке Войцека бунтовать с неё слетает вся карикатурность и остаётся одинокое достойное жалости существо...
Войцек же (Дмитрий Жалнов) жалок изначально. С втянутой в плечи головой он и с начальством разговаривает, и с любимой женщиной, и с другом. Его покорность судьбе, кажется, не знает границ. Этакий юродивый. Поэтому не вполне убеждает его бунт, не заметно, как копится ярость. Был такой всем поддакивающий милаха, и вдруг... Тем более, что нож у него появляется в момент, когда он пытается согреть Марию и никакой агрессии не проявляет.
Происходит это после покаянного монолога Марии (Полина Романова). Пожалуй, этот монолог — самая сильная сцена спектакля. Мария — единственный выпадающий из эстетики комикса персонаж, и это, кажется, не прокол, а сознательное решение постановщика. Она — настоящее, а не выдуманное существо, над ней нет земного суда. Судья ей — только она сама и Господь. Здесь — прямая параллель с раскаявшейся и прощённой Марией Магдалиной.
Но было ли у Войцека право вершить земной суд? Или он Марию от этого суда освобождает? Вот на эти-то ключевые вопросы спектакль ответа, увы, не даёт. Финал решён красиво: это танец освобождения Войцека от покорности. Правда, к сожалению, зритель не может воспринять его в полной мере из-за того, что пластический рисунок теряется на фоне тёмного задника, здесь бы постановщикам ещё со светом поработать. Может быть, тогда и будет понятно, оправдывают ли героя создатели спектакля или осуждают? Радуются высвобождению сокрушительной энергии или предупреждают об опасности?..
Оригинал в Facebook автора.
Фото:Городской драматический театр "Студия" Л.Ермолаевой
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
82016 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
788921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
72918 ноября 2024
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
17022 ноября 2024
Чёрная клоунада о юных бандитах
18821 ноября 2024
23220 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей
37318 ноября 2024
45415 ноября 2024
46414 ноября 2024
«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»
55013 ноября 2024
Достоевский: сейчас или всегда?
41112 ноября 2024
— депутат Государственной Думы
— попутчица
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии