Елена Псарева: «Я причащаюсь к жизни…»

В Омском академическом театре драмы, который стал её судьбой, она прослужила верой и правдой полвека…

100-летию со дня рождения легендарной актрисы Елены Псаревой /16.05.1921-28.04.2004/ посвящается…

419815 мая 2021
Елена Псарева: «Я причащаюсь к жизни…»

…Режиссёр Артур Хайкин в книге «История в лицах» написал о ней: «Терпеть не может шумиху, юбилеи, статьи, интервью – про себя. И остальную “чепуху”»… С улыбкой подумалось: увидела бы сейчас Елена Ивановна этот мой материал на сайте «ВОмске», – всенепременно бы позвонила и сказала укоризненно-испуганно: «Серёжечка, ты чего натворил-то!?» (именно так она порой говорила, когда я упоминал её в тех или иных газетно-журнальных публикациях). И ответил бы я ей: «Да ничего я не натворил, дорогая Елена Ивановна. Просто с юбилеем решил поздравить…»

…Начинаю перечислять её регалии — дух захватывает: бывшая студентка Новокузнецкого металлургического института (ну разве не «регалия»!?), народная артистка России, лауреат Государственной премии имени Станиславского, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат областного театрального конкурса-фестиваля в номинации «Легенда омской сцены», орденоносица (Орден Трудового Красного знамени)…

Начинаю вспоминать роли её — ещё больше дух захватывает: Надя («Мои Надежды»), Фелицата («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Отавина («Беседы при ясной луне»), Бессеменова («Мещане»), старуха Анна («Последний срок»), Ихменева («Униженные и оскорблённые»), Мод («Гарольд и Мод»)… А «Ретро»! А «На дне»! А «Московские кухни»! А «Пока арба не перевернулась»!.. А «У войны не женское лицо»!..

Режиссёр спектакля «У войны не женское лицо» Геннадий Тростянецкий великолепно сформулировал, говоря об Елене Ивановне: «Настоящий актёр всегда моделирует в себе человеческое бытие… Вот казалось бы — абсолютное признание, детишки поставлены на ноги, все звания есть, ездит на гастроли — и вместе с тем, на репетиции сидит как школьница, волнуется, получится или нет, и в этом нет никакой позы… И продолжает оставаться очень ранимым человеком… Только пусть у вас не сложится мнение, что вот, мол, она волнуется, трепещет, зная при этом, что в итоге всё получится гениально. В том-то и парадокс, что это не так, и что у неё действительно — страх и неуверенность перед каждой новой ролью. Я начинаю понимать причину этого: прошлое неотступно следует за тобой, и хорошее, и плохое, и в твоё подсознание закрадывается «опасная идея» — соответствовать тому положению, которое ты занимаешь. И — ужас не соответствовать этому… Она — камертон в омском театре. Её личность очень многое определяет...».

Литературовед и критик Сергей Поварцов неизменно говорил: «Псарёва воплощает дух омского театра».

Замечательные слова Артура Хайкина: «Я заметил: что бы Псарёва ни играла, — всегда получается “про совесть”». Впрочем, было у Артура Юзефовича и «покаянное» воспоминание: «Моей первой постановкой в Омске была «Мария» Салынского. Псарёва играла роль матери главной героини. Осталось впечатление об очень дисциплинированной актрисе, всегда собранной, серьёзной, чётко репетирующей и играющей на сцене. Но особого повода влюбиться в эту актрису не возникало… Одним словом, нормальная профессиональная актриса».

…Один из наших «серьёзно-несерьёзных» диалогов с Псарёвой я начал, используя только что процитированную фразу Хайкина:

— Елена Ивановна, Вас не беспокоит, что режиссёры не влюбляются в Вас в первого взгляда?
— Абсолютно нет, абсолютно… Да я об этом никогда в жизни и не думала — любит меня режиссёр, не любит. Меня всегда волновала только моя работа, понимаю я режиссёра или нет, могу ли я ему ответить профессионально. А уже потом накапливаются понимание, нежность, любовь...
— Если бы Вы в своё время закончили металлургический институт, были бы Вы сегодня народным металлургом России?
— Нет! Никогда!
— Несколько лет назад Вы усиленно изучали английский язык. Как дела в этом направлении?
— Никак. Тупая я оказалась на языки.
— Какое место в Вашей судьбе занимает спектакль «Гарольд и Мод»?
— Я со слезами расставалась с этим спектаклем… Я влюблена в Мод. Я учусь у неё жизни… Вот этот её монолог люблю: «Какое это чудо — вся эта жизнь вокруг нас! Всё вокруг — живое… Каждый живёт взаперти. Но ведь можно открыть окна… обнаружить других, осмотреться — и полететь!.. Как это прекрасно — перепрыгнуть через стену и спать под открытым небом… И чего мне бояться? То, что мне известно, — я знаю, а что неизвестно, — стараюсь познать… Я причащаюсь к жизни…»

— А «старуня», старуха Анна в «Последнем сроке»?
— Она и по сей день — моя боль и моя любовь. Я даже не представляю, как бы сейчас жила, если бы её тогда не сыграла...

…Начинаю вспоминать «Золотую маску» 1997-го, чему посчастливилось быть свидетелем, — и вообще дыхание замирает: переполненный «бомондный» зал Театра имени Вахтангова, все встают, овация, а на сцене — сидящие в тронных креслах национальные лауреаты в номинации «Честь и достоинство»: актриса Елена Псарёва и драматург Александр Володин…

…Много лет назад была такая передача на радио — «СЛЕД», и мы с журналисткой Ларисой Егоровой в один из майских дней с преогромным трудом уговорили актрису приехать на радио. Та радиопередача очень неожиданно началась. Елена Ивановна послушала-послушала нас с Егоровой, да и сказала-прервала: «Я к себе очень строго отношусь, я не обольщаюсь на свой счёт. Я не уверена в своём профессионализме, в своём праве что-то говорить о себе…»

…А ещё в той майской радиопередаче мы о войне говорили с Еленой Ивановной. Май — всегда память о войне…

«22-е июня я встретила с Новокузнецким ТЮЗом в Карачах, на гастролях… Вернулись… Узнали, что ТЮЗа больше в Новокузнецке не будет. Рискнула обратиться в драмтеатр, получила отказ… Снова пошла в институт, потом — в металлургический техникум… Три месяца просидела-промучилась — и поняла уже окончательно: это — не моё… А тут концертные бригады начались… И вдруг в 1942-м получила неожиданное приглашение из Новосибирска, из Театра кукол Образцова (он там организовал филиал Центрального театра кукол)… Труппа состояла из 24-х артистов, плюс 15 человек — оркестр. Мне так понравилось работать с куклами! Кого только не играла: и лягушек, и ворон всяких разных!.. В 1943-м поехали в Калининскую область, в прифронтовую полосу. 30-го апреля приехали — и сразу же попали под бомбёжку… Жили мы на берегу Волги, недалеко от нас стояли пушки… Объездили всю Калининскую область… Освобождались города — и мы тут же оказывались там… Было очень трудно развеселить детей, очень трудно… Глаза у них были недетские…

Нас захотели оставить в Калинине… И мы, все сибиряки, возможно, сделали глупость: мы все захотели домой. Сергей Владимирович Образцов разговаривал со мной всю ночь, весь день… А я стояла твёрдо на своём: нет, домой, и моя задача — попасть в драматический театр!..»

…На фотовыставке 1991-го года, посвящённой юбилею Псарёвой, в «Книге отзывов» была особая запись: «Удивительная Елена Ивановна! Ваше творчество, Ваш актёрский неповторимый дар, Ваш облик русской актрисы — спасательный круг для захлёбывающегося театра. Глядя в Ваши святые глаза, начинаешь робко верить, что будет ещё для театра небо в алмазах, а иначе куда же уйдёт весь жар души таких, как Вы, мучеников театра. Омский театр никогда не опускался на самое дно, он был всегда богат актёрскими талантами. И сегодня, в штормовую, шальную погоду омичи-актёры выдюжат, тому порукой — Вы, дорогая Елена Ивановна. С глубоким уважением и почтением, — Ваш Михаил Ульянов».

Елена Ивановна Псарёва так прокомментировала эту запись нашего прославленного земляка: «Нет, я не согласна с таким определением — «мученик театра». Я не могу назвать себя «мучеником». Я так люблю театр!.. Это счастье, что я работаю в нём!.. А если и «мученик» — то в самом святом понимании этого слова»…

…В театре, до его капитального ремонта в истоке 21-го века, было уютное место, «курилка», где любили собираться актёры «во главе» с Е.И. Псарёвой (сейчас на этом месте висит её фотография).

…В феврале 2007-го в Омском академическом театре драмы был Вечер памяти Елены Псарёвой. На этом же Вечере состоялась презентация изданной в серии «Мастера сцены» книги Светланы Яневской «Елена Псарёва»…

Сегодня, в 100-летие со дня рождения Елены Ивановны и в память о ней, — я хочу процитировать небольшой фрагмент нашего с бардом Сергеем Олейником выступления на этом Вечере.

…Теченье дней — то ль бурное, то ль плавное…
«Февраль. Достать чернил…» —
                            и вспомнить главное,
забыв про туш и про литавров медь…
На этом месте, что зовут «намóленным»,
«святым» зовут, —
                            стоять сегодня бóльно нам.
Как на «курилку» бывшую смотреть...


(на мелодию песни М. Табачникова «Давай закурим…»)

Жизнь промчится складно, и легонько лягут
все десятилетия — бусами на нить.
И в кругу с друзьями часто вечерами
поколенья будущие будут говорить

про нашу жизнь, которая
стала вдруг Историей…
Будут очень вдумчиво когда-то говорить
и про все утраты,
и про драмтеатр,
и что было с ке́м там когда́-то покурить…

…Сегодня вечер — дольше века длится,
Но не растёт забвения трава...
Сегодня не боюсь я повториться,
И вспоминаю давние слова:

Театр! Здесь Музы не опустят крылья!
Но если вдруг становится «темно»,
Я вижу, как выходит Чонишвили
И поднимает шпагу Сирано.

И над порывом творческих дерзаний,
Над сценой, что хранит добро и честь, —
Встаёт улыбка Ожиговой Тани,
Прекраснейшая, как Благая Весть.

Какие горизонты, дали, шири
За той далёкой, зыбкою чертой!..
Теплов, Мальчевский, Щёголев, Каширин!..
И Алечка Булатова... Бог мой!..

За зыбкою чертой, где всё — не втуне,
И где Судьба не превратилась в Рок,
Где проступают светлый лик «старуни»
И горькие слова: «Последний срок».

И там же, рядом, вдоль обрыва – кони,
И всадников отчаянных — не счесть...
Плеяда Мастеров, в которых — корни.
Основа корневая эта — здесь!

…………………………………….

(финальный куплет песни Ю. Визбора «Ты у меня одна»)

Вот поворот какой делается рекой.
Можешь отнять покой, можешь махнуть рукой.
Можешь отдать долги, можешь любить других,
Можешь совсем уйти — только свети, свети!

Я знаю: свет Её — не канет в Лету,
Проступит он в любой кромешной мгле.
И книга, что о Ней, — во имя света,
Во имя нас, живущих на Земле.

Когда есть свет, — нету ни лжи, ни фальши,
Когда есть свет — крылаты все дела…
Давай закончим так, как было раньше,
Когда Псарёва — рядышком была!..

(на мелодию песни Я. Френкеля «Бьют свинцовые ливни…»)

— Выступленье итожим
Мы улыбкой своей:
Денисенко Серёжа...
— И Олейник Сергей.

И трепещет гитарная струна
От темна до темна…
Много в драме артистов,
А Псарёва — одна!..


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

17.05.2021

Поддерживаете ли вы намерение властей ужесточить выдачу оружия после трагедии в Казани?

Уже проголосовало 113 человек

26.03.2021

Кого бы вы хотели видеть на посту мэра города Омска?

Уже проголосовало 237 человек



























Блог-пост

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

Александр Минжуренко

— историк, политик

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания от Алексея Алгазина

Кредо

Правила воспитания от Алексея Алгазина

Известный юрист выдал «ВОмске» свои семейные секреты.

1086115 июня 2021
Правила воспитания от Нателлы Кисилевской

Кредо

Правила воспитания от Нателлы Кисилевской

Известные омичи в новом проекте «ВОмске» — о том, как они воспитывают своих детей. Сегодня своими мыслями с нами поделилась популярный блогер Нателла Кисилевская.

1383114 июня 2021
В «Ладу» с душой и музыкой

Story

В «Ладу» с душой и музыкой

Пока для граждан, подданных разных стран границы Европы закрыты — мир объединяет музыка. «Встречаемся в Париже» — предлагает в своей новой программе Русский камерный оркестр «Лад», уникальный для нашего города коллектив, отметивший в этом году свое тридцатилетие.

204511 июня 2021
Георгий Кичигин. О времени и о себе

Кредо

Георгий Кичигин. О времени и о себе

«Чтобы показаться и запомниться, художнику нужно повеситься. Если не картинками, то самому. За ноги. Это в духе сегодняшнего времени».

464823 мая 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх