«Химикат вливается в зал»...
Второй спектакль фестиваля «Золотая маска» в Омске, посвященного творчеству Достоевского, вызвал большой ажиотаж, что связано, конечно, с именем режиссёра. Это «Преступление и наказание» Санкт-Петербургского театра «Приют комедианта» в постановке Константина Богомолова.
140627 мая 2021
Когда-то его спектакль «Старший сын», поставленный в МХТ, привозили в Омск, кажется, на фестиваль «Академия». Помню тогда своё недоумение: и что все про этого Богомолова как про новатора? Абсолютно традиционный спектакль. Добротный, с отличными актёрскими работами, но не выламывающийся из традиции. Потом были другие спектакли МХТ — «Мужья и жёны», «Идеальный муж», «Карамазовы» — и тогда уже стало понятно, что Богомолов не повторяется. Хотя, есть во всех этих спектаклях и общее — они перенесены в сегодняшний день. Помню, на «Карамазовых» подумалось: «Это поперёк Достоевского». Вначале показалось, что режиссёр пытается отрицать классика, но потом дело представилось сложнее: это приговор нашему сегодняшнему духовному разложению, нашей невозможности веры в торжество добра. И сделан он в стилистике раблезианской избыточности.
Иное дело — «Преступление и наказание» в «Приюте комедианта». Здесь — опять другой Богомолов. Абсолютно аскетичное серое пространство сцены, созданное Ларисой Ломакиной. Лишь подчёркивающие графику пространства лампы время от времени меняют цвет. Некое возвышение у задней стены, которое используют то как скамью, то как подмостки, то как кровать, да по боковым порталам — то ли офисные полки, то ли барные стойки. Всё. Не та ли это серая «паучья банка вечности», о которой говорит Свидригайлов?
1Спектакль очищен от авторских описаний да и от действия: детективный сюжет тоже остаётся снаружи, поэтому не читавший роман школяр не разберётся в происходящем. В сухом остатке — высказывания героев, в основном, монологические. Только монолог Мармеладова (Илья Дель) звучит 15 минут кряду! И оторваться невозможно: в чёрном костюме-двойке, с бабочкой под белоснежным воротничком рубашки он, словно комик-стендапер, взбирается на помост и «продаёт» страдания своей семьи: сегодня Раскольникову, вчера, возможно, — другим посетителям кабака...
Или вот самое начало спектакля: выходит на авансцену юное существо и произносит текст письма Пульхерии Александровны сыну Родиону. Что за нестыковка? А ведь всё верно: мать Раскольникова — существо наивное, неповзрослевшее, «пионерка», как сказала о своей героине на встрече со зрителями исполнительница этой роли Алёна Кучкова. Но именно благодаря этой наивности безусловно принимающая сына. Однако, понимающая ли?..
А вот Соня Мармеладова (Марина Игнатова): тронутые сединой волосы, прямая стать несгибаемого человека. Да, она прошла такой путь, что внутренне стала гораздо старше маменьки Родиона. И она готова брать на себя чужое страдание. «Ты себя убила», — говорит ей Раскольников. Но она это для других сделала, для их спасения. И чувствует Родион, что она — сильнее, чем он — «идейный» убийца.
Её путём идёт и Дуня Раскольникова (Мария Зимина). Здесь она любит Свидригайлова, что прорывается лишь раз в последнем объятии, но долг побеждает: «Я другому отдана и буду век ему верна». Она ведь, как мы помним, ради брата готова принести свою жизнь в жертву. А здесь ещё и Лужин (Алексей Ингелевич) никакой не злодей, а существо беспомощное, бессловесное, «с ограниченными возможностями здоровья». Сущий ребёнок, милый карлик, которого Дуня водит за руку. И без неё он пропадёт. Поэтому их брак, освященный нимбами милицейских фуражек, здесь, в отличие от романа, состоялся.
Свидригайлов (Валерий Дегтярь) вначале невероятно приятен: тихий рефлексирующий интеллигент, такой и мухи не обидит. Но куда заводят его рефлексии! В какие бездны порока! И как он любит эти бездны! И остановиться-то не может, рассказывая о своих страстях. «Самое страшное, что такие «тихие люди» — среди нас, а мы и не догадываемся об их сущности, пока не случится трагедия», — делился актёр своим пониманием героя на встрече со зрителями.
Непривычен и Порфирий Петрович (Александр Новиков). Не интеллектуал-следователь, а прожжённый мент. Ментовская интуиция выводит его на Раскольникова, а зацепок — нет! И это бессилие для него — главная мука. Кстати, если абстрагироваться от романа, то в спектакле до конца и не понятно: совершил ли Раскольников преступление или это его мечта о том, чтобы «право иметь» распоряжаться чужими жизнями? Дмитрий Лысенков считает своего героя «чёрным человеком»: «Циничный, идеологически фашиствующий, ницшеанского толка элемент, для которого Бог умер», — так он его характеризует. И никакого сочувствия вызвать к нему у зрителя не хочет. Поэтому совет Сони покаяться публично его Раскольников выполняет по-своему. Не покаянно, а гордо бросает он в зал: «Это я убил!». Мол, знайте все: вы на такое не способны, а я могу! И это — «посильнее «Фауста» Гёте»!
Основной конфликт переносится в зал: это столкновение между нашими уже сложившимися представлениями о первоисточнике, об известных кино- и театральных интерпретациях и тем, что предложил Богомолов. А поскольку бэкграунд у всех разный, то и реакции на спектакль появляются полярные: «Это же мейнстрим — перенос в современность! Зачем?». «Какая-то читка для школьников!». «Шедевральная работа актёров!». «А где про духовные поиски?». «Какой-то чересчур спокойный Достоевский получился». «Текстоцентричный спектакль. Энергия мысли здесь воздействует и рождает сопереживание». Обсуждали в антрактах, на встрече с актёрами, продолжаем спорить в соцсетях. Это ли не показатель попадания в нерв современности? Во время встречи со зрителями актёр Валерий Дегтярь рассказал о позиции режиссёра Богомолова: «Мы — химикат, который вливается в зал, а проявляет плёнку зритель». Поэтому любая трактовка верна. Для трактующего.
2
Оригинал в Facebook автора.
Фото:автора и Омского драмтеатра
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
83416 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
820921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
75418 ноября 2024
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
18022 ноября 2024
Чёрная клоунада о юных бандитах
19921 ноября 2024
24120 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей
38218 ноября 2024
45515 ноября 2024
46614 ноября 2024
«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»
55813 ноября 2024
Достоевский: сейчас или всегда?
41712 ноября 2024
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии