Все позволено!

Второе пришествие в Омск Театра Балета Бориса Эйфмана состоялось благодаря фестивалю «Золотая Маска», программа которого в этом году полностью посвящена творчеству Фёдора Михайловича Достоевского.

168829 мая 2021
Все позволено!

Первое случилось ещё в советские 80-е, тогда в программе были два одноактных балета, один из которых — «Идиот» на музыку 6-й симфонии Чайковского. С тех пор, слушая эту музыку, всегда вспоминаю то давнее потрясение, а ведь прошло без малого сорок лет!

И вот вчера в Омском государственном музыкальном театре вновь причастилась. Балет «По ту сторону греха» по роману «Братья Карамазовы». Да, пластическое воплощение этого романа оказалось под силу жанру «психологического балета» (так его определяет сам хореограф). Здесь, наверное, тоже есть па-де-де, гран-па, адажио, дивертисменты, но вычленить их, как в классическом балете, невозможно: мы с первых же тактов музыки погружаемся в страстные споры братьев, разгульные оргии отца, ревность, бесплодные попытки примирения...

1

Звучат здесь и «проклятые вопросы» Достоевского. «Если Бога нет, то всё позволено?», — слышим мы в самой кульминации первого акта, и текст оказывается абсолютно точным развитием музыкального рисунка, буквально требующего пластического воплощения. Да, Достоевский, оказывается, невероятно музыкален!

В этом мы убеждаемся и во втором акте: удивительный приём используется ещё раз, когда спор Ивана и Алёши материализуется в образах Великого Инквизитора и Христа. И вновь текст Достоевского гармонично сопрягается с музыкой Рахманинова, Вагнера, Мусоргского.

Как всегда у Эйфмана, идеально работает кордебалет. Вот Иван — Великий Инквизитор — управляет массой, счастливой своей рабской покорностью. Но Алёше это невыносимо. Замысел писателя, не реализовавшийся в романе — привести Алёшу в революционеры — воплотился здесь. Ведомый человеколюбием, Алёша освобождает узников. И теперь это уже толпа, властвующая над своим освободителем: задавая страшный ритм, подчиняет его движения своей воле, сметает всё вокруг, сбрасывает Божий крест и... возвращается в свою темницу. Инквизитор победил? Но младший брат, истерзанный, однако, не сломленный, взваливает крест на спину и начинает медленно подниматься ввысь...

Мы выдыхаем: падение человека не окончательно, путь к искуплению открыт... Великому искусству всё позволено! Даже воплощать текст гениального пятикнижия в танце!

Оригинал в Facebook автора


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

05.07.2021

Как вы относитесь к обязательной вакцинации от COVID-19?

Уже проголосовало 81 человек

17.05.2021

Поддерживаете ли вы намерение властей ужесточить выдачу оружия после трагедии в Казани?

Уже проголосовало 190 человек



























Блог-пост

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

Елена Завьялова

— омичка

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания от Дмитрия Буцика

Кредо

Правила воспитания от Дмитрия Буцика

Организатор известного омского проекта «Своя дорога» рассказал, как знакомит маленького сына с природой, а тот учит отца «соответствовать».

46627 июля 2021
Правила воспитания от Игоря Козловского

Кредо

Правила воспитания от Игоря Козловского

Омский юрист рассказал, как он воспитал двух отличников и просто хороших людей.

76726 июля 2021
Ивановы в цирке и вокруг него: династия рекордсменов

Story

Ивановы в цирке и вокруг него: династия рекордсменов

Михаил идет по канату, одновременно отбивая головой мяч, а после жонглирует семью мячами во время движения на моноколесе. Повторить эти трюки никто в мире пока не сумел: подтверждено самой известной книгой рекордов.

1109123 июля 2021
Илья Киргинцев: «В театре должен быть творческий конфликт...»

Кредо

Илья Киргинцев: «В театре должен быть творческий конфликт...»

«Экспериментальное» интервью с директором «Пятого театра», в котором он подводит итоги сезона, объясняет, куда движется театр и говорит, почему не страшно быть театральным «первопроходцем».

3841807 июля 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх