Любви взыскующий
Фестиваль «Золотая Маска» в Омске продолжился спектаклем Московского ТЮЗа по «Кроткой» Достоевского.
159904 июня 2021
Показы прошли в новом сценическом пространстве: на цокольном этаже омского Минкульта по ул. Гагарина. Раньше оно использовалось только как репетиционное, и вот — впервые приняло зрителей. Пожалуй, идеальное место для показа именно этого спектакля.
Зрители, следуя в зал по лишённым окон коридорам и фойе, как бы заранее привыкают к тесному пространству сцены (художник — Мария Утробина): окна в доме героя заклеены бумагой, а если он пытается их открыть, то из-за рамы сыплются в дом... погребальные венки. Лишь однажды он процарапывает «глазок» в другой мир — мир ещё не принадлежащей ему Кроткой. И ещё один раз она сама решительно срывает заслоняющую белый свет бумагу.
1Конечно, интересно было увидеть, какое сценическое воплощение будет найдено этому тексту Достоевского. Здесь ведь нет детективного сюжета, как в «Преступлении и наказании» или «Братьях Карамазовых». Собственно, рассказ этот — монолог человека у гроба жены. Сам Достоевский называл его фантастическим в том смысле, что в реальности записать такой монолог невозможно, нет такого «стенографа», который мог бы зафиксировать то, что человек в таких обстоятельствах говорит и самому себе, и внутреннему собеседнику, и умершей, а может — и Судье свыше.
Режиссёр Ирина Керученко нашла возможность превратить монолог героя в многоголосье: возможность говорить есть и у Кроткой (Елена Лямина). В самом начале её, мертвенно бледную, готовит в последний путь главный герой (Игорь Гордин): украшает жемчугами, румянит и говорит, говорит: как увидел её впервые, как «стал различать» от других закладчиков (он ведь держатель закладной кассы). Вот тут-то Кроткая вступает в рассказ, но говорит о себе в третьем лице. То есть это всё же голос рассказчика, вернее, его представление о голосе Кроткой, о ней самой.
Верно ли оно? Дано ли ему понять, почему жена предпочла шаг в смертную свободу подчинению его правилам? «Она виновата, она виновата!», — повторяет он исступлённо. Но и сам, похоже, этому не верит.
Носитель житейского здравого смысла и безусловной любви к «барыне» тут горничная Лукерья (Марина Зубанова). Её почти безмолвное, но искреннее существование — некий контрапункт голосу героя, стремящегося к искренности и пугающегося всей правды о самом себе. И тогда: «Она виновата, она виновата!». И страшен, и жалок этот человек, взыскующий любви и не умеющий любить, любить без условий, без подчинения другого...
Как выносит актёр каждый раз эту муку? Ведь и для зрителя это изматывающий опыт. И лучше пережить его в театре, а не в собственной жизни...
Оригинал в Facebook автора.
Фото:с сайта moscowtyz.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
83416 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
820921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
75418 ноября 2024
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
18022 ноября 2024
Чёрная клоунада о юных бандитах
19921 ноября 2024
24120 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей
38318 ноября 2024
45515 ноября 2024
46614 ноября 2024
«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»
55913 ноября 2024
Достоевский: сейчас или всегда?
41712 ноября 2024
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии