Отцы и дети Карамазовы
Фестиваль «Золотая Маска» в Омске завершил программу «Достоевский и театр» спектаклем петербургского Малого драматического театра — театра Европы «Братья Карамазовы».
173508 июня 2021
И художественный руководитель театра Лев Додин, и актёры не раз рассказывали, что работа с текстом Достоевского шла более четырёх лет, что актёры перепробовали разные роли, что в процессе работы отпадали сюжетные линии и герои, в результате осталась семья Карамазовых, включая брата Смердякова, и Грушенька с Катериной Ивановной без которых семья эта будет, конечно, неполной. И что в итоге этой огромной работы увидели зрители?
Темноту сцены прорезает луч света, он «гуляет» по сцене, но выхватывает лишь чёрную пустоту (художник по свету Дамир Исмагилов). Наконец, в круге света оказывается сидящий на стуле человек в чёрном с небольшим чемоданом в руках. Вот он встаёт, достаёт из чемодана какие-то вещи, начинает переодеваться, меняя чёрное на чёрное. Света становится больше, мы видим провал в центре сцены. Люк, подполье, преисподняя? Оттуда один за другим появляются люди в чёрном, они заговаривают с человеком с чемоданом. Становится понятно, что это Алёша (Евгений Санников), вышедший из монастыря для «земного послушания», вернулся в дом отца, где и встречают его Фёдор Павлович (Игорь Иванов) и братья Дмитрий (Игорь Черневич) и Иван (Станислав Никольский). Оттуда же, из недр земных, появляются и Грушенька (Екатерина Тарасова), и Катерина Ивановна (Елизавета Боярская). Через некоторое время является ещё и Смердяков (Олег Рязанцев). Вот и всё.
1Пространство сцены свободно, из реквизита — лишь разнокалиберные стулья, сваленные в кучу как символ хаоса в доме Карамазова (сценограф Александр Боровский). Есть ещё металлическая решётка, которая время от времени движется через всю сцену от одного портала к другому. Так надвигается на героев неизбежность. Надвигается под звуки фокстрота, фривольная мелодия которого кажется удивительно знакомой. И в какой-то момент герои запевают: «Раскинулось небо широко...» (мы-то знаем «Раскинулось море широко», но есть, оказывается и такой вариант).
Все семеро, практически, всё время на сцене, монолог любого превращается в полилог: его подхватывают остальные, продолжая рассказ как участники событий, о которых ведётся повествование, или споря с рассказчиком. Сыновья выясняют отношения то с родным отцом, вспоминая детскую брошенность, то с Отцом Небесным. Отец Карамазов непреклонен, помощи от него не будет никому. А Отец Небесный? Поможет ли? Поддержит ли? Или нет его вовсе и «всё дозволено»? Луч небесного света, порой, переливается в зал, значит, этот вопрос и к нам обращён?
Диссонанс внутри каждого и в отношениях всех со всеми обнажается, когда вновь звучит фокстрот, но на его фоне Митя затягивает бетховенскую «Оду к радости», которую постепенно подхватывают и остальные: «Люди — братья меж собой!». Однако для Карамазовых братство по «дурной крови» становится проклятием.
А вот Грушенька и Катерина Ивановна здесь — словно сёстры-близнецы понимают друг друга, поскольку обе жаждут власти, пожалуй, больше, чем любви. Грушенька даже «косплеит» Катерину Ивановну, пытаясь соблазнить Алёшу как когда-то Катерина Ивановна — Митю. Но Алёша, смирившийся было с карамазовским в себе, видит вдруг в ней лик Богородицы, к иконе которой когда-то поднимала его «блаженная» матушка.
Суд над Митей вершит отец: он предстаёт как судья, ведущий судебное заседание. Или судит Отец? Суд земной или небесный? Этот выбор делает каждый, и приговор себе каждый тоже выносит сам. Но Смердяковское: «Мы все и убили», — принимают все. Но раскаиваются ли? Нет, не верит этому Алёша и бунтует: «Я хочу сжечь этот город. Я подожгу и буду смотреть… А может быть, подожгу и сам со всеми останусь гореть – я ведь тоже этот город».
У Достоевского этих слов нет, но здесь они воспринимаются как неизбежность. Тем более, что остальные вместо покаяния затягивают под весёлый фокстрот «Раскинулось небо...», а затем и в разнузданную пляску пускаются. Тут и надвигается на героев неизбежность: охваченная пламенем металлическая решётка пересекает сцену, захватывая и поглощая в адском огне беснующихся. И снова тьма. Снова луч небесный обшаривает пустое пространство и... натыкается на человека в чёрном с небольшим чемоданом в руках. Всё, как в самом начале.
А может, ничего и не было? И всё это происходило только в голове автора? Может, это Достоевский со своими героями разговаривал? И с нами...
2
Оригинал в Facebook автора.
Фото:с сайта mdt-dodin.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
83316 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
816921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
75218 ноября 2024
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
17922 ноября 2024
Чёрная клоунада о юных бандитах
19821 ноября 2024
24020 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей
38218 ноября 2024
45515 ноября 2024
46614 ноября 2024
«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»
55813 ноября 2024
Достоевский: сейчас или всегда?
41612 ноября 2024
— депутат Государственной Думы
— попутчица
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии