Страшно. Смешно
Театр имени Евгения Вахтангова открыл гастроли в Омске спектаклем по пьесе Фридриха Дюрренматта «Ромул Великий».
221418 июня 2021
Пьеса написана в 1948 году, когда падение фашистского режима определяло жизнь Европы, но события в ней представленные — это 476 год, время падения Римской империи. Конечно, исторические параллели здесь важнее исторической точности, не случайно сам драматург определил жанр пьесы как «исторически недостоверная комедия».
Падение империи представлено не только как благо, но и как цель императора Ромула: «У меня нет желания задержать ход мировой истории». Его любимое занятие — куроводство, своих кур он называет именами императоров: они должны нестись, чтобы кормить людей.
Окружение Ромула жаждет спасти империю, готово на жертвы, на «тотальную мобилизацию», а Ромулу это «даже стилистически неприятно», он выставляет против ста тысяч наступающих «германцев» пятьдесят своих воинов и ждёт смерти от рук врага: «За последние столетия мы столько раз жертвовали собой для государства, что пора бы государству пожертвовать собой для нас». Сподвижники же считают это изменой, они готовы свергнуть императора, но получают отповедь: «Не я изменил родине. Рим сам себе изменил. Он знал правду, а предпочел силу». Как тут не вспомнить «Сила в правде, брат»!
1Да, написанное более семидесяти лет назад звучит пугающе актуально, и режиссёр Уланбек Баялиев эту актуальность трагикомически обостряет. Ромул (Владимир Симонов) здесь — один из немногих человек без маски. Он искренен в своём желании погубить построенную на крови империю, и эта искренность контрастирует с поведением всех остальных, что рождает то комический, то трагический эффект. Да, Симонов, существующий на контарсте с остальными, «держит» спектакль, но вокруг него, как вокруг стержня, вращается фантастический актёрский ансамбль.
Вот императрица Юлия (Яна Соболевская), провозгласившая себя «матерью отечества» и старательно играющая эту роль: она не может позволить себе ни одного невеличественного шага или жеста. Или военный министр (Олег Лопоухов), маленький вертлявый человек с огромными погонами и таким же самомнением, смешно стремящийся соответствовать своей должности. А вот антиквар (Олег Форостенко), скрывающий своё лицо за большими тёмными очками и один из немногих, кто не жалеет о развале империи: «Как антиквар, я только развалами и живу». Этому рад уже сдавший Восточную империю жеманный брат Ромула Зенон (Владислав Демченко). Префект кавалерии Спумий (Виталийс Семёновс) на наших глазах из героя, воина с запекшейся на лице кровью превращается в шута, развлекающего публику «хитом» «Я не спал сто часов» и проспавшего в конце концов гибель империи.
Трогательна Рея, дочь Ромула (Евгения Ивашова): она увлечена театром, репетирует роль Антигоны и, вроде бы, искренне готова принести себя в жертву ради спасения отчизны. Но не влияние ли это классического образа? Не стремление ли «сыграть роль», как на сцене, усугублённое, к тому же, требованием жертвы со стороны любимого человека? Её жених Эмилиан (Владимир Логвинов) бежал из германского плена и маску носит не потому, что хочет скрыть свои намерения, а потому, что изуродован врагами. Травмированный войной, он требует жертвы и от Реи: отказаться он него, выйти замуж за «фабриканта штанов» Цезаря Рупфа (Евгений Косырев), который в обмен на экономические преференции и брак с принцессой готов вложиться в спасение империи. Вот кто искренен не менее Ромула: «Одно из двух: или фирма, или империя, и я скажу без обиняков — пусть лучше фирма, она дает больше прибыли». Но Ромул дочерью не торгует и отказывается от «выгодного» предложения. Впрочем, при приближении германцев те, кто жаждал жертвовать собой, спасая империю, отплывают на Сицилию и... гибнут.
Ещё один искренний человек — предводитель германцев Одоакр (Максим Севериновский). Он оказывается последователем Ромула и в куроводстве, и в политике: «Твой враг тоже человек, и так же, как ты, он хочет быть справедливым». И что же им делать, жаждущим мира, а не войны? Родины, а не «абстрактной идеи государства»? Они в замешательстве, но на помощь к ним приходит актёр Филакс (Павел Тэхэда Кардэнас). Он, собственно, почти всё время был в гуще событий, поражал немыслимыми кульбитами и перевоплощениями — от курицы до модели, демонстрирующей те самые «штаны». Он-то и приносит томик с текстом Дюрренматта, в котором есть решение: «Попробуй за те немногие годы, которые тебе предстоит править миром, внести разум в безумие. Подари германцам и римлянам мир. Принимайся же за дело, князь германцев. Правь теперь ты! Не героические это будут годы, но их причислят к счастливейшим годам нашей беспокойной земли».
2Вместо гибели Ромул получает от «врага» пенсию «с бесплатным проездом в общественном транспорте», и это для него — страшнее гибели. Он превращается в немощного старика, но мужественно принимает от Дюрренматта свою участь, как и положено герою.
Говорят, Уланбек Баялиев будет ставить что-то и в театре-побратиме Вахтанговского: Омский академический театр драмы. Будем с интересом ждать.
Оригинал в Facebook автора.
Фото:Андрея Кудрявцева
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
Чёрная клоунада о юных бандитах
11321 ноября 2024
17720 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей
32018 ноября 2024
43515 ноября 2024
44614 ноября 2024
«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»
51113 ноября 2024
Достоевский: сейчас или всегда?
38212 ноября 2024
58808 ноября 2024
— депутат Государственной Думы
— омичка
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии