
Восемь снов Юрия Бутусова
Художника, как известно, «должно судить по законам, им самим над собою признанным». И не только по законам Бутусова (а здесь творческий метод режиссёра реализуется в полную силу), но и по законам Булгакова, давшего пьесе подзаголовок «Восемь снов» и таким образом легитимировавшего возможность фантасмагорической интерпретации.
161122 июня 2021
Спектакль Вахтанговского театра «Бег» — это спор со ставшим каноническим воплощением произведения Булгакова: фильмом Алова и Наумова. Допускаю, что режиссёр Юрий Бутусов и не думал вступать в этот спор, но в восприятии зрителей он неизбежен. Поэтому во время антракта гастрольного показа «Бега» в Омске в зале то и дело слышались реплики переговаривающихся зрителей: «Вот у Хлудова-Дворжецкого был взгляд!», «А помнишь Чарноту-Ульянова?», — ну и так далее.
Однако, художника, как известно, «должно судить по законам, им самим над собою признанным». И не только по законам Бутусова (а здесь творческий метод режиссёра реализуется в полную силу), но и по законам Булгакова, давшего пьесе подзаголовок «Восемь снов» и таким образом легитимировавшего возможность фантасмагорической интерпретации. Да ведь и основана пьеса не на личном опыте, а на воспоминаниях побывавшей в эмиграции жены писателя. Интерпретация травматичного опыта другого человека — это ли не фантазия?
1Спектакль начинается с бега в прямом смысле: мимо погружённой в болезненный сон Серафимы проносятся люди, откуда-то доносятся обрывки фраз... Ощущение урагана, сметающего привычную жизнь, останется до конца спектакля.
Необычайно сложна сценография спектакля. Окраина родины, откуда вынуждены бежать «проигравшие», — это бессмысленное нагромождение фрагментов изломанной прошлой жизни, хаос, от которого они спасаются. Но Константинополь ещё страшнее: это пустая планета, в чёрном безвоздушном пространстве её небес видны такие же далёкие и пустынно-чуждые планеты... «Душный город!», — повторяют невольники этой вселенной.
Бег не прекращается и здесь, потому что теперь бегут они от самих себя, пряча боль в гриме «белого клоуна»: «Надо следить за своим лицом, чтобы никто не застал врасплох, чтобы не понял никто, как плох...». Этот побег мог бы удаться, но сны, сны...
Им ли это всё снится или уже нам, сегодняшним, если отплытие из Крыма сопровождается саундом «Океана Эльзы», вестовой Крапилин читает Маяковского, а Чарнота, приняв решение остаться в «душном городе», распевает залихватское: «Я остаюсь, чтобы жить!» «Чёрного обелиска»?..
Когда спектакль окончился, выходившие из театра притихшие зрители уже не вспоминали фильм. Театр сумел погрузить нас в свои сны и сделать их нашими.
Оригинал в Facebook автора.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 38 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 182 человека
Самое читаемое
Выбор редакции
Кто прошлое помянет, тому на концерт Олега Митяева
147922 октября 2025
Перенастройка налоговой системы может быть более тонкой и выверенной
97507 октября 2025
«Рецепт молодости – он простой: надо очень верить в жизнь!»
1835216 сентября 2025
31821412224
Записи автора
23906 ноября 2025
40403 ноября 2025
57229 октября 2025
113920 октября 2025
59519 октября 2025
Как играть на бирже? Или не играть?
70814 октября 2025
78108 октября 2025
73204 октября 2025
— психолог
— омичка
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске





























Комментарии