«Жалкое подражание!»
Убеждение, что всякое подражание непременно ведёт к созданию низкопробного продукта, — нежизнеспособно и малоэффективно для развития профессиональных навыков.
«Жалкое подражание!» — кинул Антон в личку Сереге после прослушивания музыкального альбома нашумевшей группы, о которой приятели спорили в чате уже не первый час. Молодые люди познакомились в курилке универа, и как-то сразу разговор зашёл о музыке, вкусовых предпочтениях и любимых «нетленках», на которых выросло их поколение. Новоиспеченные студенты факультета дизайна и архитектуры получили своё первое серьезное задание — создать проект и представить его на семинаре через неделю. Но, как это часто бывает у студентов, вместо подготовки к занятиям жизненно необходимым становится перекусить, глянуть новый выпуск модного подкаста или послушать свежий музыкальный альбом и обсудить с приятелем. Антон был уверен, что все великое и достойное создаётся исключительно талантливым автором, чей гений рождается вместе с самим человеком. Когда он все-таки сел за свой проект, его охватила тревога, а затем злость — он не мог найти оригинального решения, не удавалось создать нечто абсолютно уникальное, что выделило бы его из общей массы студенческого потока. Все, что набрасывала рука, нервно водя карандашом по девственному листу, казалось Антону неоригинальным, вторичным, суррогатным... «Жалкое подражание!» — брошенный в переполненную урну бумажный комок отскочил и закатился в угол. Антон был в отчаянии. В голове пульсировала мысль, что он выбрал не ту профессию, что он бесталанный неудачник и никогда не станет классным специалистом, ибо не может создать что-то уникальное и особенное.
Если бы в этот период Антон обратился к психологу, то получил бы такой комментарий.
1Убеждение, что всякое подражание непременно ведёт к созданию низкопробного продукта, — нежизнеспособно и малоэффективно для развития профессиональных навыков. Биологическая природа феномена подражания заставляет как минимум усомниться в его вредности.
Что есть подражание? В широком смысле это следование некому образцу, копирование. В узком — это механизм социализации и развития, в основе которого лежит викарное научение или обучение через наблюдение. Детёныши животных и человека наблюдают за поведением взрослых особей (т.е. имеющих определённый опыт), копируют наиболее яркие особенности и пытаются их воспроизвести. Эта способность нашей психики обеспечивает выживаемость и развитие организма.
Желание создать нечто выдающееся может быть продиктовано потребностью в признании, в реализации амбиций, что само по себе естественно и похвально. Однако наделяя слово «подражание» исключительно негативной коннотацией, Антон фактически запрещает себе учиться.
Современный мир с его парадоксальной установкой на оригинальность и в то же время требованием соблюдать жанровые каноны действительности пугает нас, когда мы принимаемся творить и созидать своё. В калейдоскопе бизнес-аккаунтов первоклассных специалистов, стартаперов, признанных художников и музыкантов безумно страшно ощутить себя жалким подражателем. Страшно оказаться непризнанным, невостребованным, быть подвергнутым критике. Но подчиняясь страху, мы стоим на месте, не оставляя шанса каким бы то ни было способностям в нас проявиться.
Все великие подражали великим!
Юный Пушкин, влекомый байроновскими мотивами, питал свой талант посредством подражания, постепенно оттачивая свой уникальный стиль. Художники эпохи Возрождения вдохновлялись искусством античного мира. Дизайнеры первых модных домов берут за основу своих коллекций концепты, резонирующие с событиями в обществе. Авиапередвижение возникло благодаря наблюдениям за полетом птиц. В основе всего уникального лежит подражание. В основе таланта — глубина самобытного осмысления известных фактов действительности, возможное при наличии определенных условий.
У Антона такие условия есть. В его распоряжении информационные ресурсы, опыт наставников и будущих коллег, архитектурное наследие человечества в конце концов. И вполне вероятно, что на том смятом листе окажется не что иное как образец для подражания, незаурядное видение привычного, в котором строгий преподаватель разглядит недюжинный потенциал.
Оригинал Вконтакте.
Фото:Рене Магритт «Репродуцирование запрещено», 1937
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
Как сформировать правильные привычки
«Что будет с моей территорией, когда на нее войдет другой человек?»
«Кто не рискует — рискует больше всех»
Имеем ли мы право на веру в чудо?
— Психолог
— депутат Государственной Думы
— попутчица
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии