«Кто не поет, того отпевают»
Вот исполнительницы попробовали петь под аккомпанемент электронных инструментов, вот сами взяли в руки гитару, аккордеон, ложки... и вернулись к исполнению а-капелла. А мы ещё острее почувствовали, что народная песня — не для красоты, для чего-то большего.
Три девушки в чёрном на фоне чёрного задника сцены. Гаснет свет в зале. Первая затягивает грустный напев. Над её головой загораются титры: «Это мой голос. Я выросла в городе. Я не фольклорист». Напев подхватывает вторая девушка. И снова титры: «Это мой голос. Я выросла в деревне. Я не фольклорист». Песню поддерживает третья. И опять надпись: «Это мой голос. Я выросла в пригороде. Я не фольклорист».
Так начинается спектакль (или перформанс? Создатели сами не до конца это определили) новосибирского арт-пространства «Мастерская Крикливого и Панькова». «Ещё один» фестиваль омскго ЦСД продолжили «Коромысли». В этом странном названии суть проекта: нам предлагают не столько этнографические диковины вроде коромысла и прялки, сколько мысли о том, что значит для нас, сегодняшних, возникшие столетия назад песни. И что вообще мы понимаем под «народной традицией»? «Мы пойдём с конём» или «Катюшу»? А так ли это?
1Вот исполнительницы попробовали петь под аккомпанемент электронных инструментов, вот сами взяли в руки гитару, аккордеон, ложки... и вернулись к исполнению а-капелла. А мы ещё острее почувствовали, что народная песня — не для красоты, для чего-то большего.
Девушки поют, а титры над их головами создают контекст, обрастающий смыслами в головах слушателей. Чем была песня раньше? Таким же развлечением, как сегодня? Или обязательной составляющей любого жизненного процесса? Пряла ли девушка, замуж ли её выдавали, прощалась ли с ней перед смертью мать, — всё это воплощалось в песне, сопровождалось ею. Голос тогда получали табуированные ныне темы, такие, как смерть, например. Сейчас люди делятся на исполнителей и слушателей, а всего лишь столетие назад пели все. «Кто не поёт, того отпевают», - сообщили по этому поводу титры...
Вместе с исполнительницами мы, «не фольклористы», продирались к сути народной песни. И когда, неожиданно быстро, титры сообщили, что настало время последней песни, с этим примиряло только одно: нам предложили подпеть, «помычать» её мелодию. И зал сначала тихо-тихо, а потом всё увереннее «замычал». Да, мы пели, значит, мы ещё живы...
Очень заинтересованным было обсуждение спектакля. Режиссёр Полина Кардымон рассказала, что готовить его помогала фольклорист-профессионал, что значительная часть материала собрана в фольклорных экспедициях.
А зрители на редкость открыто делились переживаниями. Многие почувствовали животворную мощь того, что совсем не хочется называть мёртвым словом «традиция». Это жизненная сила народа, которую сохраняют и дарят нам «Коромысли».
«Мастерская Крикливого и Панькова» сегодня, 25 августа, покажет на омском фестивале независимых театров вторую часть этого проекта - «Сыра земля». Зрителями будут и театральные критики: им предстоит принять решение о выдвижении спектакля на премию «Золотая маска».
2
Оригинал в Facebook автора.
Фото:С сайта lab4dram.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
На «Багровом острове» нет календаря
«Щелкунчик» в джазе и другие сюрпризы от филармонии
«В самом себе, как змей, таясь...»
Откуда в Сибири испанская страсть?
«Кто любит сказку, тем — сюда!»
— Психолог
— депутат Государственной Думы
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии