«Кто не поет, того отпевают»

Вот исполнительницы попробовали петь под аккомпанемент электронных инструментов, вот сами взяли в руки гитару, аккордеон, ложки... и вернулись к исполнению а-капелла. А мы ещё острее почувствовали, что народная песня — не для красоты, для чего-то большего.

164925 августа 2021
«Кто не поет, того отпевают»

Три девушки в чёрном на фоне чёрного задника сцены. Гаснет свет в зале. Первая затягивает грустный напев. Над её головой загораются титры: «Это мой голос. Я выросла в городе. Я не фольклорист». Напев подхватывает вторая девушка. И снова титры: «Это мой голос. Я выросла в деревне. Я не фольклорист». Песню поддерживает третья. И опять надпись: «Это мой голос. Я выросла в пригороде. Я не фольклорист».

Так начинается спектакль (или перформанс? Создатели сами не до конца это определили) новосибирского арт-пространства «Мастерская Крикливого и Панькова». «Ещё один» фестиваль омскго ЦСД продолжили «Коромысли». В этом странном названии суть проекта: нам предлагают не столько этнографические диковины вроде коромысла и прялки, сколько мысли о том, что значит для нас, сегодняшних, возникшие столетия назад песни. И что вообще мы понимаем под «народной традицией»? «Мы пойдём с конём» или «Катюшу»? А так ли это?

1

Вот исполнительницы попробовали петь под аккомпанемент электронных инструментов, вот сами взяли в руки гитару, аккордеон, ложки... и вернулись к исполнению а-капелла. А мы ещё острее почувствовали, что народная песня — не для красоты, для чего-то большего.

Девушки поют, а титры над их головами создают контекст, обрастающий смыслами в головах слушателей. Чем была песня раньше? Таким же развлечением, как сегодня? Или обязательной составляющей любого жизненного процесса? Пряла ли девушка, замуж ли её выдавали, прощалась ли с ней перед смертью мать, — всё это воплощалось в песне, сопровождалось ею. Голос тогда получали табуированные ныне темы, такие, как смерть, например. Сейчас люди делятся на исполнителей и слушателей, а всего лишь столетие назад пели все. «Кто не поёт, того отпевают», - сообщили по этому поводу титры...

Вместе с исполнительницами мы, «не фольклористы», продирались к сути народной песни. И когда, неожиданно быстро, титры сообщили, что настало время последней песни, с этим примиряло только одно: нам предложили подпеть, «помычать» её мелодию. И зал сначала тихо-тихо, а потом всё увереннее «замычал». Да, мы пели, значит, мы ещё живы...

Очень заинтересованным было обсуждение спектакля. Режиссёр Полина Кардымон рассказала, что готовить его помогала фольклорист-профессионал, что значительная часть материала собрана в фольклорных экспедициях.
А зрители на редкость открыто делились переживаниями. Многие почувствовали животворную мощь того, что совсем не хочется называть мёртвым словом «традиция». Это жизненная сила народа, которую сохраняют и дарят нам «Коромысли».

«Мастерская Крикливого и Панькова» сегодня, 25 августа, покажет на омском фестивале независимых театров вторую часть этого проекта - «Сыра земля». Зрителями будут и театральные критики: им предстоит принять решение о выдвижении спектакля на премию «Золотая маска».

 

2

Оригинал в Facebook автора

Автор:Елена Петрова

Фото:С сайта lab4dram.ru

Теги:Фестивальтеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

19721 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

17722 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

934104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Ольга Савельева

— попутчица

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3342114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4388210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6200106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1041712 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх